1. Сроки и правила введения прикорма при грудном вскармливании детей. Биологическое значение различных видов прикорма.
Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, по мере роста ребенка необходимо введение в его рацион и других продуктов питания и блюд, обозначаемых термином "прикорм". Это обусловлено следующими факторами:
-дополнительное введение в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком, на определенном этапе развития младенцев (с 4-6 месяцев), становится недостаточным;
-целесообразностью расширения спектра пищевых веществ рациона, за счет содержащихся в продуктах прикорма растительного белка, углеводов, растительных масел, микроэлементов, необходимых для дальнейшего роста и развития;
-необходимостью развития ЖКТ, жевательного аппарата и стимуляции моторной активности кишечника.
Оптимальные сроки введения различных продуктов определяются физиолого-биохимическими особенностями развития младенцев. Так, к 3 месяцам жизни снижается повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечника, отмечается созревание ряда пищеварительных ферментов, в 3-4 месяца формируется достаточный уровень местного иммунитета кишечника и созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки").
Следует учитывать, что раннее введение прикорма может снижать частоту и интенсивность сосания, и, как следствие, выработку грудного молока. При таких условиях вводимый прокорм будет не столько дополнять грудное молоко, сколько частично замещать его, что является физиологически неоправданным. В то же время, при введении первого прикорма позднее 6 - 7 месяцев, у ребенка могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко.
Таким образом, при достаточной лактации у матери основной прикорм (овощное пюре, каша и др.) целесообразно вводить в возрасте 4-6 месяцев. До введения основных видов прикорма в рацион ребенка вводятся фруктовые соки и пюре. Фруктовый сок следует вводить в рацион ребенка, находящегося на естественном вскармливании, не ранее 3-4 месяцев. Введение соков в рацион младенцев в качестве первого немолочного продукта обусловлено их жидкой консистенцией и легкостью усвоения, не требующего значительного напряжения со стороны незрелой пищеварительной системы ребенка. Более раннее введение соков детям, находящимся на грудном вскармливании, нецелесообразно. поскольку это не вносит сколько-нибудь значительного вклада в удовлетворение их потребности в витаминах и минеральных веществах и, в то же время, нередко приводит к возникновению аллергических реакций и гастроинтестинальных нарушений. Первым можно рекомендовать яблочный сок, обладающий невысокими аллергенными свойствами. Затем могут назначаться грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый соки, позднее - черносмородиновый, вишневый и др. Кислые и терпкие соки следует разводить кипяченой водой. Соки, принадлежащие к числу продуктов с высокой потенциальной аллергенностью, следует назначать с учетом индивидуальной переносимости и аллергологического анамнеза, но не ранее 6 месяцев жизни. Через 2 недели после введения в рацион соков и их хорошей переносимости в рацион ребенка можно ввести более плотную пищу - фруктовые пюре. Ассортимент фруктовых пюре и последовательность введения аналогичны описанным для соков. С 4,5 - 5,5 месяцев в рацион ребенка можно вводить более густую пищу, которую и обозначают термином "прикорм". В качестве первого прикорма предпочтительнее назначать овощное торе. Введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (картофеля, кабачков), переходя затем к смеси овощей, с постепенным расширенном ассортимента с использованием цветной капусты, тыквы, моркови, позднее - томатов, зеленого горошка. Через 3-4 недели после введения овощного пюре может быть рекомендован злаковый прикорм (молочная каша). В качестве первого злакового прикорма следует использовать кати из безглютеновых злаков (рисовую, гречневую и кукурузную), поскольку раннее введение в рацион каш из злаков, содержащих глютен (манной, овсяной) может способствовать развитию у детей глютеновой энтеропатии. По показаниям, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к изменению частоты и консистенции стула, целесообразно в качестве первого прикорма ввести кашу, а затем овощное пюре. С 5-6 месяцев вводится творог. Более раннее введение творога (как дополнительного источника белка) нецелесообразно, поскольку дети, находящиеся на естественном вскармливании, необходимое количество белка получают с молоком. С 6 месяцев жизни в рацион детей можно ввести яичный желток. Более раннее введение желтка нередко приводит к возникновению аллергических реакций в связи с высокой сенсибилизирующей активностью данного продукта. Мясо в рацион ребенка рекомендуется вводить с 7 месяцев, начиная с мясного пюре, которое позднее заменяется фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетами (к концу первого года жизни). С 8-9 месяцев ребенку один-два раза в неделю вместо мясного пюре можно рекомендовать рыбное пюре. С 7,5-8 месяцев в рацион ребенка вводится кефир и (или) последующие смеси - молочные смеси на основе коровьего молока с более низким, чем в коровьем молоке и кефире, содержанием белка и оптимизированным жирнокислотным и витаминным составом. Следует особо указать на необоснованность использования кефира и других неадаптированных кисломолочных смесей в питании детей первых месяцев жизни. Это может вызвать нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме ребенка и оказать неблагоприятное воздействие на незрелые почки младенца.
