logo
студентам 5 курса / учебник на сайт

Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности

Планирование является составной частью управления экономикой. Оно применяется на федеральном уровне (государственное планирование), на уровне отраслей (отраслевое планирование) и регионов (региональное планирование), отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Плановые показатели отражают также направленность организационных и экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов для достижения плановых целей.

В процессе планирования должны быть решены следующие задачи:

- оценка состояния здоровья населения территории, дан прогноз его развития на плановый период;

- анализ состояния здравоохранения территории, степени его соответствия требованиям федерального уровня и планируемым потребностям населения, выявлены резервы повышения его эффективности;

- установление приоритетов развития здравоохранения на плановый период;

- определение финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных гарантий и объем дополнительно привлекаемых финансовых средств;

- утверждение территориальных норм и нормативов, применяемых при планировании здравоохранения территории;

- определение стратегических показателей состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения;

- принятие перспективной Программы государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи;

- принятие программы реформирования сети медицинских учреждений территории в условиях рационального использования ресурсов;

- принятие комплекса планов и целевых программ, обеспечивающих реализацию планов здравоохранения субъектов Российской Федерации;

- установление параметров для планирования здравоохранения муниципальных образований;

- реализация процедуры текущего планирования здравоохранения, обеспечивающей реализацию стратегических планов, а при изменении внешних условий – корректировку стратегических планов.

Планирование можно считать одним из принципов организации медицинской помощи. Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях перехода на новые организационно-экономические принципы в здравоохранении планирование теряет свои обязательные централизованные функции, приобретает рекомендательный характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по охране здоровья населения и окружающей среды.

Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные экономические формы медицинской помощи. Планирование включает: составление плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения. Любой план должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения. План – это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются: потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности, перспективы финансирования.

Планы бывают перспективные, стратегические (на длительный период) и текущие (оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности учреждений и планы развития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее действенными являются комплексные планы, планы-задания на объект и др. Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков исполнения и исполнителей.

Стратегическое планирование здравоохранения на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется в несколько этапов органом управления здравоохранением территории. Выявляются наиболее угрожающие тенденции в состоянии здоровья населения, определяются муниципальные образования с наиболее неблагоприятной динамикой показателей состояния здоровья. Разрабатываются подходы системы здравоохранения в предупреждении развития неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения (например, усиление профилактической деятельности, улучшение взаимодействия с органами образования, социального обеспечения и т.д.), вносятся предложения о соответствующей корректировке политики в области здравоохранения, включая изменения в структуре помощи, составе перспективных территориальных программ государственных гарантий и программ ОМС, нормативов нагрузки и т.д. Оцениваются возможные затраты и ожидаемый эффект.

Важнейшим этапом планирования является анализ системы оказания медицинской помощи населению. Проводится оценка соответствия существующей системы оказания медицинской помощи потребности населения, оценка эффективности деятельности существующей сети медицинских организаций здравоохранения, выработка предварительных предложений по совершенствованию деятельности сети. Типичным примером стратегического планирования является «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», одобренная Постановлением Правительства РФ №1387.

Концепция представлена двенадцатью разделами, посвященными основным направлениям реформы здравоохранения: совершенствованию организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения, системы финансирования отрасли, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечению государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи и защите прав пациентов, развитию медицинской науки, совершенствованию медицинского образования и кадровой политики, расширению социальной базы здравоохранения.

Другим примером стратегического планирования является принятый план мероприятий Итоговой Коллегией Минздрава РФ, обсуждавшей ход реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки и задачи отрасли на период до 2010 года.

В плане мероприятий определены следующие приоритетные задачи на долгосрочный период:

– снижение уровня преждевременной смертности от заболеваний системы кровообращения, от несчастных случаев, травм, суицидных попыток, от злокачественных новообразований;

– борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость в связи с демографической ситуацией в стране:

– заболевания, угрожающие репродуктивному здоровью матери и новорожденных;

– болезни старческого возраста и пожилых людей;

– борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации в целом (туберкулез, СПИД/ВИЧ, наркомания, алкоголизм, заболевания, передаваемые половым путем);

– формирование реального механизма ресурсного обеспечения приоритетных направлений развития здравоохранения;

