Роль специалистов учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в проведении первичной и вторичной профилактики
Основное направление деятельности лечебно-профилактического учреждения – проведение мер индивидуальной профилактики (выявление ранних стадий заболеваний при профилактических осмотрах и диспансеризации, прививки, медицинское воспитание населения и др.).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решает вопросы общественной профилактики, осуществляя санитарный надзор за объектами национального хозяйства для предупреждения ситуаций, нарушающих здоровые условия жизни населения (условия труда, быта, питания, состояние окружающей среды и др.).
Первичная профилактика (медико-социальная, активная) направлена на предупреждение развития заболеваний путем разработки и внедрения научно обоснованных принципов труда, быта, отдыха и питания населения. В реализации задач первичной профилактики определенное место занимает и деятельность ЛПУ (активное наблюдение за состоянием здоровья здоровых людей, индивидуальные рекомендации по здоровому образу жизни, повышению иммунитета к заболеваниям и др.).
Специалисты органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека участвуют в проведении профилактики по основным направлениям:
1) санитарно-гигиеническое (создание здоровых условий жизни, оздоровление природной и производственной среды);
2) формирование здорового образа жизни;
3) функционально-биологическое (выявление и устранение биологических факторов риска).
Важными компонентами первичной профилактики являются диспансеризация здоровых лиц и проведение мероприятий по созданию невосприимчивости населения к заболеваниям.
Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»(1999, с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.); предприятия и организации обязаны:
– обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодательства и установленных санитарных правил, осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил;
– разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;
– своевременно информировать органы и учреждения госсанэпиднадзора об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
– выполнять постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы;
– применять меры материального стимулирования, направленные на повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в соблюдении требований санитарного законодательства и санитарных правил;
– создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников и населения для предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни людей;
– осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения, направленные на повышение санитарной культуры и ведение здорового образа жизни;
– обеспечивать реализацию прав граждан и других субъектов, правовых отношений, предоставленных им настоящим законом.
Методика анализа деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Анализ и оценка деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводится на основе методических рекомендаций «Система оценки деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 31.08. 2007 г.
Методические рекомендации определяют систему оценки деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью создания условий для эффективного управления в рамках бюджетирования ориентированного на результат.
Методические рекомендации могут быть использованы в определении приоритетных для региона и муниципальных образований проблем и задач по охране здоровья населения, стабилизации и улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации.
Система оценки учитывает специфику деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в рамках бюджетирования, ориентированного на достижение конечного, общественно-значимого результата при реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, предупреждения и снижения уровня заболеваемости неинфекционными и инфекционными болезнями, устранения влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека, обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, снижения рисков для здоровья населения, формирование здорового образа жизни граждан России.
В основу оценки деятельности положено определение показателей и их анализ.
Требования, предъявляемые к показателям оценки деятельности:
-объективность;
-адекватность (соответствие показателя реальным задачам деятельности);
-измеряемость (возможность получения качественной или количественной оценки для проведения сравнительного анализа);
-ориентированность на конечные результаты деятельности;
-чувствительность к происходящим в системе переменам;
-устойчивость к малым изменениям исходных данных;
-синтетичность (отражение в совокупности всех существенно важных направлений деятельности системы).
В соответствии с основными принципами бюджетирования и с учетом особенностей осуществления контрольно-надзорных функций, показатели деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора разделены на две группы:
- показатели непосредственного результата (оперативные показатели и показатели достижения конечного результата);
- показатели конечного результата.
Под показателями непосредственного результата понимаются показатели, отражающие выполнение государственных функций, объем и качество предоставления населению государственных услуг (эта категория показателей характеризует работу учреждения в целом по реализации бюджета, ориентированного на конечный результат, также позволяет провести оценку деятельности его структурных подразделений и оценить эффективность работы отдельных специалистов).
Показатели конечного результата - это эффект от предоставленных населению государственных услуг и выполненных государственных функций (характеризуют уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей).
Система оценки деятельности представлена двумя уровнями оценки показателей непосредственного результата. Первый уровень (общероссийский уровень) – проведение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения объективного сравнительного анализа выполнения Управлениями Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» показателей. Второй уровень (территориальный уровень) – проведение Управлениями Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» объективного сравнительного анализа выполнения показателей их структурными подразделениями.
Структура показателей непосредственного результата складывается из показателей деятельности Управлений Роспотребнадзора и показателей деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», обеспечивающих деятельность Управлений Роспотребнадзора.
