logo
студентам 5 курса / учебник на сайт

3. Планы основных организационных мероприятий на квартал

3.1. Управления Роспотребнадзора;

3.2. Территориального отдела Управления Роспотребнадзора;

3.3. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;

3.4. Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

4. План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации на год.

5. Задание федеральному государственному учреждению здравоохранения – центру гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации по обеспечению деятельности управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации на год.

Для планирования работы в территориальных управлениях необходимо иметь данные о составе населения, медико-демографической ситуации (рождаемость, смертность и др.), о заболеваемости, об основных характеристиках образа жизни и перспективах социально-экономической ситуации и состояния окружающей среды. Различают планирование перспективное (стратегическое) и текущее (тактическое). Организация выполнения планов включает мероприятия по подготовке различных решений, достаточному и своевременному обеспечению кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, по координации деятельности различных специалистов медицинского и немедицинского профиля, методическое руководство и др. Планирование деятельности приобретает специфические особенности в соответствии с уровнем управления санитарно-эпидемиологической службы. Ответственность за организацию, планирование и непосредственное проведение мероприятий на конкретной территории лежит на главном государственном санитарном враче данного административного уровня.

Планы работы можно подразделить на 4 основные группы: 1) планы работы по времени (текущие и перспективные); 2) планы по содержанию планируемых мероприятий (планы развития и планы деятельности структурных подразделений); 3) комплексные планы санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий; 4) планы-задания по объектам, подлежащим санитарному надзору. При составлении плана можно руководствоваться функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и программно-целевым принципами.

Функционально-отраслевой принцип планирования позволяет выделить конкретные задачи на планируемый период с учетом объема и характера деятельности конкретного отдела, лаборатории, отделения, специалиста. Он наиболее удобен при текущем квартальном планировании, а также при планировании на год разделов работы каждого подразделения.

Проблемно-тематический принцип составления плана позволяет выделить основные, общие для всей госсанэпиднадзора административной территории мероприятия независимо от того, какие подразделения являются их исполнителями. Этот метод наиболее приемлем при составлении комплексных планов по отдельным проблемам (санитарная охрана воздушного бассейна, почвы, водоемов; профилактика кишечных инфекций, травматизма) и соответствует структуре госсанэпиднадзора в настоящий период.

При этом методе планирования различные по характеру мероприятия объединены общей задачей, единой направленностью, что позволяет определить их стоимость, ожидаемую экономическую, социальную и медико-санитарную эффективность.

Программно-целевой принцип планирования более наукоемок и эффективен. Он предусматривает: постановку конкретных и реальных целей в масштабе всего учреждения или территории; определение задач, необходимых для их реализации; уточнение ожидаемых результатов для каждой из целей, по степени достижения которых можно судить об эффективности деятельности; разработку пакетов мероприятий, ориентированных на выполнение конкретных целевых установок; распределение мероприятий по исполнителям, соисполнителям и видам комплексирования (внутриучрежденческое – между специалистами различных подразделений госсанэпиднадзора; внутриотраслевое – взаимодействие учреждений, входящих в систему госгоссанэпиднадзора; межотраслевое – проведение мероприятий совместно с органами власти и управления, другими контрольными и надзорными структурами); определение сроков исполнения и разработку системы контроля реализации планового документа; расчет стоимости мероприятий и определение источников их финансирования.

Этот принцип обеспечивает комплексность и большую целенаправленность деятельности госгоссанэпиднадзора, отражает координирующую роль территориальных управлений при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий на административных территориях.

При планировании на территориальном уровне допускается сочетание функционально-отраслевого и проблемно-тематического принципов. Годовой план работы можно сгруппировать по 4 основным разделам: 1) организационные мероприятия и работа с кадрами; 2) мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости; 3) общесанитарные и оздоровительные мероприятия; 4) материально-техническое оснащение. Выделяют основные проблемы и задачи, участие в решении этих проблем различных подразделений.

Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период (как правило, на месяц). Составляются планы-графики командировок, выполнения научно-практической работы и т. п. При составлении плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового плана, анализ эффективности обследования объектов за предыдущий период, дополнительная информация по изменению санитарного состояния на объекте (изменение режима работы, возможности реконструкции объекта, предложения администрации, общественности и др.).

Индивидуальные планы должны быть конкретными. В них должны быть отражены объекты и сроки обследования, отметки о контроле выполнения, результаты. При планировании числа посещений объектов санитарными врачами и их помощниками в течение года исходят из принятых ранее ориентировочных норм.

Составлением годового плана не ограничивается плановая работа. В последние годы в деле планирования большое внимание стало уделяться разработке так называемых комплексных планов (оздоровления внешней среды, профилактики отдельных заболеваний и др.). План называется комплексным потому, что он охватывает весь комплекс санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий.

Планы-задания составляют только на те объекты, где необходимо проведение крупных санитарно-гигиенических мероприятий, требующих больших капиталовложений (реконструкция, строительство и благоустройство детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и др.).

Основными требованиями, предъявляемыми к планам, являются: актуальность, конкретность, действенность и реальность каждого планируемого мероприятия; совместное участие различных специалистов в осуществлении запланированных мероприятий; выделение главных задач на данный отрезок времени; оценка качества выполнения и эффективности.

Социально-гигиенический мониторинг

Порядок ведения социально-гигиенического мониторинга (СГМ) определен приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 ноября 2006 г. N 367 «О порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими»

Действующими в настоящее время Постановлениями Правительства РФ предусмотрено создание и ведение нескольких специализированных систем мониторинга, в том числе: СГМ, Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), здоровья, социально-трудовой сферы и др. Уже их названия свидетельствуют о том, что в число основных или дополнительных задач практически каждой названной системы входит сбор и анализ тех или иных показателей, характеризующих состояние здоровья населения и среду его обитания, либо влияющих на них. Естественно, что возникает вопрос о специфических задачах социально-гигиенического мониторинга и о месте СГМ в числе перечисленных систем.

Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на учреждения санитарно-эпидемиологической службы в качестве первоочередной возложена задача "наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания".

Для выполнения этой задачи, являющейся одновременно и основной задачей социально-гигиенического мониторинга, санитарно-эпидемиологическая служба должна владеть необходимым объемом информации и методами ее обработки. В частности, мониторинг здоровья населения скорее мог бы быть назван мониторингом системы медицинского обеспечения, поскольку круг его вопросов включает, прежде всего, возможность качественного и количественного анализа системы медицинского обслуживания и ее эффективности. Кроме того, что стоящая перед СГМ задача чрезвычайно актуальна хотя бы для территорией с "неблагоприятной экологической ситуацией" и требует соответствующих решений уже сегодня.