Медико-социальные проблемы инвалидизации населения Основы организации медико-социальной экспертизы
Инвалидность – это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Инвалидность и инвалидизация населения являются важнейшими показателями общественного здоровья и имеют не только медицинское, но и социально-экономическое значение. По данным ВОЗ, каждый пятый человек в мире (19,0%) становится инвалидом из-за недостаточности питания, около 15,0% стали инвалидами вследствие вредных привычек (алкоголизм, токсико- и наркомании, злоупотребление лекарственными средствами), а 15,0% получили инвалидность вследствие травм в быту, на производстве и в дороге. В среднем инвалиды составляют около 10% от всего населения мира.
Уровень инвалидизации в России составляет около 103 случаев на 10000 жителей. Доля инвалидов в трудоспособном возрасте – 37,0%.
Причинами первичной инвалидности являются в основном 4 группы заболеваний: болезни органов кровообращения – 27–35% случаев; злокачественные новообразования – 23–29%; травмы – около 10%; болезни нервной системы и органов чувств – 5–7%. Большинство людей (80–90%) становятся инвалидами в трудоспособном возрасте. При этом уровень реабилитации и восстановления трудоспособности незначителен (10–12%).
Основой организационной работы по профилактике инвалидности должен стать комплексный план мероприятий по снижению инвалидности, повышению качества врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизы.
Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Таким образом, инвалидность – это социальная недостаточность.
Социальная недостаточность – это социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социальной защиты населения Российской Федерации.
Инвалиды должны получать всестороннюю защиту и поддержку, в которой они нуждаются, в рамках Государственных систем социальной защиты, здравоохранения и образования во всех странах мира, в том числе и в России. Поэтому в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были организованы подведомственные Росздраву Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утвержденных в порядке, определяемом Федеральными Законами и Постановлениями Правительства РФ.
МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему органов социальной защиты населения РФ. Порядок организации и деятельности Государственной службы МСЭ определяется Правительством РФ.
Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в учреждениях МСЭ, реабилитационные мероприятия включаются в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граждан РФ и финансируются из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Основными задачами Государственной службы МСЭ являются:
1). Определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
2). Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
3). Изучение уровня и причин инвалидности.
4). Участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов.
5). Определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание.
6). Определение причин смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.
Решение органа Государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Существуют три вида учреждений, проводящих МСЭ:
1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (ФБМСЭ);
2. Главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ);
3. Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) в городах и районах, являющиеся филиалами главного бюро.
В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего, специализированного или смешанного профиля.
В РФ Государственная служба МСЭ представлена 1961 БМСЭ, из них ежедневно действуют 1531 БМСЭ.
В своей деятельности МСЭ руководствуются Федеральными Законами:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ,1995г, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными Законами №132-ФЗ от 23.10.03г. и №122-ФЗ от 22.08.2004г;
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. №122-ФЗ;
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 12. 1995г. №195-ФЗ;
Указами Президента РФ:
Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 02.10.1992г. «1158;
Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.03.1993г. №393;
Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» от 01.07.1996г. №1011 (с изменениями и дополнениями от 27.04.2000г.);
Указ Президента РФ «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» от 23.05.1996г. «769;
Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ:
Постановление Правительства РФ «О государственной службе медико-социальной экспертизы» от 03.04.1996г. №392;
Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20.02.2006г. №95;
Законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами.
БМСЭ и ГБМСЭ функционируют на стыке здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения.
В штатный норматив БМСЭ общего профиля входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Так же штатным расписанием предусматривается должности старшей медсестры, медицинского регистратора и шофера.
В штатный норматив ГБМСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностики, профориентации и организации труда инвалидов, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля, специалисты по социальной работе и психологи.
В случае необходимости при ГБМСЭ может быть создано стационарное отделение экспертизы трудоспособности, задачей которого является уточнение диагноза и изучение функций организма.
