1. Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста.
Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития его ЦНС возрасту, необходимо помнить следующее: 1) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в определенной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в раннем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологического субстрата и способствовать ему.
Новорожденный большую часть суток спит, не всегда просыпаясь к моменту кормления, взор не фиксирует. При разворачивании потягивается, принимает физиологическую, эмбриональную позу, приводя согнутые руки и ноги к животу. Движения некоординированные, атетозоподобные, голова свисает. Тонус мышц-сгибателей повышен, положительны симптомы натяжения (Кернига, Брудзинского). Стабильно вызываются врожденные безусловные рефлексы — оральные (поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, сосательный); спинальные - защитный (поворот головы набок в положении на животе), опоры (стоит на всей стопе при поддержке под мышки), автоматической ходьбы (переступает), ползания (отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается), хватательный (сжимает палец, прикоснувшийся к ладони, висит на руках). На 2—3-й неделе вырабатывается первый условный рефлекс на подготовку к кормлению (смена пеленок, изменение положения) - поворот головы набок, поисковые и сосательные движения губ.
Ребенок 3 мес значительно более активен, настроение, как правило, благодушное. Он бодрствует между кормлениями по 1 - 1,5 ч. Интересуется игрушками, следит за ними, фиксирует взор, улыбается, узнает мать, гулит. Увеличивается объем статики и движений, они становятся более целенаправленными: ребенок хорошо держит голову в вертикальном положении и лежа на животе приподнимает грудь, тянется рукой к предмету, хватает его. Исчезают гипертонус сгибателей, симптомы натяжения, атетозоподобные движения, постепенно угасает часть безусловных врожденных рефлексов (защитный, хватательный, опоры и автоматической ходьбы, ползания, оральные, кроме сосательного). Появляется надсегментарный ранний позотонический безусловный верхний рефлекс Ландау (в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки; опираясь руками, удерживается в этой позе). Легко формируются условные рефлексы с участием зрительного и слухового анализаторов на основе пищевой доминанты, отчетлив рефлекс на время кормления.
Ребенок 6 мес подвижен, активен, эмоционален, благодушен. Поворачивается в постели, смотрит и поворачивает голову в сторону звука, сидит (хотя сесть самостоятельно из положения лежа на спине не всегда может). Движения рук целенаправленны: ребенок хватает игрушку, играет ею, тянет в рот, бросает. Хорошо различает знакомые лица, подражая взрослым, в 7—8 мес произносит отдельные слоги, лепечит. Из врожденных рефлексов сохранен сосательный, к верхнему рефлексу Ландау присоединяется нижний (в положении на животе поднимает и разгибает ноги). Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов.
У ребенка 9 мес в поведении начинают проявляться признаки сложной анализаторно-синтетической работы коры. Малыш стремится к общению, понимает обращенную к нему речь, выполняет простые задания, произносит отдельные слова (мама, па-па, ба-ба, дя-дя) и подражательные звуки (ав-ав, тик-так, му-му), проявляет свои желания, выборочно — вкус; начинает формироваться вторая сигнальная система. Хорошо сидит и садится сам, встает, держась за опору, и стоит при поддержке (рис. 3). Быстро ползает. Подражает движениям взрослых.
Ребенок 1 - 1,5 лет очень подвижен, любопытен, общителен, игровым методом активно знакомится с окружающим миром.
Любит играть с детьми, говорит 10—20 слов, знает названия частей тела и многих предметов. К 11/2—2 годам говорит короткими фразами. Хорошо различает запахи, шумы, звуки, охотно слушает музыку, самостоятельно ест ложкой. Выполняет несложные задания, понимает запрет. Приучается к опрятности. Ходит самостоятельно, приседает, чтобы поднять игрушку, влезает и слезает по ступенькам с помощью рук.
Ребенок 2 - 3 лет контактен, дружелюбен. К этому времени заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток и миелинизация спинальных и периферических нервов. Ребенок переполнен массой впечатлений от внешнего мира, которые он не может анализировать самостоятельно, и поэтому постоянно прибегает к помощи взрослых (период вопросов) (рис. 4). Продолжают дифференцироваться движения: ребенок бегает, играет с мелкими предметами, уштся ездить на велосипеде.
У ребенка от 3 до 5 лет усложняется речь, образуются ассоциативные связи, собственные суждения, полностью осознается личность («Я»), формируется характер, появляется тяга к самостоятельности, появляются упрямство, своеволие.
