IV. Изложение нового материала.
План
Малый круг кровообращения
Артерии большого круга кровообращения
Артерии головы и шеи
Ветви аорты
Малый круг кровообращения (МКК) начинается в правом желудочке, из которого выходит легочной ствол, и заканчивается в левом предсердии, куда впадают легочные вены.
МКК еще называют легочным – он обеспечивает газообмен между кровью легочных капилляров и воздухом легочных альвеол.
В его состав входят легочный ствол, правая и левая легочные артерии с их ветвями, сосуды легких, которые собираются в две правые и две левые легочные вены, впадая в левое предсердие.
Легочный ствол (truncus pulmonaris) несет венозную кровь из сердца в легкие. Начинается из правого желудочка сердца, идет косо вверх и влево и под дугой аорты на уровне IV-V грудных позвонков делится на правую и левую легочные артерии, направляющаяся каждая к соответствующему легкому. Диаметр 30 мм.
Правая легочная артерия – идет вправо к воротам легкого, где делится на 3 долевые ветви, каждая из которых в свою очередь делится на сегментарные ветви. Диаметр 21 мм.
Левая легочная артерия – тоньше и короче правой, проходит от бифуркации легочного ствола к воротам левого легкого в поперечном направлении. На своем пути артерия перекрещивается с левым бронхом. В воротах соответственно двум долям легкого она делится на две ветви. Каждая из них распадается на сегментарные ветви: одна – в границах верхней доли, другая – базальная часть – своими ветвями обеспечивает кровью сегменты нижней доли левого легкого.
Артерии вместе с бронхом ветвятся в соответствующем сегменте легкого вплоть до капилляров, оплетающих альвеолы. На уровне альвеол происходит газообмен. Из капиллярной сети начинаются притоки легочных вен, несущих в левое предсердие артериальную кровь.
От места деления легочного ствола к вогнутой части аорты тянется соединительнотканный тяж – артериальная связка, которая является закрывающимся после рождения артериальным (боталловым) протоком, отводящим у зародыша кровь из легочного ствола в аорту.
Легочные вены (vv.pulmonales). из капилляров легких начинаются венулы, которые сливаются в более крупные вены и образуют в каждом легком по две легочные вены: правую верхнюю и правую нижнюю легочные вены; левую верхнюю и левую нижнюю легочные вены.
Правая верхняя легочная вена – собирает кровь от верхней и средней доли правого легкого, а правая нижняя – от нижней доли правого легкого.
Общая базальная вена и верхняя вена нижней доли формируют правую нижнюю легочную вену.
Левая верхняя легочная вена – собирает кровь их верхней доли левого легкого. Она имеет три ветви: верхушечнозаднюю, переднюю и язычковую.
Левая нижняя легочная вена – выносит кровь из нижней доли левого легкого; она крупнее верхней, состоит из верхней вены общей базальной вены.
Артерии большого круга кровообращения
Аорта (aorta) – самая крупная артерия. Она выходит из левого желудочка сердца и делится на 3 части: 1. Восходящую аорту 2. Дугу аорты 3. Нисходящую аорту.
Восходящая часть аорты - начинается расширением – луковицей аорты, выходит из левого желудочка сердца на уровне III межреберья слева, позади грудины идее вверх и на уровне II реберного хряща переходит в дугу аорты. Длина восходящей аорты около 6 см. В области луковицы аорты расположен клапан аорты, состоящий из трех полулунных заслонок.
От восходящей аорты отходят правая и левая венечные артерии, которые снабжают кровью сердце.
Дуга аорты – начинается от II реберного хряща, поворачивает влево и назад к телу IV грудного позвонка, где проходит в нисходящую часть аорты. В этом месте находится небольшое сужение – перешеек аорты. От дуги аорты отходят крупные сосуды – это плечеголовной ствол, левая общая сонная и левая подключичная артерии – они обеспечивают кровью шею, голову, верхнюю часть туловища и верхние конечности.
Нисходящая часть аорты – наиболее длинная часть аорты, начинается от уровня IV грудного позвонка и идет к IV поясничному, где делится на правую и левую подвздошные артерии – это место называется бифуркацией аорты. Продолжается в таз в виде маленького стволика – срединной крестцовой артерии.
Нисходящая аорта до диафрагмы называется грудной аортой, ниже брюшной аортой.
Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, откуда выходит аорта, и заканчивается в правом предсердии.
Артерии головы и шеи
Плечеголовной ствол (truncus brachiocephalicus) на уровне правого грудинно-ключичного сустава делится на 2 ветви – правую общую сонную и правую подключичную артерии.
