logo
студентам 5 курса / учебник на сайт

Закон "о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Первый Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" был принят Верховным Советом 19.04.91 г. В настоящее время деятельность Роспотребнадзора определяет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятый Государственной Думой РФ 12 марта 1999 года (последние изменения и дополнения внесены 28.09.2010 г.). Этот Федеральный закон направлен на обеспечение эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Закон состоит из 8 глав, объединяющих 60 статей.

Первая глава закона раскрывает содержание понятия "санитарно-эпидемиологическое благополучие населения" и определяет комплекс мер по его обеспечению.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Среда обитания человека (далее – среда обитания) – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Гигиенический норматив – установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количество и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создают угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Социально-гигиенический мониторинг – это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. В статьях 5, 6 определены полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Во второй главе определены права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по защите и гарантии прав в вопросах санитарно эпидемиологического благополучия.

В третьей главе «Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека» представлены санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, к продукции производственно-технического назначения, к потенциально опасным для человека химическим и биологическим веществам, к пищевым продуктам и продовольственному сырью, к организации питания населения, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, к атмосферному воздуху, почвам и содержанию территорий, к транспортировке и хранению отходов производства, к жилым помещениям и транспорту, к условиям труда, к условиям воспитания и обучения.

В четвертой главе «Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия» представлены требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, санитарной охране территории, к ограниченным (карантинным) мероприятиям, к производственному контролю. Освещены меры в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведении профилактических прививок и обязанности по гигиеническому воспитанию и обучению.

В пятой главе «Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» представлены требования к государственному санитарно-эпидемиоло­гическому нормированию (статья 37), разработке санитарных правил (статьи 38, 39), особенности лицензирования видов деятельности (статья 40) и сертификации (статья 41), санитарно-эпидемиологической экспертизы (статья 42). В статье 44 «Государственный санитарно-эпидемиологический надзор» отмечено, что Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидеми­ческих (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; проведение санитарно-эпидемио­логических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); разработка предложений о проведении санитарно-противоэпиде­мических (профилактических) мероприятий; статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

В статье 45 «Социально-гигиенический мониторинг» отмечено, что социально-гигиенический мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В шестой главе «Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ» освещены основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы (статья 46). Отмечено, что организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, районов, на транспорте (водном и воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.

В статьях 48–51 представлены права и обязанности (ст. 52–54) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В седьмой главе представлена ответственность за нарушение санитарного законодательства (административная, дисциплинарная и уголовная). Освещена гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства (статьи 55-57).

В восьмой главе указывается на необходимость приведения различных нормативных документов в соответствии с принятым законом.

Территориальное управление осуществляет свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Территориальное управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои филиалы в муниципальных образованиях и на транспорте.

Организационная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В 2004 году состоялась реформа исполнительной власти, согласно которой были изданы новые Указы Президента Российской Федерации и внесены изменения в действующие Указы Президента Российской Федерации:

Состоявшаяся административная реформа предусматривала следующие приоритетные направления деятельности Роспотребнадзора: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, и представления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; оптимизация деятельности территориальных органов исполнительной власти.