В это время психика ребенка очень восприимчива: он быстро запоминает слова, легко учится иностранному языку, рисованию, музыке.
У ребенка 6 - 8 лет дифференцировка большей части коры большого мозга в основном заканчивается: вырабатываются активные тормозные процессы, легко формируются сложные условные рефлексы. Хорошо развита моторика. Речь включает длинные фразы, ребенок может передать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма. Однако преобладают еще игровые элементы деятельности, отсутствуют возможности длительного сосредоточения, самокритики и самоконтроля. Адаптация к коллективу (в школе) нередко затруднена.
В школьном и подростковом возрасте совершенствуется анализаторная и синтезирующая деятельность коры большого мозга, закрепляются реакции активного торможения, ассоциативные связи. Дискоординация гормональных процессов в пубертатном периоде приводит к неустойчивости настроения, излишней эффективности, снижению мышечного тонуса и некоторой дискоординированности движений, функциональным изменениям внутренних органов, сосудистым проявлениям. Несовершенна и вегетативная регуляция: отмечаются потливость, нарушения трофики кожи, лабильность вазомоторных реакций, неустойчивость артериального давления. Физическое развитие в это время в связи с акселерацией нередко опережает нервно-психическое, что может привести и к функциональным расстройствам нервной системы.
- Билет № 1
- 1. Физиологические особенности обмена веществ у детей: белки, жиры, углеводы.
- 3. Профилактика ятрогенных заболеваний у детей.
- 1. Физиологические особенности водно-минерального обмена у детей.
- 2. Локализованные гнойно-воспалительные заболевания кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных детей (омфалит, пемфигус, абсцесс и др.). Диагностика и принципы лечения.
- Заболевания пуповинного остатка и пупочной ранки
- 3. Острая сердечная недостаточность у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- 1. Увеличение сократительной способности миокарда
- 2. Снижение нагрузки на сердце
- 3. Уменьшение объемной перегрузки
- Билет № 3
- 1. Физиологические особенности обмена энергии у детей.
- 2. Аномалии конституции у детей: лимфатико-гипопластическая и нервно-артритическая. Возрастные проявления. Диагностика и принципы ведения. Лимфатико-гипопластическая аномалия.
- Лечение:
- 3. Судорожный синдром у детей. Оказание неотложной помощи. Судорожный синдром
- Билет № 4
- 1. Анатомо-физиологические особенности иммунологической защиты у детей раннего возраста.
- 2. Гемолитическая болезнь новорожденных. Диагностика, клиника, течение. Этапное лечение.
- 3. Спазмофилия у детей. Этиопатогенез, клинические варианты и оказание неотложной помощи.
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделительной системы у детей.
- 2. Хронические нарушения питания у детей: гипотрофии, паратрофии. Диагностика и принципы лечения. Меры профилактики.
- Этапное диетическое лечение:
- 3. Оказание неотложной помощи при остром отравлении у детей
- Первичные мероприятия по удалению яда с кожи и слизистых
- Первичные мероприятия по удалению яда из желудочно-кишечного тракта
- Количество воды, необходимое для очищения кишечника
- 3. Мероприятия по удалению всосавшегося яда.
- 4. Антидотное лечение.
- 5. Симптоматическое лечение
- Билет № 6
- 1. Анатомо-физиологические особенности системы крови у детей.
- 2. Экссудативно-катаральная аномалия конституции. Возрастные проявления. Диагностика и принципы лечения.
- 3. Оказание неотложной помощи при обморочных состояниях у детей.
- Наиболее частые причины:
- Клиническая диагностика.
- Билет № 7
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста.
- 2. Вакцинация детей. Значение вакцинации в предупреждении управляемых инфекций. Календарь прививок. Возможные поствакцинальные реакции и осложнения.
- 3. Диагностика, оказание неотложной помощи при кровотечении у детей с гемофилией а.
- Наиболее частые провоцирующие и предрасполагающие факторы кровоточивости при гемофилии.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 8
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей раннего возраста.
- 2. Основы фармакотерапии у детей: основные принципы дозировки лекарственных средств, лекарственные формы и способы введения лекарств детям.
- 3. Аллергические реакции немедленного типа: анафилактический шок. Неотложная помощь.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Профилактика анафилактического шока.
