Изменение показателей кровяной системы под влиянием физических нагрузок у спортсменов (м±m)
дни обсяеар- яюия
| Гематологические показатели
| ||||||
Эритро циты
| Гемо глобин
| Гемато- крвт
| Ретикуло- цшы
| Среднее со держание гемоглоби на в эритроците (СГЭ) | Средний объем эритроцитов
| Цветной показатель
| |
3-и день 12-й девь 20-й ень | 4,41±0,3 4,67±0,38 4,78±0,3* | 14,16±0,5 15,4±0,66 15,9+0,57** | 37,5±0,75 40,8±0,76 43,06±0,77** | 3,75±0,29 8,93±0,44 12,9±0,52*** | 31,35±0,7 33,15±0,73 37,8±0,75 | 84,56±0,56 87,12±0,52 89,6±0,47 | 0,99±0,15 0.99±0,15 1,0±0,1 |
Примечание: достоверность различий между основной и контрольной группами: * — р < 0,01; ** — р < 0,05; *** — р < 0,001.
Одним из механизмов адаптации системы транспортировки кислорода к повышению физической активности является увеличение объема крови и общего количества гемоглобина. Общее количество гемоглобина тесно коррелирует с показателем максимального потребления кислорода (МПК), являясь важным фактором аэробной производительности и физической работоспособности.
Эритроциты в норме составляют (4—5)х1012 в литре у мужчин и (3,9—4,7)х1012 в литре у женщин. Основная функциональная роль эритроцитов — снабжение тканей кислородом и участие в транспортировке углекислоты. При снижении этой способности возникает анемия.
Средний объем эритроцитов важен при диагностике различных форм малокровия. Показатель вычисляют путем деления гематокрита на общее количество эритроцитов в крови. Средний объем эритроцитов (MCV) выражают в кубических микронах, или кубических микрометрах. Нормальная величина составляет 75—95 мкм3. Повышение показателя наблюдается при анемиях, особенно при В^-дефицитных анемиях. Объем эритроцитов часто увеличен при диффузных поражениях печени, алкоголизме и пр.
Снижение наблюдается при микроцитарных анемиях и др. По показателям красной крови можно корректировать тренировочный процесс и проводить реабилитационные мероприятия в макро- и микроциклах, если имеются отклонения в показателях, особенно при появлении анемии.
Гемоглобин — дыхательный пигмент крови, основная его функция — транспортировка кислорода и углекислоты. В норме он составляет: у женщин — (11,7—15,8) г% (70—94,8 единиц), у мужчин — (13,8-18) г% (82,8-108 единиц).
Гематокрит (гематокритная величина, Hct) дает представление о соотношении между объемом плазмы и форменных элементов крови (эритроцитов). У здоровых лиц (мужчин) гематокрит крови равен (40—48) об.% (или 0,40—0,48), у женщин — (36—42) об% (или 0,36—0,42). При анемии Hct значительно снижается. Повышение гематокрита существенно повышает вязкость крови. В связи с этим уменьшается сердечный выброс и количество кислорода, доставляемого тканям. При анемии заметно снижается работоспособность.
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) в норме составляет (2—10) мм/ч у мужчин и (2—15) мм/ч у женщин. СОЭ снижается при сгущении крови (обезвоживании, эритроцитозах и др.). Высокие цифры СОЭ указывают на воспалительные изменения в организме, анемию, гиперволемию и др.
Цветной показатель отражает относительное содержание гемоглобина в эритроцитах. В норме цветной показатель равняется 1,0 при 100% гемоглобина и 5 млн эритроцитов в 1 мкл крови. Он имеет важное диагностическое значение и является характерным лабораторным признаком различных анемий. При показателе ниже 0,86 анемии называют гипохромными, так как эритроциты недостаточно насыщены гемоглобином. Повышение цветного показателя относительно нормы свидетельствует о гиперхромии.
Среднее содержание гемоглобина в эритроците (СГЭ).В последнее время наряду с цветовым показателем используют более достоверную абсолютную величину — содержание гемоглобина в одном эритроците. В расчете этого показателя весовое количество гемоглобина выражают в очень мелких единицах — пикограммах (пг). 1 пг = 1-9 г.
СГЭ получают по формуле:
.
В норме СГЭ равняется (24—33) пг. Снижение этого показателя отражает гипохромию и наблюдается при железодефицитных анемиях, повышение имеет место при макроцитарных и особенно мегалоцитарных анемиях.
Ретикулоцит — это незрелый эритроцит, клетка, содержащая зернисто-сетчатую субстанцию. В крови здоровых людей насчитывают (2—10)% ретикулоцитов. Результаты подсчета выражают в промиллях (%о). Количество ретикулоцитов также связано с анемическими состояниями.