– развитие профилактики заболеваний, системы активного сохранения и восстановления здоровья здорового человека;

– содействие расширению понимания населением ценности здоровья и воплощение этого в соответствующее поведение населения страны;

– всемерное развитие медицинской науки и передовых медицинских технологий, развитие информационных технологий;

– обеспечение потребности населения в лекарственных средствах и медицинских изделиях;

– формирование системы медико-социального страхования;

– определение ценовой политики в области рынка медицинских услуг;

– введение системы страхования профессиональной ответственности и повышение социальной защищенности медицинских работников;

– формирование системы медицинской реабилитации и развитие санаторно-курортных видов лечения;

– расширение организационно-правовых форм организаций здравоохранения и оптимизация номенклатуры медицинских специальностей.

Текущее планирование определяет порядок и условия для реализации стратегических планов здравоохранения на очередной год. В ходе реализации текущих программ осуществляется мониторинг и контроль за реализацией стратегических программ, при необходимости осуществляется их корректировка, таким образом, реализуется принцип непрерывности процесса планирования в здравоохранении.

Основные показатели планирования здравоохранения устанавливаются на федеральном уровне.

К данным показателям относятся:

1. Стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения.

2. Социальные стандарты, нормы и нормативы, адаптированные к условиям субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и медицинских учреждений.

3. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения и порядок выравнивания финансовых условий развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

4. Эффективность инвестиций и параметры инвестиционных проектов здравоохранения.

На основе данных показателей субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, медицинские организации формируют собственные стратегические программы.

Методы планирования разделяются на программно-целевые и директивные. При формировании программы составляются мероприятия, обязательно направленные на достижение программной цели. Планирование ресурсного обеспечения отдельных организаций и системы здравоохранения в целом основывается на использовании экономических норм и нормативов.

По своей сути экономические нормы и нормативы – это количественные меры затрат финансовых, материальных, трудовых, временных и других видов ресурсов, необходимых для оказания соответствующих медицинских или сервисных услуг.

Среди методов планирования наиболее часто применяются: аналитический (анализ исходных планов), нормативный (для определения потребности в нормативных показателях), экспериментальный (расчет показателей на основе предыдущего эксперимента) и другие специальные методы (балансовый, соотношений, пропорций и др.).

При планировании необходимо руководствоваться программно-целевым методом, который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определенной цели. Это требует изменения технологии планирования (определение целей и задач, поэтапное выполнение мероприятий, согласование с исполнителями, комплексирование, расчет ожидаемой эффективности и др.).

Планирование деятельности специалистов медицинских учреждений предусматривает определение функции врачебной должности (в соответствии с конкретными показателями и измерителями). При планировании амбулаторной помощи сначала формируют кадры врачей, а затем – сеть амбулаторных учреждений. Нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники на одного жителя в год (в городе до 10 посещений). Зная число жителей, можно определить общее число предстоящих посещений пациентами терапевта. Для определения функции врачебной должности (нагрузка на врача в течение года) учитывают нагрузку на терапевта за час приема (в поликлинике – 5, на дому – 2), число часов приема в день, число рабочих дней в году.

План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания поликлиники финансовых средств.

При планировании стационарной помощи сначала формируется сеть больничных учреждений, а затем определяется потребность в кадрах. При определении потребности населения в койках принято считать число коек, необходимое на 10000 жителей. Обеспеченность населения больничными койками составляет примерно 100–120 на 10000 человек. Исходя из нормативных показателей, можно рассчитать потребность в специализированных койках (терапевтических – 28, неврологических – 5, инфекционных – 10, хирургических – 16, акушерских – 9 на 10000 человек).

Категория учреждений службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и потребность в специалистах определяется числом обслуживаемого населения. Потребность в лаборантах зависит от числа лабораторных анализов.

Перспективную потребность в койках можно рассчитать по специальным формулам с учетом уровня обращаемости (заболеваемости), процента госпитализации, средней продолжительности пребывания больного в стационаре, среднегодовой занятости койки. Перспективные направления развития здравоохранения, оздоровления окружающей среды, производственных условий, оптимизации образа жизни и укрепления здоровья населения предусматриваются в целевых региональных и местных программах "Здоровье", в планах экономического и социального развития административных территорий. При их составлении используются методы программно-целевого планирования, моделирования и прогнозирования.