logo
УМК анатомия ЛЕКЦИИ

2. Рефлек, классификация, значение.

Рефлек – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляется при участии центральной нервной системы.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до эффектора.

В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:

  1. Рецептор

  2. Чувствительное волокно, проводящее возбуждение к центрам.

  3. Нервный центр (происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные).

  4. Двигательное волокно, несущее нервные импульсы на периферию.

  5. Действующий орган – мышца или железа.

Любое раздражение воспринимается рецептором, затем трансформируется или кодируется (преобразуется) рецептором в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в ЦНС. В ЦНС эта информация перерабатывается, отбирается и передается на двигательные нервные клетки, которые посылают нервные импульсы к рабочим органам – мышцам, железам и вызывают приспособительный акт – движение или секрецию.

Рефлекс – это приспособительная реакция организма к окружающей среде, а также контроль и регуляция функций внутри организма. В этом его биологическое значение. Рефлекс – является функциональной единицей нервной деятельности.

Вся нервная деятельность складывается из рефлексов различной степени сложности.

И.М. Сеченов писал: «… если выключить все рецепторы, то человек должен заснуть мертвым сном и никогда не проснуться».

В опытах В.С. Галкина собаки, у которых путем операции одновременно были включены зрительные, слуховые и обонятельные рецепторы, спали по 20-23 ч в сутки. Пробуждались они только под влиянием внутренних потребностей или энергичного воздействия на кожные рецепторы.

Рефлекторный принцип нервной деятельности был открыт великим французским философом, физиком и математиком Рене Декартом более 300 лет назад.

Развитие рефлекторная теория получила в трудах русских ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова.

Для осуществления любого рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Нарушение хотя бы одного из них ведет к исчезновению рефлекса.

Время рефлекса – это время, прошедшее от момента нанесения раздражения до ответа на него.

Время рефлекса слагается:

  1. Время, необходимое для возбуждения рецепторов.

  2. Время проведения возбуждения по чувствительным волокнам.

  3. Время проведения возбуждения по центральной нервной системе.

  4. Время проведения возбуждения по двигательным волокнам.

  5. Время латентного (скрытого) периода возбуждения рабочего органа.

Большая часть времени уходит на проведение возбуждения через нервные центры – это центральное время рефлекса.

Чем меньше нейронов входит в состав рефлекторной дуги, тем короче время рефлекса, поэтому сухожильные рефлексы более быстрые (19-23 мс.). Наибольшим является время вегетативных рефлексов.

Рецептивное поле рефлекса – это анатомическая область, при раздражении которой вызывается данный рефлекс (например, рефлекс сосания возникает при раздражении губ ребенка).

Нервный центр – это совокупность нервных клеток, расположенных в различных отделах ЦНС, необходимая для осуществления рефлекса и достаточная для его регуляции.

Классификация рефлексов:

  1. По биологическому значению

    • пищевые;

    • оборонительные;

    • ориентировочные;

    • половые.

  2. По роду возникновения:

    • экстроцептивные;

    • интероцептивные;

    • проприоцептивные.

  3. В зависимости от рабочего органа:

    • двигательные;

    • секреторные;

    • сосудистые.

  4. По месту нахождения главного нервного центра:

    • спинальные – напр. мочеиспускание, дефекация;

    • бульбарные – кашель, чихание, рвота;

    • мезэнцефальные – выпрямление тела, ходьба;

    • диэнцефальные – терморегуляторные;

    • корковые – условные рефлексы;

  5. В зависимости от продолжительности:

    • фазные (короткие);

    • тонические (длительные) – продолжаются часами, например, стояние.

  6. По сложности:

    • простые;

    • сложные (например, процесс пищеварения – возникают цепные рефлексы).

  7. По принципу эффекторной иннервации:

    • скелетно-моторные (соматические) – это двигательные акты;

    • вегетативные (функции внутренних органов).

8. Безусловные (врожденные) рефлексы; условные (приобретенные) рефлексы.