Исследование слюны. Слюна может служить фактором, характеризующим функциональное состояние спортсмена при выполнении физических нагрузок. По слюне определяют титр лизо-цима и рН, амилазу, молочную кислоту и др. У тренированных спортсменов титр лизоцима выше, чем у плохо подготовленных. Интенсивные физические нагрузки приводят к снижению титра лизоцима, к сдвигам рН в кислую сторону, а также к повышению активности амилазы и увеличению молочной кислоты.
Иммунитет (Т- и В-лимфоциты, иммуноглобулины). При пониженном иммунитете увеличивается возможность травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний и др., что естественно ведет к снижению спортивной работоспособности (рис. 58).
Рис. 58. Динамика показателей иммуноглобулинов в сыворотке крови после курса
массажа и оксигенотерапии у спортсменов с травмами и заболеваниями
опорно-двигательного аппарата
Для оценки иммунологического статуса у спортсменов исследуют следующие показатели крови:
1) относительное и абсолютное число лимфоцитов в периферической крови (в крови человека циркулирует 30—40 млрд лимфоцитов, из них (50-60)% — Т-лимфоциты, (20-30)% — В-лимфоциты и (10—20)% — «нулевые» лимфоциты);
2) концентрацию сывороточных иммуноглобулинов (по Ман-чини и соавт., 1965) [содержание иммуноглобулинов различных классов в периферической крови следующее: IgA — (1,97 ± 0,12) г/л, IgM — (1,19 ± 0,05) г/л, IgG — (14,63 ± 0,35) г/л];
3) фагоцитарную активность лейкоцитов [нормальные показатели по фагоцитозу кандида альбикас: фагоцитарное число 1— 2,5; фагоцитарный индекс — (40—90)%; нормальные цифры по фагоцитозу стафилококка: фагоцитарное число — 4—9, фагоцитарный индекс — (40—80)%].
Миоглобин (МГ), циркулирующий в крови, зависит от величины и продолжительности физической нагрузки. Он повышается пропорционально сложности выполняемой физической нагрузки и ее интенсивности. Заметного соответствия между МГ, повышением лактата и понижением рН не наблюдается.
Ацетилхолин влияет на тонус гладкой мускулатуры бронхов, внутренних органов, сосудов легких. Ацетилхолин является медиатором холинергических нервов и адренергических нервных соединений (Burn J.H., 1961), образуется во многих органах и тканях. У здоровых лиц он составляет 86,6 мкг/мл.
Содержание ацетилхолина может изменяться в зависимости от общего тонуса вегетативной нервной системы. Исследования показали, что при физических нагрузках, усиленном потоотделении концентрация ацетилхолина повышается. Это относится и к нервно-мышечной иннервации, где требуется высокая концентрация ацетилхолина. Причина увеличения заключена, по-видимому, в нарушении медиаторного баланса, что в свою очередь приводит к гипоксемии и гипоксии тканей. Эти нарушения приводят к метаболическим сдвигам, характер и выраженность которых прямо зависят от продолжительности и интенсивности физических нагрузок.
У спортсменов с хроническим утомлением отмечено повышение уровня ацетилхолина в крови в состоянии покоя, что может свидетельствовать о серьезных функциональных нарушениях вегетативной нервной системы.
Увеличение содержания ацетилхолина в крови затрудняет доставку кислорода тканям, влияет в первую очередь на трансмембранные процессы клеток путем изменения цГМФ, концентрацию глюкозы, активность пируваткиназы, а это, в свою очередь, способствует сдвигу рН (метаболический ацидоз) и изменению кривой диссоциации кислорода.
При бронхоспазме отмечается повышение содержания ацетилхолина.
Гистамин является одним из ведущих медиаторов воспалительных и аллергических реакций у человека. В крови гиста-мин находится в гранулоцитах и высвобождается при всякого рода повреждениях, легко переходя в плазму. Норма гистамина в крови — 0,55 мкг/мл.
При интенсивных физических нагрузках боли в мышцах возникают в результате повышения содержания гистамина в крови. Кроме того, гистамин участвует в образовании микротромбов, которые ведут к гипоксии тканей.
Исследование мочи. Удельный вес мочи у здорового человека колеблется между 1015 и 1025. Моча здорового человека светлая и прозрачная, имеет соломенно-желтый цвет. Среднее значение рН при обычном питании — около 6,0. Кислотность мочи увеличивается при гипокалиемическом алкалозе, ацидозе, почечной недостаточности и др. Появление белка в моче называется протеинурией, появление сахара в моче — глюкозурией. Наличие в моче кетоновых тел (ацетона, ацетоуксусной и бета-ок-симасляной кислот) — кетонурия — является выраженным проявлением патологии углеводного обмена.