Оценка деятельности на втором уровне проводится по показателям первого и второго уровня. Управления Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» при оценке деятельности своих структурных подразделений также могут применять и иные показатели непосредственного результата, исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей региона.
Для вычисления представленных показателей используются данные государственной и ведомственной статистической отчетности и иные отчетные данные.
Система оценки используется для анализа результатов деятельности по итогам работы за квартал, полугодие и год.
Для каждого показателя приведены описание и формула расчета его количественного выражения. В методических рекомендациях содержатся подходы к итоговой оценке деятельности через формирование рейтинговой таблицы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Войцехович Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение. – Краснодар, 2003. – 96 с.
Денисов И.Н., Онищенко Г.Г. Основы организации и управления госгоссанэпиднадзора РФ. – Москва, ВУНМЦ, 1999. – 219 с.
Журавлева К.И. Статистика в здравоохранении. – М.: Медицина, 1981. – 176 с.
Журавлева К.И., Лучкевич В.С. Организация санитарно-эпидемиологической службы: Учебное пособие. – Л., 1982. – 68 с.
Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Фолиант, 2003. – 429 с.
Камаев И.А., Позднякова М.А., Поздеева Т.В. Общественное здоровье и здравоохранение. Типовые ситуационные задачи. Методика расчета статистических показателей. – Нижний Новгород, 2001. – 168 с.
Кича Д.И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. – М., 1993. – 65 с.
Куценко Г.И., Вялков А.И., Агарков Н.М. Общественное здоровье и здравоохранение. – Москва: Медицина, 2003. – 493 с.
Кучеренко В.З., Гришин В.В., Сырцова Л.Е. Становление и развитие социальной медицины, организации и экономики здравоохранения в России. – Москва, 1997.– 158 с.
Кучеренко В.З., Манерова О.А., Краева Г.К., Петухов В.Г. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. – Москва, 2002. – 167 с.
Кучеренко В.З., Таранов А.М., Шамшурина Н.Г. Практикум по экономике здравоохранения и медицинскому страхованию. – Москва, 1999. – 155 с.
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. – М., 2009. – 512 с.
Лисицын Ю.П. Тестовые задания по социальной гигиене (медицине), организации, экономике, управлению и фармации / Ю.П. Лисицын. – М.: ВУНМЦ, 1998. – 120 с.
Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное пособие. – М., 1998. – 698 с.
Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина. – М., 2002. – 416 с.
Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. – Санкт-Петербург, 1997. – 235 с.
Лучкевич В.С., Вишняков Н.И., Нечаева Е.Н., Долгополова Е.Л.Организация и анализ стационарной медицинской помощи: Учебное пособие. – СПб., 2005. – 96 с.
Лучкевич В.С., Кучеренко В.З., Нечаева Е.Н. Первичная медико-социальная помощь городскому населению. Организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений и врачей общей практики (семейных врачей). – Учебное пособие. – СПб., 2002. – 62 с.
Лучкевич В.С., Кучеренко В.З., Нечаева Е.Н. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения административной территории (учебное пособие). – Санкт-Петербург, 2002. – 31 с.
Лучкевич В.С., Маймулов В.Г., Нечаева Е.Н. Непараметрические критерии статистики в медицинских исследованиях. – Санкт-Петербург, 1996. – 102 с.
Лучкевич В.С., Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. Проблемы медицинской этики в хирургии. – Санкт-Петербург, 2000. – 375 с.
Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективы оценки здоровья населения. – Москва, 2002. – 187 с.
Медик В.А. Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А. Медик, В.К. Юрьев. – М., 2009. – 432 с.
Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. – в 3-х частях – Москва: Медицина, 2003. – 1200 с.
Миняев В.А., Вишняков Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение / В.А. Миняев, Н.И. Вишняков. – Москва, Медпресс-информ, 2002. – 520 с.
Миняев В.А., Вишняков Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов / В.А. Миняев, Н.И. Вишняков. – М., 2009. – 656 с.
Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К., Лучкевич В.С. Социальная медицина и организация здравоохранения. – 2 т. – СПб., 1998. – 930 с.
Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Н.В. Полунина. – М., 2010. – 544 с.
Поляков И.В. Твердохлебов А.С., Жигулева Л.Ю. Качество медицинской помощи и руководство организацией. – Санкт-Петербург, 2003. – 127 с.
Поляков И.В., Пустотин Н.И., Пивоварова Г.М. Основы медицинского страхования. – Санкт-Петербург, 2001. – 140 с.
