logo
студентам 5 курса / учебник на сайт

Глава 5.Основы организации первичной медико-социальной помощи городскому населению Первичная медико-социальная помощь городскому населению

Первичную медико-социальную помощь городскому населению оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения (территориальные поликлиники, обслуживающие взрослое население) и учреждения по охране материнства и детства (детские поликлиники и женские консультации). Все перечисленные учреждения оказывают населению квалифицированную врачебную помощь на амбулаторном приеме и на дому

Финансирование учреждений осуществляется из средств госбюджета, поэтому медицинская помощь является для населения бесплатной. Утвержден перечень дополнительных (платных) медицинских услуг, однако их доля в общем объеме амбулаторной помощи мала (до 10%).

Основы организации медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях в настоящее время определены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №584 от 04.08.2006 г. «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу». В настоящее время работающие имеют право на двойное медицинское обслуживание: по месту жительства в территориальной поликлинике и по месту работы или учебы.

Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник являются: участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов), доступность и профилактическая направленность. Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, обозначены:

– норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта);

– норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 – при обслуживании пациентов на дому терапевтом)-

– штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жите лей старше 14 лет).

Главный врач поликлиники имеет право изменять эти показатели в зависимости от местных условий. Например, может увеличить или уменьшить численность участка и нагрузку врачей. Мощность поликлиник оценивается по числу посещений в смену. Обычно их число колеблется от 250 до 1200 и более, а число обслуживаемого населения – от 15 до 100-120 тыс. человек. Измерителем мощности поликлиник является число посещений в смену (более 1200 посещений – I категория, менее 250 посещений – V категория). В них можно эффективнее организовать работу семейных врачей (приказ МЗ РФ № 237 от 26.08.92 г.). При этом показателем работы является не динамика посещаемости, а изменения в состоянии здоровья населения (снижение заболеваемости, инвалидности, младенческой смертности, числа запущенных онкологических заболеваний, состояние здоровья пациентов из диспансерных групп и др.).

Основными направлениями деятельности учреждений первичной медико-социальной помощи являются:

– профилактическая работа, диспансеризация, гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни;

– лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной нетрудоспособности);

– организационно-методическая работа (управление, планирование, статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.);

– организационно-массовая работа.

Особое место в работе врачей, обеспечивающих население первичной медико-социальной помощью, занимает диспансеризация (активное раннее выявление, динамическое наблюдение и лечение, комплексное оздоровление).

Оценка организации диспансеризации проводится с помощью таких показателей, как: 1) качество диспансеризации (охват диспансерным наблюдением не наблюдавшихся в течение года, охват различными социально-оздоровительными и лечебно-профилак­тическими мероприятиями – санаторно-курортное лечение, диетпитание, рациональное трудоустройство и др.); 2) эффективность диспансеризации (динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ – для работающих; общей заболеваемости – по основной и сопутствующей патологии; госпитализированной заболеваемости; инвалидизация, в том числе первичная; летальность; исходы диспансеризации по данным годовых эпикризов – выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение).

Если амбулаторно-поликлиническое учреждение является самостоятельным, его работой руководит главный врач. Из наиболее квалифицированных, обладающих организаторскими способностями врачей главный врач назначает своего первого заместителя – заместителя по лечебной работе, который в период отсутствия главного врача исполняет его обязанности. У главного врача есть и другие заместители – по клинико-экспертной работе (несет ответственность за осуществление всей клинико-экспертной деятельности) и по административно-хозяйст­венной части. Свою долю ответственности за качество лечебно-профилакти­ческой помощи в поликлинике, культуру работы персонала также несут и заведующие отделениями.

В структуру поликлиники входят: регистратура, отделение профилактики, лечебно-профилактические отделения и кабинеты, лечебно-диагностические подразделения, административно-хозяйственная часть, отделения восстановительного лечения и др.

В задачи регистратуры входит:

– осуществление записи на прием к врачам при непосредственном обращении и по телефону;

– регулирование интенсивности потока пациентов с целью обеспечения равномерной нагрузки на приеме, распределение больных по видам оказываемой помощи;

– своевременный подбор медицинской документации и доставка ее в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки.

В настоящее время существует три способа организации записи посетителей на прием к врачу: талонная система, самозапись, комбинированный метод. Внедрение комбинированного метода записи позволяет решить следующие задачи:

– разделить поток первичных и повторных больных;

– точно учитывать и контролировать нагрузку врача;

– использовать талоны не явившихся больных для выдачи пациентам, нуждающимся в приеме врача в день обращения;

– уменьшить время ожидания больными приема врача.

Вызов врача на дом может осуществляться очно либо по телефону. Принимаемые вызовы заносятся в «Книгу записей вызовов врача на дом», в которой указывается не только фамилия, имя, отчество и адрес больного, но и основные жалобы. Кроме того, на базе поликлиник могут быть развернуты отделение медико-социальной реабилитации и терапии; службы ухода; дневные стационары; центры амбулаторной хирургии; центры медико-социальной помощи и т.д.

Основной фигурой городской поликлиник для взрослых, тем специалистом, с которым чаще всего впервые встречается пациент, является участковый терапевт. Число участковых терапевтов, работающих в поликлинике, зависит от численности обслуживаемого населения – предусмотрено 5,9 должности на 10 тыс. населения в возрасте 18 лет и старше. Участковый терапевт обеспечивает в поликлинике и на дому квалифицированную терапевтическую помощь населению, проживающему на закрепленном участке (1700 человек). В своей работе он непосредственно подчиняется заведующему терапевтическим отделением. Важную роль в организации лечебно-профилактической помощи населению играют врачи узких специальностей, которые в своей работе непосредственно подчиняются заведующему отделением, заместителю главного врача по медицинской части или руководителю учреждения.