1. Периоды детского возраста. Роль возрастного фактора в патологии ребенка.
Внутриутробный этап - две основные стадии: эмбриональную, включающую первые 12 нед, и фетальную (плацентарную) - до конца беременности. Первая характеризуется формированием органов и систем, питанием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии осуществляются интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к внеутробной жизни. С 28-недельного возраста плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Кора мозга еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают ствол мозга и спинной мозг, т. е. те части мозга, которые выполняют жизненно важные функции. В позднем фетальном периоде (III триместр беременности) - отложение в организме железа, кальция, витаминов., потребность в которых в послеродовом периоде не полностью покрывается материнским молоком.
В эмбриональной стадии заболевания беременной могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а эндогенные и экзогенные тератогенные факторы - к порокам развития (эмбриопатии), поэтому первые 3 - 7 нед - критический период, хотя сроки формирования систем не одинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха) являются опасными и могут отразиться на развитии. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутриутробной гипотрофии.
Период новорожденности, или неонатальный период. Начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до 28 дней. Длительность периода определяется временем адаптации к внеутробным условиям. Начинается легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается боталлов проток, устанавливается самостоятельная, но несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова. При этом конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание подкорковой и спинальной регуляции. Ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.
Дыхание, кровообращение, выделение совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 , пульс до 160).
При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожденного по шкале Апгар: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами. Через 5 мин оценка повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с неврологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза неврологических расстройств.
У новорожденного быстро увеличивается масса тела - за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличение массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное, характером питания. У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. Здоровым новорожденным в первые сутки свойствен ацидоз. рН крови у них ниже и составляет 7,29 - 7,34, исчезает на 3-й сутки.
В периоде новорожденности могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиолог. желтуха, физиолог. мастит, транзиторная лихорадка, физиолог. потеря массы, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). При неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.
Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развившихся вирусного гепатита, цитомегалии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков развития; родовых травм, а также последствий асфиксии; гемолитической болезни новорожденных; септических заболеваний. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических состояний, пневмоний.
Грудной период с 3 - 4 недели до 12 мес. Характеризуется более высокими темпами развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы - на 12 см, а окружность груди - на 13 - 15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого. Осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: в 2 мес. ребенок держит голову в вертикальном положении; с 5 мес. переворачивается на спину; к 7 мес. садится, к концу года начинает ходить. В 5 - 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. К концу 2-го месяца следит за движением предмета, улыбается. С 3 - 4 мес. он гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма». К концу года произносит осмысленные слова (2-я сигнальная система). Замедляется физическое развитие, его опережает психическое.
Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ - анемия, рахит, гипотрофия. В то же время незрелость ЖКТ затрудняет переваривание и располагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т. е. диспепсиям.
В первые 3 - 4 мес жизни ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.
Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет - ясельный возраст). Быстрое совершенствование двигательных навыков, речи и психики, продолжающийся рост. Ребенок любознателен, основная форма развития - игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает трудовые навыки. Ребенок начинает говорить, составляя примитивные фразы. К 3 годам предложения становятся многословными. Ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Важно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий. В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета увеличивается возможность распространения детских инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина).
Дошкольный период (от 3 до 7 лет). Замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности. В 5 - 6 лет начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный - 2 ч, ночной - 10 - 11 ч. Развиваются тонкие навыки: умение кататься на велосипеде, танцевать, вышивать. Благодаря хорошей памяти дети легко запоминают стихи, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются благодаря подражанию как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу периода ребенок готовится в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекции, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм).
Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). Продолжается совершенствование функций организма. Развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются. Школьный ритм способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за столом, ношение тяжелого портфеля и т.д. могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться и хронические (туберкулез, нефрит, ревматизм и др.).