- 1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- 2. Коклюш. Этиопатогенез, патоморфология, клиника, течение. Лечение и профилактика.
- 3. Аллергические реакции немедленного типа: крапивница, отек Квинке. Неотложная помощь. Отек Квинке
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Крапивница.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 10
- 1. Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной систем у детей.
- Мышечная система.
- 2. Гемофилии у детей. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение.
- 3. Оказание неотложной помощи при кишечном токсикозе.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет №11
- 1. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки и лимфатической системы.
- 2. Этиопатогенез, клиника и лечение железодефицитной анемии у детей. Меры профилактики.
- 3. Менингококцемия. Диагностика и неотложная помощь на догоспитальном этапе.
- Клиническая диагностика
- Неотложная помощь:
- Билет № 12
- 1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей.
- 2. Инфекционный мононуклеоз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
- 3. Гипервитаминоз д. Этиопатогенез. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 13
- 3. Неотложная помощь при гипогликемической коме.
- Билет № 14
- 1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы.
- 2. Острые пневмонии, особенности течения в зависимости от возраста. Этиология, патогенез. Особенности клинико-рентгенологической диагностики. Лечение и меры профилактики.
- 3. Диагностика и лечение отека головного мозга.
- Клинические проявления.
- Неотложная помощь.
- Билет № 15
- 1. Принципы санитарно-гигиенического ухода за детьми в раннем периоде жизни.
- 2. Бронхиальная астма. Особенности клинического течения. Этапное лечение, профилактика.
- Клиническая диагностика
- 3. Диагностика и лечение ацетонемической рвоты у детей.
- Билет № 16
- 1. Общие принципы клинического обследования детей.
- 2. Рахит. Этиопатогенез, клиника у детей раннего возраста. Лечение. Антенатальная и постнатальная профилактика рахита.
- III степень тяжести.
- 3. Дифтерический круп. Диагностика и принципы оказания неотложной помощи.
- 1. Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста.
- 2. Хроническая пневмония у детей. Этиология, клинико-рентгенологическая диагностика и основные принципы этапного лечения. Меры возможной профилактики.
- 3. Гипокальциемия у детей. Диагностика, неотложная помощь.
- 1. Физическое развитие детей в различные периоды детства.
- 2. Менингококковая инфекция у детей. Этиопатогенез. Клинические формы и осложнения. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения.
- 3. Фебрильные судороги у детей. Диагностика, неотложная помощь.
- Билет № 19
- 1. Периоды детского возраста. Роль возрастного фактора в патологии ребенка.
- 2. Острая ревматическая лихорадка у детей. Особенности клинического течения. Принципы этапного лечения. Меры первичной и вторичной профилактики ревматизма.
- 3. Гипертензионно-гидроцефальный синдром у детей раннего возраста. Диагностика, лечение.
- Клинические проявления.
- Неотложная помощь.
- Билет № 20
- 1. Антенатальная охрана плода. Роль педиатра.
- 2. Кишечные инфекции: дизентерия. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.
- 3. Пароксизмальная тахикардия у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Причины приступа.
- Клиническая диагностика.
- Особенности клиники желудочковой пароксизмальной тахикардии.
- Неотложная помощь.
- Билет № 21
- 1. Проблема адаптации в организованных детских коллективах (дошкольные учреждения, школа).
- 2.Вирусный гепатит а. Этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика. Исходы и осложнения.
- 3. Острый стенозирующий ларинготрахеит. Принципы оказания неотложной помощи.
- Неотложная помощь.
- 1. Принципы закаливания детей.
- 2. Ветряная оспа, эпидемический паротит. Этиопатогенез. Особенности клинических проявлений и возможные осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 3. Отек легких у детей. Принципы оказания неотложной помощи.
- Основные причины отека легких как следствие острой левожелудочковой недостаточности.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 23
- 1. Наблюдение за детьми раннего возраста в детской поликлинике.
- 3. Острая почечная недостаточность. Диагностика и принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- 1. Начальная стадия опн:
- 2. Олигоанурическая стадия опн:
- 3. Полиурическая стадия опн:
- Билет № 24
- 1. Питание здоровых детей старше одного года. Потребность в основных пищевых ингредиентах и калориях.
- 2. Симптоматическая тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа) у детей. Этиопатогенез, клиника. Диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.
- По течению
- 3. Неотложная помощь при нейротоксикозе.