При введении прикорма следует твердо придерживаться следующих правил:
1. Начинять введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок не болен.
2. Не начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
3. Каждый новый продукт надо вводить постепенно, с небольших количеств (сок - с нескольких капель, пюре и кашу - с 1/2 чайной ложки), внимательно наблюдая за его переносимостью. При появлении симптомов плохой переносимости продукта необходимо прекратить введение и попытаться вновь ввести его через некоторое время. При повторной негативной реакции попытаться заменить его аналогичным (яблочное пюре - грушевым, гречневую кашу - овсяной).
4. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
5. Введение любого нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов. Например, введение соков начинать с яблочного, затем вводить смесь из двух соков, позднее из трех. Такие же правила соблюдаются при введении овощных пюре и молочных каш. Это необходимо для выявления возможных аллергенных эффектов того или иного продукта, что исключено при использовании их смеси.
С учетом неблагоприятной экологической обстановки и недостаточного санитарно-гигиенического уровня населения, основу прикорма детей первого года жизни должны составлять продукты и блюда промышленного выпуска, которые обеспечивают безопасность входящих в них компонентов и их строго заданный химический состав.
2. Геморрагический васкулит (болезнь Шенлейна-Геноха). Этиопатогенез, патоморфология. Синдромные проявления болезни. Принципы этапного лечения. Меры профилактики. Геморрагическая пурпура. Б-нь Шенлейна – Геноха.
1837 Шенлейн описал заболевание с сыпью, суставным синдромом.
1868 Генох описал абдоминальный сндром
1890 Фон Душ и Го-Хе пришли к выводу, что это одна и тоже заболевание, и назвали Ш-Г.
Заболевание из группы системных васкулитов и преимущественным поражением сосудов микроциркуляторного русла кожи, суставов, ЖКТ и почек.
23-26 на 10 тыс. Возраст 6-12.
Этиология: не ясна. Связывают с различными заболеваниями инф-аллерг. и бактериального характера.
Разв. Через 1-2 нед после перенесенного ОРЗ, скарлатины, после вакцинации, аллергии.
Патогенез: в основе гиперпродукция низкомалекулярных, циркулирующих ИК. Происходит повреждение эндотелия сосудов микроциркуляторного русла и развитие системных микротромбоваскулитов.
Классификация:
- Билет № 1
- 1. Физиологические особенности обмена веществ у детей: белки, жиры, углеводы.
- 3. Профилактика ятрогенных заболеваний у детей.
- 1. Физиологические особенности водно-минерального обмена у детей.
- 2. Локализованные гнойно-воспалительные заболевания кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных детей (омфалит, пемфигус, абсцесс и др.). Диагностика и принципы лечения.
- Заболевания пуповинного остатка и пупочной ранки
- 3. Острая сердечная недостаточность у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- 1. Увеличение сократительной способности миокарда
- 2. Снижение нагрузки на сердце
- 3. Уменьшение объемной перегрузки
- Билет № 3
- 1. Физиологические особенности обмена энергии у детей.
- 2. Аномалии конституции у детей: лимфатико-гипопластическая и нервно-артритическая. Возрастные проявления. Диагностика и принципы ведения. Лимфатико-гипопластическая аномалия.
- Лечение:
- 3. Судорожный синдром у детей. Оказание неотложной помощи. Судорожный синдром
- Билет № 4
- 1. Анатомо-физиологические особенности иммунологической защиты у детей раннего возраста.
- 2. Гемолитическая болезнь новорожденных. Диагностика, клиника, течение. Этапное лечение.
- 3. Спазмофилия у детей. Этиопатогенез, клинические варианты и оказание неотложной помощи.
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделительной системы у детей.
- 2. Хронические нарушения питания у детей: гипотрофии, паратрофии. Диагностика и принципы лечения. Меры профилактики.
- Этапное диетическое лечение:
- 3. Оказание неотложной помощи при остром отравлении у детей
- Первичные мероприятия по удалению яда с кожи и слизистых
- Первичные мероприятия по удалению яда из желудочно-кишечного тракта
- Количество воды, необходимое для очищения кишечника
- 3. Мероприятия по удалению всосавшегося яда.
- 4. Антидотное лечение.
- 5. Симптоматическое лечение
- Билет № 6
- 1. Анатомо-физиологические особенности системы крови у детей.
- 2. Экссудативно-катаральная аномалия конституции. Возрастные проявления. Диагностика и принципы лечения.
- 3. Оказание неотложной помощи при обморочных состояниях у детей.
- Наиболее частые причины:
- Клиническая диагностика.
- Билет № 7
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста.
- 2. Вакцинация детей. Значение вакцинации в предупреждении управляемых инфекций. Календарь прививок. Возможные поствакцинальные реакции и осложнения.
- 3. Диагностика, оказание неотложной помощи при кровотечении у детей с гемофилией а.
- Наиболее частые провоцирующие и предрасполагающие факторы кровоточивости при гемофилии.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 8
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей раннего возраста.
- 2. Основы фармакотерапии у детей: основные принципы дозировки лекарственных средств, лекарственные формы и способы введения лекарств детям.
- 3. Аллергические реакции немедленного типа: анафилактический шок. Неотложная помощь.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Профилактика анафилактического шока.
- 1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- 2. Коклюш. Этиопатогенез, патоморфология, клиника, течение. Лечение и профилактика.
- 3. Аллергические реакции немедленного типа: крапивница, отек Квинке. Неотложная помощь. Отек Квинке
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Крапивница.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 10
- 1. Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной систем у детей.
- Мышечная система.
- 2. Гемофилии у детей. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение.
- 3. Оказание неотложной помощи при кишечном токсикозе.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет №11
- 1. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки и лимфатической системы.
- 2. Этиопатогенез, клиника и лечение железодефицитной анемии у детей. Меры профилактики.
- 3. Менингококцемия. Диагностика и неотложная помощь на догоспитальном этапе.
- Клиническая диагностика
- Неотложная помощь:
- Билет № 12
- 1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей.
- 2. Инфекционный мононуклеоз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
- 3. Гипервитаминоз д. Этиопатогенез. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 13
- 3. Неотложная помощь при гипогликемической коме.
- Билет № 14
- 1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы.
- 2. Острые пневмонии, особенности течения в зависимости от возраста. Этиология, патогенез. Особенности клинико-рентгенологической диагностики. Лечение и меры профилактики.
- 3. Диагностика и лечение отека головного мозга.
- Клинические проявления.
- Неотложная помощь.
- Билет № 15
- 1. Принципы санитарно-гигиенического ухода за детьми в раннем периоде жизни.
- 2. Бронхиальная астма. Особенности клинического течения. Этапное лечение, профилактика.
- Клиническая диагностика
- 3. Диагностика и лечение ацетонемической рвоты у детей.
- Билет № 16
- 1. Общие принципы клинического обследования детей.
- 2. Рахит. Этиопатогенез, клиника у детей раннего возраста. Лечение. Антенатальная и постнатальная профилактика рахита.
- III степень тяжести.
- 3. Дифтерический круп. Диагностика и принципы оказания неотложной помощи.
- 1. Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста.
- 2. Хроническая пневмония у детей. Этиология, клинико-рентгенологическая диагностика и основные принципы этапного лечения. Меры возможной профилактики.
- 3. Гипокальциемия у детей. Диагностика, неотложная помощь.
- 1. Физическое развитие детей в различные периоды детства.
- 2. Менингококковая инфекция у детей. Этиопатогенез. Клинические формы и осложнения. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения.
- 3. Фебрильные судороги у детей. Диагностика, неотложная помощь.
- Билет № 19
- 1. Периоды детского возраста. Роль возрастного фактора в патологии ребенка.
- 2. Острая ревматическая лихорадка у детей. Особенности клинического течения. Принципы этапного лечения. Меры первичной и вторичной профилактики ревматизма.
- 3. Гипертензионно-гидроцефальный синдром у детей раннего возраста. Диагностика, лечение.
- Клинические проявления.
- Неотложная помощь.
- Билет № 20
- 1. Антенатальная охрана плода. Роль педиатра.
- 2. Кишечные инфекции: дизентерия. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.
- 3. Пароксизмальная тахикардия у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Причины приступа.
- Клиническая диагностика.
- Особенности клиники желудочковой пароксизмальной тахикардии.
- Неотложная помощь.
- Билет № 21
- 1. Проблема адаптации в организованных детских коллективах (дошкольные учреждения, школа).
- 2.Вирусный гепатит а. Этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика. Исходы и осложнения.
- 3. Острый стенозирующий ларинготрахеит. Принципы оказания неотложной помощи.
- Неотложная помощь.
- 1. Принципы закаливания детей.
- 2. Ветряная оспа, эпидемический паротит. Этиопатогенез. Особенности клинических проявлений и возможные осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 3. Отек легких у детей. Принципы оказания неотложной помощи.
- Основные причины отека легких как следствие острой левожелудочковой недостаточности.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 23
- 1. Наблюдение за детьми раннего возраста в детской поликлинике.
