1. Нервная ткань.
Нервная ткань является основным компонентом нервной системы. Нервная ткань состоит из нервных клеток и нейроглии (глиальные клетки). Нервные клетки способны под действием раздражения приходить в состояние возбуждения, вырабатывать импульсы и передавать их. Эти свойства определяют специфическую функцию нервной системы. Нейроглия органически связана с нервными клетками, имеет также клеточное строение и осуществляет трофическую, секреторную, изоляционную, защитную и опорную функции. Нервная ткань развивается из наружного зародышевого листа - эктодермы. Нервная ткань формирует центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, нервные узлы, ганглии и нервные сплетения).
Нервная клетка - это нейрон или нейроцит, представляет собой отросчатые клетки, размеры которых колеблются в значительных пределах (от 3 - 4 до 130 мкм). По форме нервные клетки очень различны.
Функциональной единицей нервной системы является нейрон.
Отростки нервных клеток проводят нервный импульс из одной части тела человека в другую. Длина отростков колеблется от нескольких микрон до 1 - 1,5 м. Различают два вида отростков нервной клетки:
1. Аксон - проводит импульсы от тела нервной клетки к другим клеткам или тканям рабочих органов, т.е. от нервной клетки к периферии. Аксон длинный, неветвящийся отросток. Нервная клетка имеет всегда только один аксон, который заканчивается концевым аппаратом на другом нейроне или в мышце, железе и др.
2. Дендрит (dendron - дерево) - они древовидно ветвятся. Их количество у разных нейронов различно. Они короткие, сильно ветвящиеся. Дендриты проводят нервные импульсы к телу нервной клетки. Дендриты чувствительных нейронов имеют на периферическом конце специальные воспринимающие аппараты - чувствительные нервные окончания - рецепторы.
По количеству отростков нейроны делятся на биполярные (двухполюсные) - с двумя отростками, мультиполярные (многополюсные) - с несколькими отростками, псевдоуниполярные (ложноднополюсные) - это нейроны, аксон и дендрит которых начинаются от общего выроста тела клетки с последующим Т - образным делением. Такая форма клеток характерна для чувствительных нейронов.
Нейрон - имеет одно ядро, которое содержит 2-3 ядрышка. Цитоплазма содержит органеллы, базофильное вещество (тигроидное вещество или вещество Ниссля) и нейрофибриллярный аппарат.
Тигроидное вещество представляет собой зернистость, образующую нерезко ограниченные глыбки, которые лежат в теле клетки и дендритах. Оно меняется в зависимости от функционального состояния клетки. В условиях перенапряжения, травмы (перерезка отростков, отравление, кислородное голодание и др.) глыбки распадаются и исчезают. Этот процесс называется тигролизом, т.е. растворения тигроидного вещества.
Нейрофибриллы - это тонкие нити. В отростках они лежат вдоль волокон параллельно друг другу, в теле клетки образуют сеть.
Нейроглия - клетки различной формы и величины. Делятся на две группы:
Глиоциты (макроглия);
Глиальные макрофаги (микроглия).
Глиоциты бывают:
Эпендимоциты;
Астроциты;
Олигодендроциты.
Эпендимоциты выстилают спинномозговой канал и желудочки головного мозга.
Астроциты образуют, опорный аппарат центральной части нервной системы.
Олигодендроциты окружают тела нейронов, образуют оболочки нервных волокон и входят в состав нервных окончаний. Клетки микроглии подвижны и способны фагоцитировать.
Нервные волокна бывают:
Безмиелиновые (безмякотные);
Миелиновые (мякотные).
Волокна различают в зависимости от строения оболочки. Миелиновые волокна толще безмиелиновых. Миелиновая оболочка прерывается через равные промежутки, образуя перехваты Ранвье. Снаружи миелиновая оболочка покрыта неэластической мембраной - неврилеммой. Безмиелиновые волокна встречаются в основном во внутренних органах. Пучки нервных волокон образуют нервы.
Нерв покрывает соединительнотканная оболочка - эпиневрий.
Эпиневрий проникает в толщу нерва и покрывает пучки нервных волокон - периневрий и отдельные волокна (эндоневрий). В эпиневрии располагаются кровеносные и лимфатические сосуды, которые проникают в периневрий и эндоневрий. Нервные волокна заканчиваются концевыми аппаратами - нервными окончаниями. По функции они делятся на: 1. Чувствительные (рецепторы); 2. Двигательные (эффекторы).
Рецепторы - воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды, превращая их в нервные импульсы, которые передают другим клеткам и органам.