Правая и левая общие сонные артерии располагаются на шее позади грудинно-ключично-сосцевидной и лопаточно-подъязычной мышц рядом с внутренней яремной веной, блуждающим нервом, пищеводом, трахеей, гортанью и глоткой.
Правая общая сонная артерия – это ветвь плечеголовного ствола, а левая отходит от дуги аорты.
Левая общая сонная артерия обычно длиннее правой на 20-25 мм, на всем протяжении идет вверх спереди поперечных отростков шейных позвонков и не дает ветвей.
Только на уровне щитовидного хряща гортани каждая общая сонная артерия делится на наружную и внутреннюю.
Сонный синус – это небольшое расширение в начале наружной сонной артерии.
Наружная сонная артерия на уровне шейки нижней челюсти делится на поверхностную височную и верхнечелюстную.
Ветви наружной сонной артерии делят на 3 группы: переднюю, заднюю и медиальную.
В переднюю группу ветвей входят:
1. Верхняя щитовидная артерия – отдает кровь гортани, щитовидной железе, мышцам шеи.
2. Язычная артерия – кровоснабжает язык, мышцы дна полости рта, подъязычную слюнную железу, миндалины, слизистую оболочку полости рта и десен.
3. Лицевая артерия – кровоснабжает глотку, миндалины, мягкое небо, подчелюстную железу, мышцы полости рта, мимические мышцы.
Задняя группа ветвей:
1. Затылочная артерия – кровоснабжает мышцы и кожу затылка, ушную раковину, твердую мозговую оболочку.
2. Задняя ушная артерия – кровоснабжает кожу сосцевидного отростка, ушной раковины, затылка, слизистую оболочку ячеек сосцевидного отростка и среднего уха.
Медиальная группа ветвей:
1. Восходящая глоточная артерия – она отходит от начала наружной сонной артерии и отдает ветви к глотке, глубоким мышцам шеи, миндалинам, евстахиевой трубе, мягкому небу, среднему уху, твердой оболочке головного мозга.
Конечные ветви наружной сонной артерии:
1. Поверхностная височная артерия – в височной области делится на: 1) Лобную 2) Теменную 3) Ушную 4) Поперечную артерию лица 5) Среднюю височную артерию.
2. Верхнечелюстная артерия – проходит в подвисочной и крыловидно-небной ямках, по ходу распадается на: 1) Среднюю менингиальную 2) Нижнюю альвеолярную 3) Подглазничную 4) Нисходящую небную 5) Клиновидно-небную артерии.
Снабжает кровью глубокие области лица и головы, полость среднего уха, слизистую оболочку рта, полости носа, жевательные и мимические мышцы.
Внутренняя сонная артерия – на шее не имеет ветвей и через сонный канал височной кости входит в полость черепа, где разветвляется на: 1. Глазную 2. Переднюю и среднюю мозговую 3. Заднюю соединительную 4. Переднюю ворсинчатую артерии.
Глазная артерия – снабжает кровью глазное яблоко, его вспомогательный аппарат, полость носа, кожу лба.
Передняя и средняя мозговые артерии – кровоснабжают полушария головного мозга.
Задняя соединительная артерия – впадает в заднюю мозговую артерию (ветвь базилярной артерии) из системы позвоночной артерии.
Передняя ворсинчатая артерия – участвует в формировании сосудистых сплетений, отдает ветви к серому и белому веществу головного мозга.
Правая и левая передние мозговые артерии соединяются между собой передней соединительной артерией.
На основании мозга правая и левая внутренние сонные артерии, соединяясь с задними мозговыми артериями, при помощи задних соединительных артерий образуют замкнутое артериальное кольцо – Веллизиев круг.
Подключичная артерия – отходит от плечеголовного ствола справа, а слева – от дуги аорты, поднимается на шею, где лежит в борозде на I ребре, проходя в межлестничном промежутке вместе со стволами плечевого сплетения. Переходит в подмышечную ямку, глее дает начало подмышечной артерии.
Ветви подключичной артерии:
1. Позвоночная артерия – проходит вверх в отверстиях поперечных отростков шейных позвонков и через большое затылочное отверстие входит в полость черепа, где сливается с одноименной артерией другой стороны в непарную основную артерию, лежащую на основании мозга.
Конечными ветвями основной артерии являются задние мозговые артерии, питающие затылочные и височные доли полушарий мозга и участвующие в образовании артериального круга. По ходу позвоночной артерии от нее отходят ветви к спинному, продолговатому мозгу и мозжечку, от основной артерии – к мозжечку, стволу мозга и внутреннему уху.