- 3. Острая почечная недостаточность. Диагностика и принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- 1. Начальная стадия опн:
- 2. Олигоанурическая стадия опн:
- 3. Полиурическая стадия опн:
- Билет № 24
- 1. Питание здоровых детей старше одного года. Потребность в основных пищевых ингредиентах и калориях.
- 2. Симптоматическая тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа) у детей. Этиопатогенез, клиника. Диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.
- По течению
- 3. Неотложная помощь при нейротоксикозе.
- Билет № 25
- 1. Естественное вскармливание.
- 2. Врожденный гипотиреоз у детей. Этиология, патогенез, клинические проявления заболевания, диагностика. Современные методы лечения и диспансеризации больных.
- 3. Приступ бронхиальной астмы. Принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Критерии тяжести приступа бронхиальной астмы
- Общие принципы оказания неотложной помощи:
- Неотложная помощь при легком приступе ба.
- Неотложная помощь при среднетяжелом приступе ба.
- Неотложная помощь при тяжелом приступе ба.
- Не рекомендуется использовать при приступе ба у детей:
- Показания для госпитализации при приступе бронхиальной астмы у детей:
- Билет № 26
- 1. Принципы грудного вскармливания по воз. Сроки и правила введения детям первого года жизни фруктовых и овощных соков. Их клиническое значение.
- 2. Врожденные пороки сердца. Этиология. Патофизиологическая классификация. Клинико-инструментальная диагностика. Консервативная терапия и показания к оперативному лечению.
- 3. Острая печеночная недостаточность. Этиопатогенез. Оказание неотложной помощи.
- Билет № 27
- 1. Сроки и правила введения прикорма при грудном вскармливании детей. Биологическое значение различных видов прикорма.
- По фазам:
- По степени тяжести
- По течению:
- 3. Синдром гипертермии у детей. Этиопатогенез. Оказание неотложной помощи.
- Причины
- Клиническая диагностика
- Неотложная помощь
- 1. При «красной» гипертермии:
- 2. При «белой» гипертермии:
- Билет № 28
- 1. Возможные затруднения при грудном вскармливании со стороны матери и ребенка. Пути их преодоления.
- 2. Ревматоидный артрит. Этиопатогенез. Патоморфология, клиника, течение, дифференциальный диагноз. Лечение и возможные меры профилактики.
- 3. Неотложная помощь при тяжелом лечении гемолитической болезни у новорожденных детей. Билет № 29
- 1. Гипогалактия. Профилактика и лечение.
- 2. Неревматические кардиты у детей. Этиология, патогенез. Особенности клинического течения и диагностики. Меры лечения и профилактики.
- 1. По этиологии:
- 2. По локализации:
- 4. По степени тяжести:
- 3. Неотложная помощь при кетоацидотической коме у детей с сахарным диабетом.
- Основные причины развития кетоацидотической комы у детей, больных сахарным диабетом:
- Клиническая диагностика.
- Дифференциальная диагностика.
- Лечение диабетической комы.
- Билет № 30
- 1. Санитарно-гигиенический, пищевой и психологический режим кормящих матерей.
- 2. Сахарный диабет 1 типа у детей. Этиопатогенез, клинические проявления и диагностики. Современные методы лечения. Возможные осложнения и их профилактика.
- 3. Утопление. Принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 31
- 1. Питание здоровых детей первого года жизни. Смешанное вскармливание (докармливание).
- 2. Особенности этиологии, патоморфологии, клинического течения, диагностики и этапного лечения острого гломерулонефрита у детей. Меры профилактики.
- 3. Синдром гипокалиемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 32
- 1. Питание здоровых детей первого года жизни. Искусственное вскармливание.
- 2. Дискенезии желчевыводящих путей у детей. Этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика. Дискинезия желчных путей.
- Диагностическая программа для выявления дискинезий желчных путей
- 3. Синдром гиперкалиемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- 1. Расчет питания для детей первого года жизни.
- 2. Пиелонефриты у детей. Понятие. Этиопатогенез, патоморфология. Клинико-патофизиологическая классификация. Принципы этапного лечения и возможные меры профилактики.
- 3. Синдром гипернатриемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 34
- 1. Смеси для смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни.
- 2. Гастродуодениты у детей. Этиопатогенез. Патоморфология. Клиника, диагностика, лечение. Возможные меры профилактики.
- 3. Синдром гипонатриемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 35
- 1. Общие принципы лечебного питания детей первого года жизни (рахит, анемии, аномалии конституции). Применение лечебных смесей.
- 2. Сальмонеллез. Клиника. Диагностика, возможные способы лечения и профилактики. Сальмонеллез
- 3. Острая надпочечниковая недостаточность у детей. Принципы оказания неотложной помощи.
- Основные причины острой надпочечниковой недостаточности:
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь: