logo search

Предельно допустимая чсс во время нагрузочного теста в зависимости от возраста

Возраст, лет

ЧСС

20-29

170

20-39

160

40-49

150

50-59

140

60 и старше

130

Рис. 36. Работа на велоэргометре

Помимо превышения возрастных пределов ЧСС физический тест должен быть прекращен и в случаях возникновения клинических или электрокардиографических признаков, указывающих на достижение предела переносимости нагрузки.

Клинические признаки:1) приступ стенокардии даже при отсутствии изменений на ЭКГ; 2) сильная одышка; 3) большая усталость, бледность, похолодание и влажность кожи; 4) значительное повышение АД; 5) снижение АД более чем на 25% исходного; 6) отказ испытуемого от продолжения исследования в связи с дискомфортом.

Электрокардиографические признаки: 1) возникновение частых экстрасистол (4 : 40) и других выраженных нарушении ритма; 2) нарушение предсердно-желудочковой и внут-рижелуд очковой проводимости; 3) горизонтальное или корытообразное смещение вниз сегмента ST более чем на 0,2 мВ по сравнению с записью в покое; 4) подъем сегмента ST более чем на 0,2 мВ, сопровождающийся опущением его в противоположных отведениях; 5) инверсия, или возникновение заостренного и приподнятого зубца Т, с увеличением амплитуды более чем в 3 раза (или на 0,5 мВ) по сравнению с исходным в любом из отведении (особенно V^); 6) уменьшение амплитуды зубца R не менее чем на 50% его величины в состоянии покоя.

Гарвардский степ-тест (L. Broucha, 1942) заключается в подъемах на скамейку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин в течение 5 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Каждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом (120 ударов в минуту). После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с на 2-й, 3-й, 4-й минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тестирования отстает от заданного темпа, то тестирование прекращается.

О физической работоспособности спортсмена судят по индексу Гарвардского степ-теста (ИГСТ), который рассчитывается исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания тестирования. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (табл. 14).

Таблица 14

Высота ступеньки и время восхождения в гарвардском степ-тссте

Обследуемые

Возраст, лет

Высота ступеньки,

см

Время восхождения, мин

Примечание*

Мужчины

Женщины

Взрослые Взрослые

50

43

5 5

Юноши и подростки

12-18

50

4

Поверхность

тела 1,85 см2

Девушки и подростки

12-18

40

Мальчики и девочки

8-11

35

4 3

Мальчики и девочки

До 8

35

2

* Поверхность тела можно определить по номограмме (см. рис. 14).

Индекс Гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:

где t — время восхождения в секундах, f1, f2 f3 — частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й миинутах восстановления соответственно.

При массовых обследованиях можно пользоваться сокращенной формулой:

где t — время восхождения в секундах, f — частота сердечных сокращений (ЧСС).

Подсчет облегчается при использовании табл. 15, 16 и 17. Табл. 15 предусмотрена для определения ИГСТ у взрослых людей, если нагрузка была выдержана до конца (то есть в течение 5 мин). Сначала суммируются три подсчета пульса (f1 + f2 + f3 = f), затем в левом вертикальном столбике находят две первые цифры этой суммы, а в верхней горизонтальной строчке — последнюю цифру. Искомый ИГСТ находится на месте пересечения указанных строк. Если подсчет пульса производился только один раз по сокращенной форме, то ИГСТ находят по значению f2 этого подсчета аналогичным образом в табл. 16. Табл. 17 облегчает расчет ИГСТ при неполном времени восхождения (сокращенная форма). В левом вертикальном столбике находят фактическое время восхождения (округленное до 30 с), а в верхней горизонтальной стрoчке — число ударов пульса за первые 30 с со 2-й минуты восстановления.

Из-за большой интенсивности нагрузки тест применяют только при обследовании спортсменов.

Критерии оценки результатов гарвардского степ-теста приведены в табл. 18.

Самые большие показатели (до 170) отмечены у спортсменов экстракласса, тренирующихся на выносливость (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, марафонский бег и др.).

Субмаксимальные нагрузочные тесты проводятся с различными видами нагрузок:

1) немедленное увеличение нагрузки после разминки до предполагаемого субмаксимального для данного субъекта уровня;

2) равномерная нагрузка на определенном уровне с увеличением при последующих исследованиях;

3) непрерывное или почти непрерывное возрастание нагрузки;

4) ступенчатое возрастание нагрузки;

5) ступенчатое возрастание нагрузки, чередующееся с периодами отдыха.

Первый, третий и четвертый тесты используются в основном при обследовании спортсменов, второй — для сравнительной оценки переносимости определенной нагрузки каким-либо контингентом лиц.

