Добровольное медицинское страхование
Медицинское страхование - особая форма организации страховой деятельности. В Российской Федерации выступает как социальная защита интересов населения в охране здоровья. Цель его - гарантировать гражданам при возмещении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) - одна из форм медицинского страхования. В отличие от обязательного возникает только на основе добровольно заключенного договора. Инициатором добровольного страхования выступают хозяйствующие субъекты, физические и юридические лица. Цель - компенсация страхователю дополнительных расходов, которые возникают в связи с обращением застрахованного лица за медицинской помощью в ЛПУ. Объем затрат зависит от программы ДМС, предусмотренной в соответствии с договором.
ДМС - защита имущественных интересов застрахованного, связанная с получением медицинской помощи при наступлении страхового события, организация получения медицинской помощи сверх программы ОМС (широкий спектр набора медицинских услуг), доступность медицинской помощи, предоставление повышенного медицинского сервиса в соответствии с программой страхования и защита прав застрахованного. Появление ДМС на рынке страховых услуг обусловлено соответствующим спросом у различных категорий физических и юридических лиц-субъектов рынка.
Таким образом, спрос на ДМС связан со следующими причинами:
1. Снижение качества бесплатных медицинских услуг, оказываемых в рамках бюджетного здравоохранения и появление платной медицинской помощи во многих мед учреждениях
2. Ограниченность базовой (территориальной программы) ОМС, определяющей объем и условия оказания медицинской помощи гражданам России.
В результате возникла потребность в заключении договоров по ДМС, т.к. в настоящее время это является наиболее выгодным и надежным средством получения качественной медицинской помощи, потому что:
договор ДМС предусматривает контроль страховщика за качеством, оказываемых застрахованному лицу медицинских услуг, их соответствием перечню, гарантированному программой ДМС;
страховщик организует оказание застрахованному качественной медицинской помощи в рамках программы страхования;
страховая сумма может в несколько раз превышать стоимость страхового полиса, т.е. застрахованному предоставляется возможность снизить затраты на получение платной медицинской помощи;
руководство предприятия, пожелавшее заключить договор ДМС в пользу своих работников, имеет возможность отнести эти затраты на себестоимость продукции.
страховые взносы, уплаченные предприятием за своих сотрудников по ДМС, не включаются в совокупный годовой доход застрахованных сотрудников и не облагаются подоходным налогом.
В силу специфики ДМС регулируется двумя законами РФ: «О страховании» и «О медицинском страховании граждан в РФ» Субъектами страхования являются: страхователь, страховщик, медицинское учреждение.
Отношения между субъектами ДМС строятся на основании двух договоров: договора ДМС, заключаемого страховщиком и страхователем и договора на оказание медицинской помощи, заключаемого страховщиком и медицинским учреждением.
Договор ДМС содержит следующие существенные условия:
контингент страхователей и застрахованных лиц (наименование сторон и численность застрахованных);
объект страхования;
объем страховой ответственности (перечень медицинских услуг, соответствующих программе страхования);
страховая сумма;
срок действия договора страхования;
порядок выплаты страхового обеспечения;
размер страховых премий и порядок их уплаты;
условия и сроки вступления договора в силу, а также его прекращения;
права и обязанности сторон;
порядок разрешения споров и другие условия.
Страхователями, заключающими договоры ДМС и являющимися плательщиками страховых взносов, могут быть дееспособные физические и юридические лица.
Объектом добровольного медицинского страхования являются имущественные интересы страхователя или застрахованного лица, связанные с затратами на получение медицинской помощи.
Страховым случаем является обращение застрахованного лица (страхователя) в течение действия договора страхования в медицинское учреждение из числа предусмотренных договором ДМС и в соответствии с программой страхования. Не страховые события указываются в договоре страхования.
Размер страховой премии – цена страхования, которая зависит от тарифной ставки, рассчитываемой на основании статистических данных об обращаемости за медицинской помощью и продолжительности лечения, дифференцируется в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья застрахованного лица. Забота о здоровье стала элементом имиджа активных и преуспевающих. Показатели здоровья, физического и психического самочувствия стали рассматриваться социальными политиками в качестве кумулятивных индикаторов уровня благополучия, качества жизни общества в целом и его отдельных слоев. Здоровье — реальный человеческий ресурс, открывающий определенные жизненные перспективы и достижения. Важным показателем здоровья как элемента качества жизни является уровень ответственного отношения к сохранению и поддержанию людьми своего здоровья.
Страхование - это стратегический сектор экономики. Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм, методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
Экономическую категорию страхования характеризуют следующие основные признаки:
наличие перераспределительных отношений;
наличие страхового риска (и критерия его оценки);
формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;
сочетание индивидуальных и страховых интересов;
солидарная ответственность всех страхователей за ущерб;
самоокупаемость страховой деятельности.
Потребительская сущность ДМС заключена в предлагаемых программах ДМС в сбалансированности цены, содержания и качества. Договор Страхования с неотъемлемой его основной частью - программой страхования выступает в качестве товара. Для того чтобы страховая компания могла достойно «вести» ДМС, необходим достойный продукт, который в данном случае подразумевает совокупность следующих составляющих:
Хорошо организованная сервисная служба.