2. Щитошейный ствол – это короткий стволик, разветвляющийся сразу на 4 ветви. Питает щитовидную железу и гортань, мышцы шеи и лопатки.
3. Реберно-шейный ствол – питает мышцы шеи и верхних двух межреберных промежутков.
4. Поперечная артерия шеи – питает мышцы затылка и лопатки.
5. Внутренняя грудная артерия – спускается по внутренней поверхности передней грудной стенки, питая мышцы, молочную железу, вилочковую железу, перикард и диафрагму, конечная ветвь ее доходит в передней брюшной стенке до уровня пупка.
Ветви аорты
I Восходящая аорта – aorta ascendens
1. Правая венечная артерия – a.coronaria dextra
2. Левая венечная артерия – a.coronaria sinistra
II Дуга аорты – arcus aortae
Плечеголовной ствол – truncus brachiocephalicus
Левая общая сонная артерия – a.carotis communis sinistra
Левая подключичная артерия – a.subclavia sinistra
III Нисходящая аорта – aorta descendens
Грудная аорта – aorta thoracica
Бронхиальные ветви – rami bronchiales
Пищеводные ветви – rami esophagei
Медиастинальные ветви – rami mediastinales
перикардиальные ветви – rami pericardiacae
Задние межреберные артерии – aa.intercostales posteriors
Верхние диафрагмальные артерии – aa.phrenicae superious
Брюшная аорта – aorta abdominalis
А. Внутренностные ветви
а) Непарные
1) Чревный ствол – truncus celiacus
2) Верхняя брыжеечная артерия – a.mesenterica superior
3) Нижняя брыжеечная артерия – a.mesenterica inferior
б) парные
1) Средние надпочечниковые артерии – aa.suprarenales medii
2) Почечные артерии – aa.renales
3) Яичковые (яичниковые) артерии – aa.testiculares (aa.ovaricae)
Б. Пристеночные ветви
1. Нижние диафрагмальные артерии – aa.phrenicae inferiors
2. Поясничные артерии – aa.lumbales
В. Конечные ветви
1. Общие подвзошные артерии – aa.iliacae communes
2. Срединная крестцовая артерия – a.sacralis mediana
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- Сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе.
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Изложение лекционного материала
- 1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.
- 2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.
- 3. Методы, используемые для изучения анатомии:
- 4. Этапы развития анатомии.
- 5. Древние ученые анатомы:
- 6. Анатомическая номенклатура:
- 7. Оси, плоскости, условные линии тела.
- 3 Вида плоскостей:
- В анатомии тело человека принято рассматривать в вертикально м положении с опущенными руками, ладонями, обращенными вперед!
- V.Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- Латинская терминология
- Вид занятия: урок Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- IV. Изложение лекционного материала
- 2. Ткани – определение, строение, функции, классификация.
- 3. Эпителиальная ткань – определение, строение, функции, классификация.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III.Контроль знаний студентов
- IV.Изложение лекционного материала
- 1. Топография, строение, классификация и функции соединительной ткани.
- 2. Плотная волокнистая соединительная ткань.
- 1. Соединительная ткань с особыми свойствами:
- 2. Скелетные твердые:
- 2. Топография, строение, классификация и функции мышечной ткани.
- 2. Поперечнополосатая мышечная ткань.
- V.Внеаудиторная работа.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Нервная ткань.
- V. Внеадиторная работа (задания на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Анатомия и физиология аппарата движения.
- 2. Виды костей.
- 4. Соединение костей.
- 5. Виды движения в суставах.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Морфофункциональная характеристика туловища.
- 2. Строение, соединение позвонков.
- 3. Строение грудной клетки.
- 4. Соединение костей торакса.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Скелет плечевого пояса. Соединение костей плечевого пояса.
- 2. Скелет свободной верхней конечности.
- 3. Соединение костей верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижней конечности».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости таза. Соединение косей таза.
- 2. Скелет свободной нижней конечности состоит из:
- 3. Соединение костей свободной нижней конечности.
- 4. Стопа как целое.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункцональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Мозговой череп».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Череп – определение.
- 2. Мозговой череп
- 3. Соединение костей черепа. Возрастные особенности черепа.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Лицевой череп».
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости лицевого черепа.
- 2. Череп как целое.
- 3. Половые различия черепа.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Общие вопросы анатомии и физиологии мышечной системы.
- 2. Мышца как орган.
- 3. Классификация мышц.
- 5. Квадратная, треугольная, круглая, дельтовидная, зубчатая.
- 4. Фасции мышц.
- 5. Свойства мышц.
- 6. Работа мышц.
- 7. Механизм мышечного сокращения.