Лица, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности, трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите направляются МСЭ:
1) при наличии противопоказаний в условиях и характере труда и невозможности трудового устройства в доступной профессии без снижения квалификации или существенного уменьшения объема производственной деятельности;
2) при очевидном неблагоприятном клиническом прогнозе вне зависимости от срока временной нетрудоспособности (ВН), но не более 4 месяцев;
3) при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся НТ до 10 месяцев для решения вопроса о продолжении лечения или установления группы инвалидности.
Право направлять граждан на МСЭ имеют лечащие врачи амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм ответственности с утверждением направления на МСЭ (ф. №88) клинико-экспертной комиссией учреждения, а также органы, осуществляющие пенсионное обеспечение или органы социальной защиты населения.
Перечень документов, необходимых предоставить в МСЭК для прохождения освидетельствования на получение группы инвалидности:
форма №88;
амбулаторная карта из поликлиники;
справка с места работы (если больной работающий);
паспорт;
акт о несчастном случае; направление на % утраты трудоспособности (при трудовом увечье на работе);
военный билет; военно-медицинские документы (при решении вопроса о причине инвалидности по военному контингенту);
справка МСЭ (при переосвидетельствовании).
МСЭ лица проводится по его письменному заявлению или письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя бюро МСЭ (БМСЭ). К заявлению прилагается направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья.
Специалисты БМСЭ, проводящие МСЭ, оценивают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и др.), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.
В тех случаях, когда состав специалистов БМСЭ не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в трехдневный срок в ГБМСЭ, которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке.
Базовой позицией при вынесении экспертного решения является клинико-функциональный диагноз, который устанавливается лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ). Специалисты БМСЭ определяют достаточность обследования пациента в ЛПУ. Решение выносится после определения степени выраженности функциональных нарушений и степени психологической дезадаптации.
В зависимости от степени потери или ограничения трудоспособности установлены 3 группы инвалидности:
I группа инвалидности: стойкие и тяжелые нарушения функций организма, при которых больной утратил полностью постоянно или длительно трудоспособность и нуждается в посторонней помощи, уходе или надзоре. В некоторых случаях инвалиды первой группы приспосабливаются к отдельным видам труда в особо созданных условиях.
II группа инвалидности: значительно выраженные функциональные нарушения, которые не вызывают необходимость в постоянной посторонней помощи. Больные полностью и длительно нетрудоспособны: лишь в отдельных случаях больным разрешают труд в специально созданных условиях или на дому.
III группа инвалидности: значительное снижение трудоспособности вследствие хронических заболеваний или анатомических дефектов. Больные нуждаются в значительных изменениях условий труда в своей профессии, что приводит к сокращению квалификации. Кроме того, к этой категории относятся лица, которые не допускаются к выполнению работы по эпидемическим показаниям (например, при туберкулезе). Инвалидность III группы может устанавливаться ограниченно трудоспособным учащимся и лицам до 40 лет, нуждающимся в приобретении специальности, а также лицам с низкой квалификацией или не имеющим профессии (на период обучения или переобучения).
При освидетельствовании больного необходимо устанавливать не только группу инвалидности, но и указать ее причину, т.е. социально-биологические условия, при которых возникла инвалидность. В прямой зависимости от причин инвалидности законодательство устанавливает размер пенсий, объем и характер других видов социальной помощи.
Подробную статистическую информацию получают путем разработки “Актов освидетельствования” или “Статистических талонов” к акту. Талон содержит 17 пунктов, содержащих сведения о больном: возраст, пол, социальная категория, первичное или повторное освидетельствование, диагноз, группа инвалидности, причина инвалидности, трудоустройство, лечебное учреждение, направившее на место работы, должность и др.
На основании статистической разработки рассчитываются такие показатели инвалидности как первичная инвалидность (отношение численности населения, признанных инвалидами, к общей численности населения* 1000 населения) и структура инвалидности по группам инвалидности, установленных специалистами бюро медико-социальной экспертизы.
Органы здравоохранения в своей работе широко используют показатели инвалидности, выявляют их тенденции для определения состояния здоровья населения и разработки дальнейших мероприятий по реабилитации инвалидов. С этой целью в территориальных бюро медико-социальной экспертизы разрабатываются для инвалидов индивидуальные программы реабилитации.
Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения. Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня установления инвалидности.
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп – один раз в год, а детей-инвалидов – один раз в срок, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами.
В случае признания лица инвалидом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). БМСЭ оформляет три экземпляра ИПР: один экземпляр ИПР остается в делах БМСЭ; второй выдается на руки инвалиду; третий – направляется, для контроля за реализацией ИПР, в отдел социальной защиты населения по месту жительства инвалида.
Выданные на руки инвалидам ИПР в БМСЭ регистрируются в журнале учета индивидуальной программы реабилитации. Оставшийся в БМСЭ экземпляр ИПР подшивается к акту освидетельствования, составляя вместе с ним единое экспертное дело, которое хранится в алфавитном порядке в архиве БМСЭ.
Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в трехдневный срок со дня установления инвалидности.
Лицу, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. В случае не признания лица инвалидом также выдается справка о решении МСЭК.
- Основы общественного здоровья и здравоохранения
- Предисловие
- Глава I. Организационные принципы здравоохранения 7
- Глава 2. Медицинская статистика 94
- ГлаваI.Организационные принципы здравоохранения Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения
- Основные положения «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.»
- Общественное здоровье и здравоохранение как врачебная специальность и наука
- Определение здоровья. Основные методы его изучения
- Факторы, влияющие на здоровье
- Критерии здоровья
- Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности
- Основные показатели здоровья населения России
- Основные понятия Международной статистической классификации болезней (мкб)
- Классы болезней по Международной классификации болезней мкб-10 (icd-10)
- Основными характеристиками мкб-10 являются следующее:
- Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды
- Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни
- Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
- Структура системы медицинской профилактики
- Современные теории медицины и здравоохранения
- Организационные формы зарубежного здравоохранения
- Международное сотрудничество в области медицины Структура и роль Всемирной Организации Здравоохранения
- Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения
- Организационно - правовые основы медицинской деятельности Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Закон "о медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
- Права и обязанности медицинских учреждений, страховых компаний и населения при обязательном и добровольном медицинском страховании
- Профессиональные права и обязанности медработников в условиях медицинского страхования
- Основные правовые принципы охраны здоровья населения
- Правовой статус медицинских и фармацевтических работников
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Государственная социальная поддержка медицинских работников
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Трудовой договор
- Испытание при приеме на работу
- Условия и порядок перевода работника на другую постоянную или временную работу
- Увольнение работников по собственному желанию и по инициативе администрации
- Материальная ответственность
- Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их применения
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовое регулирование обязательственных отношений
- Основные принципы гражданско-правовой ответственности
- Система подготовки медицинских кадров в России
- Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Медицинская этика. Содержание "Клятвы врача России"
- Глава 2.Медицинская статистика Статистическая совокупность. Единица наблюдения
- 2. Статистическое наблюдение:
- Показатели динамического ряда
- Графические изображения при статистическом анализе
- Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения
- Средние величины
- Оценка достоверности статистических показателей
- Критерий согласия χ2
- Основы корреляционного анализа
- Основы стандартизации
- Глава 3.Использование демографических показателей в работе врача Статика и динамика населения
- Возрастно-половая структура населения
- Методика проведения переписи населения
- Основные показатели воспроизводства населения
- Показатели общей и повозрастной смертности населения
- Специальные показатели младенческой смертности
- Материнская смертность
- Глава 4.Изучение заболеваемости населения Понятие о первичной заболеваемости, болезненности, патологической пораженности
- Методы и источники изучения заболеваемости
- Виды заболеваемости
- 1. По данным обращаемости:
- 3. По данным о причинах смерти.
- 4. По данным изучения причин инвалидности.
- Заболеваемость по данным обращаемости
- 1. Общая заболеваемость
- 2. Инфекционная заболеваемость
- 3. Госпитализированная заболеваемость
- 4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 5. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями (социально-значимые заболевания)
- 5.1. Болезни системы кровообращения
- 5.2. Злокачественные новообразования
- 5.3. Травматизм
- 5.4. Алкоголизм, курение и наркомания
- 5.5. Болезни органов дыхания
- 5.6. Заболевания нервной системы
- 5.7. Психические расстройства
- 5.8. Туберкулез
- 5.9. Заболевания, передаваемые половым путем
- Заболеваемость, выявляемая по данным медицинских осмотров (дети, работающие, подростки и декретированные категории населения)
- Профессиональные заболевания.