Период старшего школьного возраста. От 12 до 16 - 17 лет - период полового созревания - выраженная перестройка эндокринной системы, усиленный рост. У девочек вторичные признаки развиваются раньше на 1 год. Часто функцион. расстройства ССС, НС («юношеское сердце», «юношеская гипертония», у девушек - акроцианоз и обмороки), обусловленные непропорциональным ростом тела и отдельных органов, и неустойчивостью вегето-эндокринной системы.
- Билет № 1
- 1. Физиологические особенности обмена веществ у детей: белки, жиры, углеводы.
- 3. Профилактика ятрогенных заболеваний у детей.
- 1. Физиологические особенности водно-минерального обмена у детей.
- 2. Локализованные гнойно-воспалительные заболевания кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных детей (омфалит, пемфигус, абсцесс и др.). Диагностика и принципы лечения.
- Заболевания пуповинного остатка и пупочной ранки
- 3. Острая сердечная недостаточность у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- 1. Увеличение сократительной способности миокарда
- 2. Снижение нагрузки на сердце
- 3. Уменьшение объемной перегрузки
- Билет № 3
- 1. Физиологические особенности обмена энергии у детей.
- 2. Аномалии конституции у детей: лимфатико-гипопластическая и нервно-артритическая. Возрастные проявления. Диагностика и принципы ведения. Лимфатико-гипопластическая аномалия.
- Лечение:
- 3. Судорожный синдром у детей. Оказание неотложной помощи. Судорожный синдром
- Билет № 4
- 1. Анатомо-физиологические особенности иммунологической защиты у детей раннего возраста.
- 2. Гемолитическая болезнь новорожденных. Диагностика, клиника, течение. Этапное лечение.
- 3. Спазмофилия у детей. Этиопатогенез, клинические варианты и оказание неотложной помощи.
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделительной системы у детей.
- 2. Хронические нарушения питания у детей: гипотрофии, паратрофии. Диагностика и принципы лечения. Меры профилактики.
- Этапное диетическое лечение:
- 3. Оказание неотложной помощи при остром отравлении у детей
- Первичные мероприятия по удалению яда с кожи и слизистых
- Первичные мероприятия по удалению яда из желудочно-кишечного тракта
- Количество воды, необходимое для очищения кишечника
- 3. Мероприятия по удалению всосавшегося яда.
- 4. Антидотное лечение.
- 5. Симптоматическое лечение
- Билет № 6
- 1. Анатомо-физиологические особенности системы крови у детей.
- 2. Экссудативно-катаральная аномалия конституции. Возрастные проявления. Диагностика и принципы лечения.
- 3. Оказание неотложной помощи при обморочных состояниях у детей.
- Наиболее частые причины:
- Клиническая диагностика.
- Билет № 7
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста.
- 2. Вакцинация детей. Значение вакцинации в предупреждении управляемых инфекций. Календарь прививок. Возможные поствакцинальные реакции и осложнения.
- 3. Диагностика, оказание неотложной помощи при кровотечении у детей с гемофилией а.
- Наиболее частые провоцирующие и предрасполагающие факторы кровоточивости при гемофилии.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 8
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей раннего возраста.
- 2. Основы фармакотерапии у детей: основные принципы дозировки лекарственных средств, лекарственные формы и способы введения лекарств детям.
- 3. Аллергические реакции немедленного типа: анафилактический шок. Неотложная помощь.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Профилактика анафилактического шока.
- 1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- 2. Коклюш. Этиопатогенез, патоморфология, клиника, течение. Лечение и профилактика.
- 3. Аллергические реакции немедленного типа: крапивница, отек Квинке. Неотложная помощь. Отек Квинке
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Крапивница.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 10
- 1. Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной систем у детей.
- Мышечная система.
- 2. Гемофилии у детей. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение.
- 3. Оказание неотложной помощи при кишечном токсикозе.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет №11
- 1. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки и лимфатической системы.
- 2. Этиопатогенез, клиника и лечение железодефицитной анемии у детей. Меры профилактики.
- 3. Менингококцемия. Диагностика и неотложная помощь на догоспитальном этапе.
- Клиническая диагностика
- Неотложная помощь:
- Билет № 12
- 1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей.