Профессиональная экспертная служба.
Правильная политика работы с ЛПУ.
Умение «удерживать» убыточность на приемлемом уровне, а значит и умение управлять риском.
Хорошая проработка страховых программ.
Хорошее оформление полиса и наличие памятки застрахованного.
Необходим четкий маркетинговый подход к решению важнейшей задачи продаж программ ДМС и дальнейшее сопровождение. Обязательно наличие достойного продукта (наличие высокого уровня сервисной службы), учет региональных особенностей рынка (к чему привык застрахованный), конкурентных преимуществ (знание продуктов конкурентов и использование этих знаний на практике).
Страховое поле не однородно. Есть потенциальные страхователи, имеющие достаточно широкие финансовые возможности и высокие запросы, есть и те, возможности которых стеснены. Поэтому при разработке страхового продукта (страховой программы) страховщику необходимо четко понимать, для каких контингентов он может быть предназначен. От этого зависит его содержание и цена. Спрос на медицинские услуги, как и на любой товар, подвержен колебаниям. Влияние на него оказывают многие факторы: болезненность и заболеваемость населения, сезонность, реклама, мода на различные виды диагностики и лечения и т.п. Добровольное медицинское страхование должно учитывать эти факторы. Политика ДМС на страховом поле должна быть максимально гибкой. Открытие в городе хорошо оснащенных диагностических или реабилитационных центров, престижных клиник ведет к появлению страховых продуктов, дающих населению возможность беспрепятственного доступа. При этом все медицинские технологии, применяемые в ДМС, должны быть тщательно проверены профессионалами, сотрудничество возможно только при наличии лицензии на данные виды медицинской помощи, целесообразно проведение независимого анализа эффективности лечебно-диагностического процесса.
Российский рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) растет в среднем на 30% в год. Причем физических лиц среди клиентов страховщиков пока еще не много, всего лишь 5%. остальные — сотрудники компаний, за которых медицинский полис оплачивает работодатель. Такая, на первый взгляд, благотворительность позволяет не только повысить лояльность персонала, но и сэкономить на налогах.
Согласно п. 9 ст. 238 Налогового кодекса РФ страховые платежи по договорам ДМС не подлежат обложению единым социальным налогом. А согласно п. 16 ст. 255 НК компания, страхующая своих сотрудников по ДМС, имеет право уменьшить налогооблагаемую базу на сумму уплаченных взносов, но не больше 3% от суммы расходов на оплату труда. Полис ДМС создает для сотрудника комфортные условия работы. То, что работодатель заботится о здоровье персонала, для многих работников становится одним из решающих факторов нахождения в этом коллективе, а для претендентов — при выборе работы. Полис ДМС и социальный пакет в целом — это значительный козырь для компаний при поиске первоклассных специалистов. ДМС рассчитано на возможность свободного развития личности, а не только на обеспечение права человека на достойную жизнь.
- Основы общественного здоровья и здравоохранения
- Предисловие
- Глава I. Организационные принципы здравоохранения 7
- Глава 2. Медицинская статистика 94
- ГлаваI.Организационные принципы здравоохранения Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения
- Основные положения «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.»
- Общественное здоровье и здравоохранение как врачебная специальность и наука
- Определение здоровья. Основные методы его изучения
- Факторы, влияющие на здоровье
- Критерии здоровья
- Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности
- Основные показатели здоровья населения России
- Основные понятия Международной статистической классификации болезней (мкб)
- Классы болезней по Международной классификации болезней мкб-10 (icd-10)
- Основными характеристиками мкб-10 являются следующее:
- Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды
- Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни
- Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
- Структура системы медицинской профилактики
- Современные теории медицины и здравоохранения
- Организационные формы зарубежного здравоохранения
- Международное сотрудничество в области медицины Структура и роль Всемирной Организации Здравоохранения
- Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения
- Организационно - правовые основы медицинской деятельности Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Закон "о медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
- Права и обязанности медицинских учреждений, страховых компаний и населения при обязательном и добровольном медицинском страховании
- Профессиональные права и обязанности медработников в условиях медицинского страхования
- Основные правовые принципы охраны здоровья населения
- Правовой статус медицинских и фармацевтических работников
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Государственная социальная поддержка медицинских работников
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Трудовой договор
- Испытание при приеме на работу
- Условия и порядок перевода работника на другую постоянную или временную работу
- Увольнение работников по собственному желанию и по инициативе администрации
- Материальная ответственность
- Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их применения
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовое регулирование обязательственных отношений
- Основные принципы гражданско-правовой ответственности
- Система подготовки медицинских кадров в России
- Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Медицинская этика. Содержание "Клятвы врача России"
- Глава 2.Медицинская статистика Статистическая совокупность. Единица наблюдения
- 2. Статистическое наблюдение:
- Показатели динамического ряда
- Графические изображения при статистическом анализе
- Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения
- Средние величины
- Оценка достоверности статистических показателей
- Критерий согласия χ2
- Основы корреляционного анализа
- Основы стандартизации
- Глава 3.Использование демографических показателей в работе врача Статика и динамика населения
- Возрастно-половая структура населения
- Методика проведения переписи населения
- Основные показатели воспроизводства населения
- Показатели общей и повозрастной смертности населения
- Специальные показатели младенческой смертности
- Материнская смертность
- Глава 4.Изучение заболеваемости населения Понятие о первичной заболеваемости, болезненности, патологической пораженности
- Методы и источники изучения заболеваемости
- Виды заболеваемости
- 1. По данным обращаемости:
- 3. По данным о причинах смерти.