Рецепторы бывают:
1. Эстерорецепторы (воспринимают раздражение из внешней среды);
2. Интерорецепторы (из внутренней);
3. Проприорецепторы (в тканях тела, заложенных в мышцах, связках, сухожилиях, костях и др.) с помощью них определяется положение тела в пространстве.
Эстерорецепторы бывают:
Терморецепторы (измерение температуры);
Механорецепторы (соприкасаются с кожей, сжимают ее);
Ноцирецепторы (воспринимают болевые раздражения).
Интерорецепторы бывают:
Хеморецепторы (изменение химического состава крови);
Осморецепторы (реагируют на изменение осматического давления крови);
Барорецепторы (на изменение давления);
Валюморецепторы (на наполнение сосудов кровью).
Эффекторы - передают нервные импульсы от нервных клеток к рабочему органу. Они являются концевыми разветвлениями нейронов двигательных клеток. Двигательные окончания в поперечнополосатых мышцах называются моторными бляшками.
Связь между нервными клетками осуществляется при помощи синапсов (synapsis - соединение). Синапс образован концевыми ветвлениями нейрона одной клетки на теле или дендритах другой.
Синапс - это образование, в котором происходит передача импульса с одной клетки на другую.
Передача импульса осуществляется только в одном направлении (с нейрона на тело или дендриты другой клетки).
Возбуждение передается с помощью нейромедиаторов (ацетилхолин, норадреналин и др.)
В понятие синапс входит 3 образования:
Нервные окончания, заканчивающиеся множеством пузырьков;
Межсинаптическая щель;
3. Постсинаптическая мембрана.
Синаптическая бляшка - множество пузырьков, заполненных медиатором. Передача импульса по синапсу происходит в рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга состоит из нейронов. Чем больше клеток входит в состав рефлекторной дуги, тем скорость проведения возбуждения длиннее.
Нервы, передающие импульсы в центральную нервную систему, называются афферентными (сенсорными), а от центральной нервной системы - эфферентными (моторными). Нервы со смешанной функцией передают импульсы в обоих направлениях.
Функции нервной ткани:
1. Обеспечивает проведение импульса в головной мозг;
2. Устанавливает взаимосвязь организма с внешней средой;
3. Координирует функции внутри организма, т.е. обеспечивает его целостность.
Свойства нервной ткани:
Возбудимость;
Раздражимость;
Выработка и передача импульса.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- Сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе.
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Изложение лекционного материала
- 1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.
- 2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.
- 3. Методы, используемые для изучения анатомии:
- 4. Этапы развития анатомии.
- 5. Древние ученые анатомы:
- 6. Анатомическая номенклатура:
- 7. Оси, плоскости, условные линии тела.
- 3 Вида плоскостей:
- В анатомии тело человека принято рассматривать в вертикально м положении с опущенными руками, ладонями, обращенными вперед!
- V.Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- Латинская терминология
- Вид занятия: урок Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- IV. Изложение лекционного материала
- 2. Ткани – определение, строение, функции, классификация.
- 3. Эпителиальная ткань – определение, строение, функции, классификация.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III.Контроль знаний студентов
- IV.Изложение лекционного материала
- 1. Топография, строение, классификация и функции соединительной ткани.
- 2. Плотная волокнистая соединительная ткань.
- 1. Соединительная ткань с особыми свойствами:
- 2. Скелетные твердые:
- 2. Топография, строение, классификация и функции мышечной ткани.
- 2. Поперечнополосатая мышечная ткань.
- V.Внеаудиторная работа.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Нервная ткань.
- V. Внеадиторная работа (задания на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Анатомия и физиология аппарата движения.
- 2. Виды костей.
- 4. Соединение костей.
- 5. Виды движения в суставах.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Морфофункциональная характеристика туловища.
- 2. Строение, соединение позвонков.
- 3. Строение грудной клетки.
- 4. Соединение костей торакса.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Скелет плечевого пояса. Соединение костей плечевого пояса.
- 2. Скелет свободной верхней конечности.
- 3. Соединение костей верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижней конечности».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости таза. Соединение косей таза.
- 2. Скелет свободной нижней конечности состоит из:
- 3. Соединение костей свободной нижней конечности.
- 4. Стопа как целое.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункцональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Мозговой череп».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Череп – определение.
- 2. Мозговой череп
- 3. Соединение костей черепа. Возрастные особенности черепа.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Лицевой череп».
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости лицевого черепа.
- 2. Череп как целое.
- 3. Половые различия черепа.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Общие вопросы анатомии и физиологии мышечной системы.
- 2. Мышца как орган.
- 3. Классификация мышц.
- 5. Квадратная, треугольная, круглая, дельтовидная, зубчатая.
- 4. Фасции мышц.
- 5. Свойства мышц.
- 6. Работа мышц.