- 2. Инфекционный мононуклеоз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
- 3. Гипервитаминоз д. Этиопатогенез. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 13
- 3. Неотложная помощь при гипогликемической коме.
- Билет № 14
- 1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы.
- 2. Острые пневмонии, особенности течения в зависимости от возраста. Этиология, патогенез. Особенности клинико-рентгенологической диагностики. Лечение и меры профилактики.
- 3. Диагностика и лечение отека головного мозга.
- Клинические проявления.
- Неотложная помощь.
- Билет № 15
- 1. Принципы санитарно-гигиенического ухода за детьми в раннем периоде жизни.
- 2. Бронхиальная астма. Особенности клинического течения. Этапное лечение, профилактика.
- Клиническая диагностика
- 3. Диагностика и лечение ацетонемической рвоты у детей.
- Билет № 16
- 1. Общие принципы клинического обследования детей.
- 2. Рахит. Этиопатогенез, клиника у детей раннего возраста. Лечение. Антенатальная и постнатальная профилактика рахита.
- III степень тяжести.
- 3. Дифтерический круп. Диагностика и принципы оказания неотложной помощи.
- 1. Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста.
- 2. Хроническая пневмония у детей. Этиология, клинико-рентгенологическая диагностика и основные принципы этапного лечения. Меры возможной профилактики.
- 3. Гипокальциемия у детей. Диагностика, неотложная помощь.
- 1. Физическое развитие детей в различные периоды детства.
- 2. Менингококковая инфекция у детей. Этиопатогенез. Клинические формы и осложнения. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения.
- 3. Фебрильные судороги у детей. Диагностика, неотложная помощь.
- Билет № 19
- 1. Периоды детского возраста. Роль возрастного фактора в патологии ребенка.
- 2. Острая ревматическая лихорадка у детей. Особенности клинического течения. Принципы этапного лечения. Меры первичной и вторичной профилактики ревматизма.
- 3. Гипертензионно-гидроцефальный синдром у детей раннего возраста. Диагностика, лечение.
- Клинические проявления.
- Неотложная помощь.
- Билет № 20
- 1. Антенатальная охрана плода. Роль педиатра.
- 2. Кишечные инфекции: дизентерия. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.
- 3. Пароксизмальная тахикардия у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Причины приступа.
- Клиническая диагностика.
- Особенности клиники желудочковой пароксизмальной тахикардии.
- Неотложная помощь.
- Билет № 21
- 1. Проблема адаптации в организованных детских коллективах (дошкольные учреждения, школа).
- 2.Вирусный гепатит а. Этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика. Исходы и осложнения.
- 3. Острый стенозирующий ларинготрахеит. Принципы оказания неотложной помощи.
- Неотложная помощь.
- 1. Принципы закаливания детей.
- 2. Ветряная оспа, эпидемический паротит. Этиопатогенез. Особенности клинических проявлений и возможные осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 3. Отек легких у детей. Принципы оказания неотложной помощи.
- Основные причины отека легких как следствие острой левожелудочковой недостаточности.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 23
- 1. Наблюдение за детьми раннего возраста в детской поликлинике.
- 3. Острая почечная недостаточность. Диагностика и принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- 1. Начальная стадия опн:
- 2. Олигоанурическая стадия опн:
- 3. Полиурическая стадия опн:
- Билет № 24
- 1. Питание здоровых детей старше одного года. Потребность в основных пищевых ингредиентах и калориях.
- 2. Симптоматическая тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа) у детей. Этиопатогенез, клиника. Диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.
- По течению
- 3. Неотложная помощь при нейротоксикозе.
- Билет № 25
- 1. Естественное вскармливание.
- 2. Врожденный гипотиреоз у детей. Этиология, патогенез, клинические проявления заболевания, диагностика. Современные методы лечения и диспансеризации больных.
- 3. Приступ бронхиальной астмы. Принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Критерии тяжести приступа бронхиальной астмы
- Общие принципы оказания неотложной помощи:
- Неотложная помощь при легком приступе ба.