Таблица 15

Таблица нахояадения индекса по Гарвардскому степ-тесту по полной форме у взрослых людей (t = 5 мин)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

80

188

185

183

181

179

176

174

172

170

168

90

167

165

163

161

160

158

156

155

153

152152

100

150

148

147

146

144

143

142

140

139

138

110

136

135

134

133

132

130

129

128

127

126

120

125

124

123

122

121

120

118

117

117

116

130

115

114

114

113

112

111

110

110

109

108

140

107

106

106

105

104

103

103

102

101

101

150

100

99

99

98

97

97

96

96

95

94

`60

94

93

93

92

92

91

90

90

89

89

170

88

88

87

87

86

86

85

85

84

84

Продолжение табл. 15

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

180

83

82

82

82

82

81

81

80

80

79

190

79

78

78

78

77

77

76

76

76

75

200

75

75

74

74

74

73

73

72

72

72

210

71

71

71

70

70

70

69

69

69

68

220

68

67

67

67

67

67

66

66

66

66

230

65

65

65

64

64

64

64

63

63

63

240

62

62

62

62

61

61

61

61

60

60

250

60

60

60

59

59

59

59

58

58

58

260

58

57

57

57

57

57

56

56

56

56

270

56

55

55

55

55

54

54

54

54

54

280

54

53

53

53

53

53

52

52

52

52

290

52

52

51

51

51

51

51

50

50

50

Таблица 16

Таблица нахождения индекса по Гарвардскому степ-тесту по сокращенной форме у взрослых людей (t = 5 мин)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

30

182

176

171

165

160

156

152

147

144

140

40

136

133

130

127

124

121

119

116

114

111

50

109

107

105

103

101

99

97

96

94

92

60

91

89

88

87

85

84

83

81

80

79

70

78

77

76

75

74

73

72

71

70

69

80

68

67

67

66

65

64

63

63

62

61

90

61

60

59

59

58

57

57

56

56

55

100

55

54

53

53

52

52

51

51

50

50

110

50

49

49

48

48

47

47

47

46

46

Таблица 17

Зависимость ИГСТ от времени восхождения (сокращенный вариант)

Пульс за первые 30 с со 2-й минуты восхождения

Время, мин

40-44

45-49

50-54

55-59

60-64

65-69

70-74

75-79

0-1,5

6

6

5

5

4

4

4

4

1,5-1

19

17

16

14

13

12

11

11

1-1,5

32

29

26

24

22

20

19

18

1,5-2

45

41

38

34

31

29

27

25

2-2,5

58

52

47

43

40

36

34

32

2,5-3

71

64

58

53

48

45

42

39

3-3,5

84

75

68

62

57

53

49

46

3,5-4

97

87

79

72

66

61

57

53

4-4,5

110

98

89

82

75

70

65

61

4,5-5

123

110

100

91

84

77

72

68

5

129

116

105

96

88

82

77

71

Таблица 18

Оценка результатов Гарвардского степ-теста

Оценка

ИГСТ

Отлично

90

Хорошо

Средне

Слабо

80-89,9

65-79,9

55-64,9

Плохо

55

По рекомендации ВОЗ при обследовании здоровых лиц начальная нагрузка у женщин должна составлять 150 кгм/мин с последующим увеличением до 300—450—600 кгм/мин и т.д.; у мужчин — 300 кгм/мин с последующим возрастанием до 600— 900—1200 кгм/мин и т.д. Длительность каждого этапа нагрузки — не менее 4 мин. Периоды отдыха между этапами нагрузки составляют 3—5 мин.

Тест на тредмилле (рис. 37) обычно начинается со скоростью 6 км/ч с последующим увеличением до 8 км/ч, 10 км/ч и т.д. Уклон движения увеличивается ступенчато до 2,5%.

Рис. 37. Обследование на тредбане

Нагрузочные тесты у детей в возрасте до 10 лет начинаются с минимальных нагрузок (до 50 кгм/мин), а с 10 лет и старше — с учетом массы тела. Обычно, как рекомендует ВОЗ, — со 100—150 кгм/мин.

Градуировать нагрузки проще всего по шкале велоэргометра. При степ-тесте величина нагрузок определяется на основе расчета массы тела обследуемого, высоты ступенек и количества подъемов на них. При тесте с тредмиллом рассчитываются затраты энергии в зависимости от скорости движения и уклона (рис. 38).

Рис. 38. Номограмма для определения общих кислородных затрат при тесте

на тредбане (по R. Shephard, 1969)

Учитывая линейную зависимость между частотой пульса и величиной потребления кислорода по ЧСС, можно судить об уровне аэробной способности обследуемого во время нагрузочного теста и об уровне нагрузки для достижения, например, 75% аэробной способности (табл. 19). Таблица дает также представление о максимальной частоте сердечных сокращений у лиц разного пола и возраста.

Таблица 19