- 4. По данным изучения причин инвалидности.
- Заболеваемость по данным обращаемости
- 1. Общая заболеваемость
- 2. Инфекционная заболеваемость
- 3. Госпитализированная заболеваемость
- 4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 5. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями (социально-значимые заболевания)
- 5.1. Болезни системы кровообращения
- 5.2. Злокачественные новообразования
- 5.3. Травматизм
- 5.4. Алкоголизм, курение и наркомания
- 5.5. Болезни органов дыхания
- 5.6. Заболевания нервной системы
- 5.7. Психические расстройства
- 5.8. Туберкулез
- 5.9. Заболевания, передаваемые половым путем
- Заболеваемость, выявляемая по данным медицинских осмотров (дети, работающие, подростки и декретированные категории населения)
- Профессиональные заболевания.
- Заболеваемость, изучаемая на основе данных регистрации причин смерти
- Глава 5.Основы организации первичной медико-социальной помощи городскому населению Первичная медико-социальная помощь городскому населению
- Управление здравоохранением на административной территории
- Основы организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений
- Основные показатели деятельности поликлиники
- 1. Общие данные амбулаторно-поликлинического учреждения:
- 2. Показатели качества лечебно-профилактической работы:
- 3. Организация работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим:
- 4. Профилактическая работа поликлиники оценивается:
- Деятельность врачей общей практики (семейного врача)
- Функции врачебной должности врача-терапевта
- Основные задачи кабинета медицинской статистики
- Медицинская помощь на дому
- Диспансеризация городского населения
- Стационарзамещающие учреждения амбулаторно-поликлинического типа
- Роль консультативно-диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний
- Медико-социальное значение восстановительного лечения
- Глава 6.Основы организации стационарной медицинской помощи Организация стационарной медицинской помощи
- Структура городской больницы
- Основные задачи приемного отделения больницы
- Основные показатели работы стационара
- Основные принципы организации скорой медицинской помощи
- Организация медицинской помощи сельскому населению
- Структура первичного звена медицинской помощи сельскому населению
- Формы медико-санитарного обслуживания работающих на промышленных предприятиях
- Основные направления работы и функции цехового врача-терапевта
- Профилактическая работа на промышленном предприятии
- Организация санаторно-курортного лечения
- Глава 7.Охрана материнства и детства – приоритетное направление здравоохранения
- Основные показатели состояния здоровья женщин и детей
- Особенности организации медицинской помощи женщинам и детям на современном этапе
- Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного дома
- Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям
- Особенности организации стационарной помощи детям
- Глава 8.Экономика здравоохранения Качество медицинской помощи
- Эффективность медицинской помощи
- Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности
- Методы планирования индивидуальной работы врачей
- Бизнес-планирование. Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на административной территории
- Глава 9.Основы медицинского страхования Закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
- Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования
- Добровольное медицинское страхование
- Медицинское страхование и социальное обеспечение населения
- Глава 10.Основы экспертизы трудоспособности
- Медико-социальные проблемы инвалидизации населения Основы организации медико-социальной экспертизы
- Организация системы реабилитации инвалидов
- Глава 11.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Закон "о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- Согласно административной реформе структура Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована следующими учреждениями:
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Основные функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
- Основные направления деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии»
- Задачи и функции фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии»
- Структурные подразделения фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии»
- 1. Отдел организационного обеспечения
- 2. Отдел научно-методического обеспечения
- 3. Отдел обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях
- 4.Отдел обеспечения санитарного надзора и надзора на транспорте
- Отделение гигиены детей и подростков
- Отделение гигиены питания
- Отделение коммунальной гигиены
- Отделение гигиены труда
- Отделение гигиены на транспорте
- 5. Отдел социально-гигиенического мониторинга и оценки риска
- 6. Отдел обеспечения эпидемиологического надзора
- 7.Отдел организации санитарно-эпидемиологических экспертиз
- 8. Отдел лабораторного дела
- 9. Отдел правового обеспечения
- 10. Отдел информационного обеспечения
- Основные принципы планирования:
- 2. Планы основных организационных мероприятий на год:
- 3. Планы основных организационных мероприятий на квартал
- Описание системы сгм (на примере Ленинградской области)
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
- Основы защиты прав потребителей в современных экономических условиях Основы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Виды ответственности за санитарные правонарушения
- Организационные принципы проведения государственного контроля (надзора)
- Меры, принимаемые в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки
- Основы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- Роль специалистов учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в проведении первичной и вторичной профилактики
- В.С. Лучкевич
- Общественного здоровья и здравоохранения
- Учебное пособие