- Механизм мышечного сокращения.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- 4. Медиальная крыловидная мышца(m.Ptherygoideus medialis).
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Поверхностные мышцы шеи.
- 2. Срединная группа мышц шеи (надподъязычные и подподъязычные).
- 4. Подбородочно-подъязычная мышца.
- 3. Глубокий слой мышц шеи.
- 1. Лестничные мышцы (передняя, средняя и задняя).
- 5. Топографические образования шеи.
- Образования шеи:
- Топография шеи
- Передний треугольник делится на 3:
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы спины. Фасции спины.
- 3. Ромбовидные мышцы (большая и малая)(mm.Rhomboidei major et minor).
- 2. Ременная мышца шеи (m.Splenius cervicia).
- 3. Мышца, выпрямляющая позвоночник (m.Erector spinae).
- 2. Мышцы груди. Фасции груди.
- 3. Диафрагма.
- 4. Мышцы живота. Фасции живота.
- 2. Пирамидальная мышца.
- 1. Квадратная мышца поясницы.
- 5. Топографические образования живота.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы плечевого пояса.
- 4. Круглые мышцы (малая и большая) (m.Teres minor et major).
- 2. Мышцы плеча.
- 4. Мышцы кисти.
- 5. Фасции верхней конечности.
- 6. Топография верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы тазобедренной области.
- 2. Грушевидная мышца (m.Piriformis).
- 3. Внутренняя запирательная мышца (m.Obduratorius internus).
- 1. Двуглавая мышца (m.Biceps femoris).
- 2. Полусухожильная и полуперепоночатая мышцы (mm. Semitendinosus et semimembranosus).
- 3. Мышцы голени.
- 3. Подколенная мышца (m.Popliteus).
- 4. Мышцы стопы.
- 5. Фасции нижней конечности.
- 6. Топография нижней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Нервная система – общее понятие.
- 2. Рефлек, классификация, значение.
- 3. Синапс, понятие, виды.
- 4. Виды нервной деятельности.
- 4. Условный тормоз.
- 5. Значение, функции нервной системы.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Общее строение спинного мозга.
- 2. Функции спинного мозга.
- 3. Внутреннее строение спинного мозга.
- 5. Оболочки спинного мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия: Оснащение: таблицы, учебник, атлас.
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика смн.
- 2. Шейное сплетение (plexus cervicalis).
- 3. Плечевое сплетение(plexus brachialis).
- 4. Поясничное сплетение (plexus lumbalis).
- 5. Крестцовое сплетение (plexus sacralis).
- 6. Копчиковое сплетение.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общее строение головного мозга.
- 2. Продолговатый мозг, строение.
- 3. Функции продолговатого мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Задний мозг.
- 2. Средний мозг – строение, функции.
- 3. Промежуточный мозг – строение, функции.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика конечного мозга.
- 2. Борозды, извилины, доли конечного мозга.
- 3. Внутреннее строение конечного мозга.
- 4. Полость головного мозга.
- 5. Оболочки головного мозга.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Функциональные виды черепных нервов.
- 2. Черепные нервы I-VI пары.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Черепные нервы VII-XII.
- 2. Проведение возбуждения по нервному волокну (опережающее задание на дом).
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Единая нервная система условно подразделяется на 2 части:
- 2. Особенности строения вегетативной нервной системы и различия с соматической нервной системой:
- 3. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала
- 1. Понятие – сенсорная система.
- 2. Определение и характеристика рецепторов.
- Определение органов чувств. Звенья анализатора.
- 4. Общая характеристика кожи.
- 5) В коже выделяют 2 слоя:
- 5 Основных слоев эпидермиса:
- 9) Орган вкуса
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Функции сетчатки Фоторецепция
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Оптическая система глаза
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Невесомость
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 9) Регуляция образования и выделения гормонов.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Артерии верхней конечности
- Артерии нижней конечности
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная работа студентов.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала. Функциональная анатомия лимфатической системы. Селезенка. Иммунитет
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Процесс дыхания. Анатомия и физиология органов дыхания
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Поджелудочная железа
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружные женские половые органы
- Внутренние женские половые органы
- Физиология женских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружние мужские половые органы
- Внутренние мужские половые органы
- Физиология мужских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов а. Тест-эталонные задания с применением компьютера (30 минут)
- IV. Изучение нового материала
- I. Общая схема иммуннитета
- II. Неспецифические факторы иммунной защиты
- Специфические факторы иммунной защиты
- Органы иммунной системы
- VI. Подведение итогов
- Эталоны ответов для тестовых заданий по анатомии и физиологии человека