- Неотложная помощь при среднетяжелом приступе ба.
- Неотложная помощь при тяжелом приступе ба.
- Не рекомендуется использовать при приступе ба у детей:
- Показания для госпитализации при приступе бронхиальной астмы у детей:
- Билет № 26
- 1. Принципы грудного вскармливания по воз. Сроки и правила введения детям первого года жизни фруктовых и овощных соков. Их клиническое значение.
- 2. Врожденные пороки сердца. Этиология. Патофизиологическая классификация. Клинико-инструментальная диагностика. Консервативная терапия и показания к оперативному лечению.
- 3. Острая печеночная недостаточность. Этиопатогенез. Оказание неотложной помощи.
- Билет № 27
- 1. Сроки и правила введения прикорма при грудном вскармливании детей. Биологическое значение различных видов прикорма.
- По фазам:
- По степени тяжести
- По течению:
- 3. Синдром гипертермии у детей. Этиопатогенез. Оказание неотложной помощи.
- Причины
- Клиническая диагностика
- Неотложная помощь
- 1. При «красной» гипертермии:
- 2. При «белой» гипертермии:
- Билет № 28
- 1. Возможные затруднения при грудном вскармливании со стороны матери и ребенка. Пути их преодоления.
- 2. Ревматоидный артрит. Этиопатогенез. Патоморфология, клиника, течение, дифференциальный диагноз. Лечение и возможные меры профилактики.
- 3. Неотложная помощь при тяжелом лечении гемолитической болезни у новорожденных детей. Билет № 29
- 1. Гипогалактия. Профилактика и лечение.
- 2. Неревматические кардиты у детей. Этиология, патогенез. Особенности клинического течения и диагностики. Меры лечения и профилактики.
- 1. По этиологии:
- 2. По локализации:
- 4. По степени тяжести:
- 3. Неотложная помощь при кетоацидотической коме у детей с сахарным диабетом.
- Основные причины развития кетоацидотической комы у детей, больных сахарным диабетом:
- Клиническая диагностика.
- Дифференциальная диагностика.
- Лечение диабетической комы.
- Билет № 30
- 1. Санитарно-гигиенический, пищевой и психологический режим кормящих матерей.
- 2. Сахарный диабет 1 типа у детей. Этиопатогенез, клинические проявления и диагностики. Современные методы лечения. Возможные осложнения и их профилактика.
- 3. Утопление. Принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 31
- 1. Питание здоровых детей первого года жизни. Смешанное вскармливание (докармливание).
- 2. Особенности этиологии, патоморфологии, клинического течения, диагностики и этапного лечения острого гломерулонефрита у детей. Меры профилактики.
- 3. Синдром гипокалиемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 32
- 1. Питание здоровых детей первого года жизни. Искусственное вскармливание.
- 2. Дискенезии желчевыводящих путей у детей. Этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика. Дискинезия желчных путей.
- Диагностическая программа для выявления дискинезий желчных путей
- 3. Синдром гиперкалиемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- 1. Расчет питания для детей первого года жизни.
- 2. Пиелонефриты у детей. Понятие. Этиопатогенез, патоморфология. Клинико-патофизиологическая классификация. Принципы этапного лечения и возможные меры профилактики.
- 3. Синдром гипернатриемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 34
- 1. Смеси для смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни.
- 2. Гастродуодениты у детей. Этиопатогенез. Патоморфология. Клиника, диагностика, лечение. Возможные меры профилактики.
- 3. Синдром гипонатриемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 35
- 1. Общие принципы лечебного питания детей первого года жизни (рахит, анемии, аномалии конституции). Применение лечебных смесей.
- 2. Сальмонеллез. Клиника. Диагностика, возможные способы лечения и профилактики. Сальмонеллез
- 3. Острая надпочечниковая недостаточность у детей. Принципы оказания неотложной помощи.
- Основные причины острой надпочечниковой недостаточности:
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь: