logo
студентам 5 курса / учебник на сайт

Общественное здоровье и здравоохранение как врачебная специальность и наука

Основатели отечественного здравоохранения определяли науку об общественном здоровье и здравоохранении с такими основными задачами как: изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения; разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий, обеспечивающих оптимальное взаимодействие человека с окружающей средой и способствующих выполнению основных видов жизнедеятельности и улучшению качества жизни.

В Большой медицинской энциклопедии (БМЭ, 3-е издан., Т. 25. – С. 60) назначение нашего предмета обозначено как изучение оздоравливающего, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здоровье населения, выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния социальных условий и факторов в интересах повышения уровня общественного здоровья.

Основное назначение общественного здоровья и здравоохранения и учебной дисциплины – оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация. С учетом Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 83 от 01.03.2000 г. «О совершенствовании преподавания в медицинских и фармацевтических вузах проблем общественного здоровья и здравоохранения», принято такое определение: «Общественное здоровье – важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни».

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни.

Как предмет преподавания «Общественное здоровье и здравоохранение» прежде всего, способствует повышению качества подготовки будущих специалистов-врачей, формированию у них не только навыков правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умения четко обеспечить свою деятельность.

Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.

Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) клинико-статистический; 5) медико-социологического анализа; 6) экспертных оценок; 7) медико-генетического анализа; 8) системного анализа и моделирования; 9) организационного эксперимента; 10) планово-нормативный и др.

Общественное здоровье и здравоохранение – это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.