Решетников А.В. Управление, экономика и социология обязательного медицинского страхования. – В 3-х томах – Москва: ГОТАР-Мед, 2002. – 2100 с.
Стародубов В.И., Луговкина Т.К. Клиническое управление, теория и практика. – Москва: Медицина, 2003. –191 с.
Флек В.О., Денисов И.Н., Шильникова Н.Ф. Учебное пособие для проведения деловых игр по социальной медицине, экономике и управлению здравоохранением. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. – 130 с.
Чернов В.И., Есауленко И.А., Семенов С.Н. Основы статистического анализа в медицине. – Воронеж, 2003. – 113 с.
Щепин В.О. Структурная эффективность системы лечебно-профилактической помощи в 90-е годы // Проблемы социал. гигиены и история медицины. – 2000. – № 3. – С. 24–27.
Щепин О.П., Вялков А.И. Квалификационные тесты по социальной гигиене и организации здравоохранения. – Москва, 2001. – 248 с.
Щепин Р.П. Фундаментальные основы политики здравоохранения.– М., 1999. – 397 с.
Элланский Ю.Г., Куценко Г.И., Пакус И.О., Пузин С.Н. Практическое руководство по социальной медицине и организации здравоохранения. – Ростов-на-Дону, 1997. – 268 с.
Элланский Ю.Г., Тлепцеришев Р.А., Савина Е.М. Организация медико-социальной помощи населению. – Ростов-на-Дону, 1997. – 181 с.
Юрьев В.К. Сборник ситуационных задач по общественному здоровью и здравоохранению. – СПб.: издание ГПМА, 2001. – 64 с.
Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – Санкт-Петербург, Петрополис, 2000. – 910 с.
- Основы общественного здоровья и здравоохранения
- Предисловие
- Глава I. Организационные принципы здравоохранения 7
- Глава 2. Медицинская статистика 94
- ГлаваI.Организационные принципы здравоохранения Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения
- Основные положения «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.»
- Общественное здоровье и здравоохранение как врачебная специальность и наука
- Определение здоровья. Основные методы его изучения
- Факторы, влияющие на здоровье
- Критерии здоровья
- Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности
- Основные показатели здоровья населения России
- Основные понятия Международной статистической классификации болезней (мкб)
- Классы болезней по Международной классификации болезней мкб-10 (icd-10)
- Основными характеристиками мкб-10 являются следующее:
- Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды
- Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни
- Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
- Структура системы медицинской профилактики
- Современные теории медицины и здравоохранения
- Организационные формы зарубежного здравоохранения
- Международное сотрудничество в области медицины Структура и роль Всемирной Организации Здравоохранения
- Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения
- Организационно - правовые основы медицинской деятельности Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Закон "о медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
- Права и обязанности медицинских учреждений, страховых компаний и населения при обязательном и добровольном медицинском страховании
- Профессиональные права и обязанности медработников в условиях медицинского страхования
- Основные правовые принципы охраны здоровья населения
- Правовой статус медицинских и фармацевтических работников
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Государственная социальная поддержка медицинских работников
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Трудовой договор
- Испытание при приеме на работу
- Условия и порядок перевода работника на другую постоянную или временную работу
- Увольнение работников по собственному желанию и по инициативе администрации
- Материальная ответственность
- Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их применения
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовое регулирование обязательственных отношений
- Основные принципы гражданско-правовой ответственности
- Система подготовки медицинских кадров в России
- Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Медицинская этика. Содержание "Клятвы врача России"
- Глава 2.Медицинская статистика Статистическая совокупность. Единица наблюдения
- 2. Статистическое наблюдение:
- Показатели динамического ряда
- Графические изображения при статистическом анализе
- Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения
- Средние величины
- Оценка достоверности статистических показателей
- Критерий согласия χ2
- Основы корреляционного анализа
- Основы стандартизации
- Глава 3.Использование демографических показателей в работе врача Статика и динамика населения
- Возрастно-половая структура населения
- Методика проведения переписи населения
- Основные показатели воспроизводства населения
- Показатели общей и повозрастной смертности населения
- Специальные показатели младенческой смертности
- Материнская смертность
- Глава 4.Изучение заболеваемости населения Понятие о первичной заболеваемости, болезненности, патологической пораженности
- Методы и источники изучения заболеваемости
- Виды заболеваемости
- 1. По данным обращаемости:
- 3. По данным о причинах смерти.
- 4. По данным изучения причин инвалидности.