- Заболеваемость, изучаемая на основе данных регистрации причин смерти
- Глава 5.Основы организации первичной медико-социальной помощи городскому населению Первичная медико-социальная помощь городскому населению
- Управление здравоохранением на административной территории
- Основы организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений
- Основные показатели деятельности поликлиники
- 1. Общие данные амбулаторно-поликлинического учреждения:
- 2. Показатели качества лечебно-профилактической работы:
- 3. Организация работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим:
- 4. Профилактическая работа поликлиники оценивается:
- Деятельность врачей общей практики (семейного врача)
- Функции врачебной должности врача-терапевта
- Основные задачи кабинета медицинской статистики
- Медицинская помощь на дому
- Диспансеризация городского населения
- Стационарзамещающие учреждения амбулаторно-поликлинического типа
- Роль консультативно-диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний
- Медико-социальное значение восстановительного лечения
- Глава 6.Основы организации стационарной медицинской помощи Организация стационарной медицинской помощи
- Структура городской больницы
- Основные задачи приемного отделения больницы
- Основные показатели работы стационара
- Основные принципы организации скорой медицинской помощи
- Организация медицинской помощи сельскому населению
- Структура первичного звена медицинской помощи сельскому населению
- Формы медико-санитарного обслуживания работающих на промышленных предприятиях
- Основные направления работы и функции цехового врача-терапевта
- Профилактическая работа на промышленном предприятии
- Организация санаторно-курортного лечения
- Глава 7.Охрана материнства и детства – приоритетное направление здравоохранения
- Основные показатели состояния здоровья женщин и детей
- Особенности организации медицинской помощи женщинам и детям на современном этапе
- Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного дома
- Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям
- Особенности организации стационарной помощи детям
- Глава 8.Экономика здравоохранения Качество медицинской помощи
- Эффективность медицинской помощи
- Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности
- Методы планирования индивидуальной работы врачей
- Бизнес-планирование. Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на административной территории
- Глава 9.Основы медицинского страхования Закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
- Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования
- Добровольное медицинское страхование
- Медицинское страхование и социальное обеспечение населения
- Глава 10.Основы экспертизы трудоспособности
- Медико-социальные проблемы инвалидизации населения Основы организации медико-социальной экспертизы
- Организация системы реабилитации инвалидов
- Глава 11.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Закон "о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- Согласно административной реформе структура Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована следующими учреждениями:
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Основные функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
- Основные направления деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии»
- Задачи и функции фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии»
- Структурные подразделения фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии»
- 1. Отдел организационного обеспечения
- 2. Отдел научно-методического обеспечения
- 3. Отдел обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях
- 4.Отдел обеспечения санитарного надзора и надзора на транспорте
- Отделение гигиены детей и подростков
- Отделение гигиены питания
- Отделение коммунальной гигиены
- Отделение гигиены труда
- Отделение гигиены на транспорте
- 5. Отдел социально-гигиенического мониторинга и оценки риска
- 6. Отдел обеспечения эпидемиологического надзора
- 7.Отдел организации санитарно-эпидемиологических экспертиз
- 8. Отдел лабораторного дела
- 9. Отдел правового обеспечения
- 10. Отдел информационного обеспечения
- Основные принципы планирования:
- 2. Планы основных организационных мероприятий на год:
- 3. Планы основных организационных мероприятий на квартал
- Описание системы сгм (на примере Ленинградской области)
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
- Основы защиты прав потребителей в современных экономических условиях Основы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Виды ответственности за санитарные правонарушения
- Организационные принципы проведения государственного контроля (надзора)
- Меры, принимаемые в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки
- Основы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- Роль специалистов учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в проведении первичной и вторичной профилактики
- В.С. Лучкевич
- Общественного здоровья и здравоохранения
- Учебное пособие