- 7. Механизм мышечного сокращения.
- Механизм мышечного сокращения.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- 4. Медиальная крыловидная мышца(m.Ptherygoideus medialis).
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Поверхностные мышцы шеи.
- 2. Срединная группа мышц шеи (надподъязычные и подподъязычные).
- 4. Подбородочно-подъязычная мышца.
- 3. Глубокий слой мышц шеи.
- 1. Лестничные мышцы (передняя, средняя и задняя).
- 5. Топографические образования шеи.
- Образования шеи:
- Топография шеи
- Передний треугольник делится на 3:
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы спины. Фасции спины.
- 3. Ромбовидные мышцы (большая и малая)(mm.Rhomboidei major et minor).
- 2. Ременная мышца шеи (m.Splenius cervicia).
- 3. Мышца, выпрямляющая позвоночник (m.Erector spinae).
- 2. Мышцы груди. Фасции груди.
- 3. Диафрагма.
- 4. Мышцы живота. Фасции живота.
- 2. Пирамидальная мышца.
- 1. Квадратная мышца поясницы.
- 5. Топографические образования живота.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы плечевого пояса.
- 4. Круглые мышцы (малая и большая) (m.Teres minor et major).
- 2. Мышцы плеча.
- 4. Мышцы кисти.
- 5. Фасции верхней конечности.
- 6. Топография верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы тазобедренной области.
- 2. Грушевидная мышца (m.Piriformis).
- 3. Внутренняя запирательная мышца (m.Obduratorius internus).
- 1. Двуглавая мышца (m.Biceps femoris).
- 2. Полусухожильная и полуперепоночатая мышцы (mm. Semitendinosus et semimembranosus).
- 3. Мышцы голени.
- 3. Подколенная мышца (m.Popliteus).
- 4. Мышцы стопы.
- 5. Фасции нижней конечности.
- 6. Топография нижней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Нервная система – общее понятие.
- 2. Рефлек, классификация, значение.
- 3. Синапс, понятие, виды.
- 4. Виды нервной деятельности.
- 4. Условный тормоз.
- 5. Значение, функции нервной системы.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Общее строение спинного мозга.
- 2. Функции спинного мозга.
- 3. Внутреннее строение спинного мозга.
- 5. Оболочки спинного мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия: Оснащение: таблицы, учебник, атлас.
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика смн.
- 2. Шейное сплетение (plexus cervicalis).
- 3. Плечевое сплетение(plexus brachialis).
- 4. Поясничное сплетение (plexus lumbalis).
- 5. Крестцовое сплетение (plexus sacralis).
- 6. Копчиковое сплетение.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общее строение головного мозга.
- 2. Продолговатый мозг, строение.
- 3. Функции продолговатого мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Задний мозг.
- 2. Средний мозг – строение, функции.
- 3. Промежуточный мозг – строение, функции.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика конечного мозга.
- 2. Борозды, извилины, доли конечного мозга.
- 3. Внутреннее строение конечного мозга.
- 4. Полость головного мозга.
- 5. Оболочки головного мозга.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Функциональные виды черепных нервов.
- 2. Черепные нервы I-VI пары.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Черепные нервы VII-XII.
- 2. Проведение возбуждения по нервному волокну (опережающее задание на дом).
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Единая нервная система условно подразделяется на 2 части:
- 2. Особенности строения вегетативной нервной системы и различия с соматической нервной системой:
- 3. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала
- 1. Понятие – сенсорная система.
- 2. Определение и характеристика рецепторов.
- Определение органов чувств. Звенья анализатора.
- 4. Общая характеристика кожи.
- 5) В коже выделяют 2 слоя:
- 5 Основных слоев эпидермиса:
- 9) Орган вкуса
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Функции сетчатки Фоторецепция
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Оптическая система глаза
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Невесомость
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 9) Регуляция образования и выделения гормонов.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Артерии верхней конечности
- Артерии нижней конечности
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная работа студентов.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала. Функциональная анатомия лимфатической системы. Селезенка. Иммунитет
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Процесс дыхания. Анатомия и физиология органов дыхания
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Поджелудочная железа
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружные женские половые органы
- Внутренние женские половые органы
- Физиология женских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружние мужские половые органы
- Внутренние мужские половые органы
- Физиология мужских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов а. Тест-эталонные задания с применением компьютера (30 минут)
- IV. Изучение нового материала
- I. Общая схема иммуннитета
- II. Неспецифические факторы иммунной защиты
- Специфические факторы иммунной защиты
- Органы иммунной системы
- VI. Подведение итогов
- Эталоны ответов для тестовых заданий по анатомии и физиологии человека