- Заболеваемость по данным обращаемости
- 1. Общая заболеваемость
- 2. Инфекционная заболеваемость
- 3. Госпитализированная заболеваемость
- 4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 5. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями (социально-значимые заболевания)
- 5.1. Болезни системы кровообращения
- 5.2. Злокачественные новообразования
- 5.3. Травматизм
- 5.4. Алкоголизм, курение и наркомания
- 5.5. Болезни органов дыхания
- 5.6. Заболевания нервной системы
- 5.7. Психические расстройства
- 5.8. Туберкулез
- 5.9. Заболевания, передаваемые половым путем
- Заболеваемость, выявляемая по данным медицинских осмотров (дети, работающие, подростки и декретированные категории населения)
- Профессиональные заболевания.
- Заболеваемость, изучаемая на основе данных регистрации причин смерти
- Глава 5.Основы организации первичной медико-социальной помощи городскому населению Первичная медико-социальная помощь городскому населению
- Управление здравоохранением на административной территории
- Основы организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений
- Основные показатели деятельности поликлиники
- 1. Общие данные амбулаторно-поликлинического учреждения:
- 2. Показатели качества лечебно-профилактической работы:
- 3. Организация работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим:
- 4. Профилактическая работа поликлиники оценивается:
- Деятельность врачей общей практики (семейного врача)
- Функции врачебной должности врача-терапевта
- Основные задачи кабинета медицинской статистики
- Медицинская помощь на дому
- Диспансеризация городского населения
- Стационарзамещающие учреждения амбулаторно-поликлинического типа
- Роль консультативно-диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний
- Медико-социальное значение восстановительного лечения
- Глава 6.Основы организации стационарной медицинской помощи Организация стационарной медицинской помощи
- Структура городской больницы
- Основные задачи приемного отделения больницы
- Основные показатели работы стационара
- Основные принципы организации скорой медицинской помощи
- Организация медицинской помощи сельскому населению
- Структура первичного звена медицинской помощи сельскому населению
- Формы медико-санитарного обслуживания работающих на промышленных предприятиях
- Основные направления работы и функции цехового врача-терапевта
- Профилактическая работа на промышленном предприятии
- Организация санаторно-курортного лечения
- Глава 7.Охрана материнства и детства – приоритетное направление здравоохранения
- Основные показатели состояния здоровья женщин и детей
- Особенности организации медицинской помощи женщинам и детям на современном этапе
- Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного дома
- Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям
- Особенности организации стационарной помощи детям
- Глава 8.Экономика здравоохранения Качество медицинской помощи
- Эффективность медицинской помощи
- Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности
- Методы планирования индивидуальной работы врачей
- Бизнес-планирование. Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на административной территории
- Глава 9.Основы медицинского страхования Закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
- Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования
- Добровольное медицинское страхование
- Медицинское страхование и социальное обеспечение населения
- Глава 10.Основы экспертизы трудоспособности
- Медико-социальные проблемы инвалидизации населения Основы организации медико-социальной экспертизы
- Организация системы реабилитации инвалидов
- Глава 11.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Закон "о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- Согласно административной реформе структура Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована следующими учреждениями:
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Основные функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
- Основные направления деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии»
- Задачи и функции фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии»
- Структурные подразделения фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии»
- 1. Отдел организационного обеспечения
- 2. Отдел научно-методического обеспечения
- 3. Отдел обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях
- 4.Отдел обеспечения санитарного надзора и надзора на транспорте
- Отделение гигиены детей и подростков
- Отделение гигиены питания
- Отделение коммунальной гигиены
- Отделение гигиены труда
- Отделение гигиены на транспорте
- 5. Отдел социально-гигиенического мониторинга и оценки риска
- 6. Отдел обеспечения эпидемиологического надзора
- 7.Отдел организации санитарно-эпидемиологических экспертиз
- 8. Отдел лабораторного дела
- 9. Отдел правового обеспечения
- 10. Отдел информационного обеспечения
- Основные принципы планирования:
- 2. Планы основных организационных мероприятий на год:
- 3. Планы основных организационных мероприятий на квартал
- Описание системы сгм (на примере Ленинградской области)
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
- Основы защиты прав потребителей в современных экономических условиях Основы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Виды ответственности за санитарные правонарушения
- Организационные принципы проведения государственного контроля (надзора)
- Меры, принимаемые в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки
- Основы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- Роль специалистов учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в проведении первичной и вторичной профилактики
- В.С. Лучкевич
- Общественного здоровья и здравоохранения
- Учебное пособие