- Билет № 25
- 1. Естественное вскармливание.
- 2. Врожденный гипотиреоз у детей. Этиология, патогенез, клинические проявления заболевания, диагностика. Современные методы лечения и диспансеризации больных.
- 3. Приступ бронхиальной астмы. Принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Критерии тяжести приступа бронхиальной астмы
- Общие принципы оказания неотложной помощи:
- Неотложная помощь при легком приступе ба.
- Неотложная помощь при среднетяжелом приступе ба.
- Неотложная помощь при тяжелом приступе ба.
- Не рекомендуется использовать при приступе ба у детей:
- Показания для госпитализации при приступе бронхиальной астмы у детей:
- Билет № 26
- 1. Принципы грудного вскармливания по воз. Сроки и правила введения детям первого года жизни фруктовых и овощных соков. Их клиническое значение.
- 2. Врожденные пороки сердца. Этиология. Патофизиологическая классификация. Клинико-инструментальная диагностика. Консервативная терапия и показания к оперативному лечению.
- 3. Острая печеночная недостаточность. Этиопатогенез. Оказание неотложной помощи.
- Билет № 27
- 1. Сроки и правила введения прикорма при грудном вскармливании детей. Биологическое значение различных видов прикорма.
- По фазам:
- По степени тяжести
- По течению:
- 3. Синдром гипертермии у детей. Этиопатогенез. Оказание неотложной помощи.
- Причины
- Клиническая диагностика
- Неотложная помощь
- 1. При «красной» гипертермии:
- 2. При «белой» гипертермии:
- Билет № 28
- 1. Возможные затруднения при грудном вскармливании со стороны матери и ребенка. Пути их преодоления.
- 2. Ревматоидный артрит. Этиопатогенез. Патоморфология, клиника, течение, дифференциальный диагноз. Лечение и возможные меры профилактики.
- 3. Неотложная помощь при тяжелом лечении гемолитической болезни у новорожденных детей. Билет № 29
- 1. Гипогалактия. Профилактика и лечение.
- 2. Неревматические кардиты у детей. Этиология, патогенез. Особенности клинического течения и диагностики. Меры лечения и профилактики.
- 1. По этиологии:
- 2. По локализации:
- 4. По степени тяжести:
- 3. Неотложная помощь при кетоацидотической коме у детей с сахарным диабетом.
- Основные причины развития кетоацидотической комы у детей, больных сахарным диабетом:
- Клиническая диагностика.
- Дифференциальная диагностика.
- Лечение диабетической комы.
- Билет № 30
- 1. Санитарно-гигиенический, пищевой и психологический режим кормящих матерей.
- 2. Сахарный диабет 1 типа у детей. Этиопатогенез, клинические проявления и диагностики. Современные методы лечения. Возможные осложнения и их профилактика.
- 3. Утопление. Принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 31
- 1. Питание здоровых детей первого года жизни. Смешанное вскармливание (докармливание).
- 2. Особенности этиологии, патоморфологии, клинического течения, диагностики и этапного лечения острого гломерулонефрита у детей. Меры профилактики.
- 3. Синдром гипокалиемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 32
- 1. Питание здоровых детей первого года жизни. Искусственное вскармливание.
- 2. Дискенезии желчевыводящих путей у детей. Этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика. Дискинезия желчных путей.
- Диагностическая программа для выявления дискинезий желчных путей
- 3. Синдром гиперкалиемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- 1. Расчет питания для детей первого года жизни.
- 2. Пиелонефриты у детей. Понятие. Этиопатогенез, патоморфология. Клинико-патофизиологическая классификация. Принципы этапного лечения и возможные меры профилактики.
- 3. Синдром гипернатриемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 34
- 1. Смеси для смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни.
- 2. Гастродуодениты у детей. Этиопатогенез. Патоморфология. Клиника, диагностика, лечение. Возможные меры профилактики.
- 3. Синдром гипонатриемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 35
- 1. Общие принципы лечебного питания детей первого года жизни (рахит, анемии, аномалии конституции). Применение лечебных смесей.
- 2. Сальмонеллез. Клиника. Диагностика, возможные способы лечения и профилактики. Сальмонеллез
- 3. Острая надпочечниковая недостаточность у детей. Принципы оказания неотложной помощи.
- Основные причины острой надпочечниковой недостаточности:
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь: