logo
студентам 5 курса / учебник на сайт

Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

Целью пропаганды здорового образа жизни является формирование гигиенического поведения населения, выполнение мероприятий по укреплению здоровья, пропаганде факторов образа жизни, способствующих сохранению здоровья и повышению уровня медицинской информированности населения с целью предупреждения воздействия неблагоприятных для здоровья факторов риска.

Улучшение системы медицинского информирования населения и пропаганды здорового образа жизни должно проводиться с учетом таких обязательных принципов как научность и объективность, правдивость и достоверность, систематичность и последовательность, преемственность и комплексность, конкретность и профильность, доступность и убедительность, авторитетность и простота изложения. Формирование здорового образа жизни является основным направлением первичной профилактики. Для каждого медицинского работника (руководитель подразделения, врач любой специальности, медсестра и др.) является обязательным и необходимым разделом работы с отражением объема и результатов при планировании в индивидуальных планах работы и отчетах. Это важная профессиональная обязанность медицинского работника. Пропаганда медицинских знаний может быть массовой, групповой и индивидуальной.

В соответствии с Федеральными приказами и нормативными пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника.

При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины, теле- и радиоинформация и др.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод – самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (фотографии, видеофильмы, макеты, выставки, агитбригады, концерты и др.).

Комбинированный метод – метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы. Среди основных требований к средствам и методам пропаганды обязательными являются такие как краткость и доходчивость, выразительность и привлекательность, смысловая и изобразительная точность, достоверность и др.