Появление в моче большого количества эритроцитов (микро-или макрогематурия), часто в сочетании с выраженной протеинурией, — результат переохлаждения, чрезмерных физических нагрузок, а также некоторых заболеваний почек и др. Лейкоци-турия (более 1—3 у мужчин и 4—7 у женщин) свидетельствует о воспалительных процессах в почках или мочевыводящих путях.
Биопсия мышц позволяет определить содержание в них гликогена и др. Исследования показывают, что тренированные мышцы обладают более высокой способностью к депонированию гликогена, чем нетренированные, потому что в них концентрация окислительно-восстановительных ферментов в 2—3 раза больше.
В биоптантах мышц бедра мужчин и женщин содержится 55% волокон I типа (медленно сокращающихся) и 45% волокон II типа (быстро сокращающихся). У представителей разных видов спорта эти соотношения меняются. С возрастом количество волокон I типа увеличивается за счет волокон II типа, одновременно уменьшается размер мышечных волокон (до 30%).
Наблюдаются взаимоотношения между гистохимическими, метаболическими и сосудистыми изменениями, возникающими в мышцах вследствие тренировки.
Исходя из соотношения мышечных волокон в биоптантах, врач может ориентировать тренера на развитие тех или иных физических качеств (например, скорости, выносливости) или при отборе кандидатов для занятий определенным видом спорта. Эти соотношения запрограммированы генетически и видоизменить их тренировками невозможно.
ГЛАВА VI.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЛИЦАМИ
РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА,
ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
При оценке здоровья лиц, занимающихся физкультурой и спортом, важно учитывать их возраст, пол и морфофункциональное состояние.
Морфофункциональные характеристики
возрастных особенностей школьников.
Врачебный контроль за школьниками и
юными спортсменами
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.
У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.
Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.
В начальных классах особенно важна профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе — гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.
В среднем школьном возрасте (12—16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.
Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.
Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.
В старшем школьном возрасте (17—18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.
На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.
Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гипо-динамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11—15 лет является наличие (20—24)% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4—5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.
Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5—12 ч в неделю, а мальчиков — 7—15 ч занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140-160 уд/мин).
Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.
Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:
контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;
врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в процессе тренировочных занятий, соревнований;
диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;
медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;
профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и на соревнованиях;
профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;
врачебные консультации по вопросам физической культуры и спорта.
Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе — уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.
Школьный врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состоянии .здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).
Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).
Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).
Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления.
Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.
Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.
Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ангина — 14—28 дней, следует опасаться резких переохлаждении; бронхит — 7—21 день; отит — 14—28 дней; пневмония — 30—60 дней; плеврит — 30—60 дней; грипп — 14—28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый радикулит — 60 и более дней; переломы костей — 30—90 дней; сотрясение головного мозга — 60 и более дней; острые инфекционные заболевания — 30—60 дней.
Важная форма работы врача и учителя физкультуры — профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными причинами травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.
Двигательная активность школьников. Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение — залог здоровья — это аксиома. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.
В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти части тесно связаны между собой.
Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж (определение ее продолжительности и вида, одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шагометрию (подсчитывают движения с помощью специальных приборов — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, пройденных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в специальном устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе (беге).
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в школе (4—6 ч), легкая активность (4—7 ч), умеренная (2,5—6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет). Суммарные суточные показатели энерготрат следующие:
Мальчики Девочки —
в возрасте 10,5 лет —
8953 кДж (килоджоулей) = 2140 ккал 7993 кДж (1910 ккал)
11,5 лет - 9388 кДж (2244 ккал) 8294 кДж (1982 ккал)
12,5 лет - 9681 кДж (2314 ккал) 8595 кДж (2054 ккал)
13,5 лет - 10230 кДж (2445 ккал) 8856 кДж (2117 ккал)
14,5 лет - 10847 кДж (2592 ккал) 9029 кДж (2158 ккал)
15,5 лет - 11288 кДж (2697 ккал) 8956 кДж (2140 ккал)
16,5 лет - 11721 кДж (2801 ккал) 8924 кДж (2133 ккал)
17,5 лет - 11997 кДж (2867 ккал) 8960 кДж (2142 ккал)
У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.
Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.
Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточной двигательной активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.
Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.
Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:
диспансерное обследование — 2—4 раза в год;
дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;
врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;
санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;
контроль за средствами восстановления (по возможности — исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);
строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.
Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.
Спортивная специализация — это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.
Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.
Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:
акробатика — с 8—10 лет;
баскетбол, волейбол — 10—13;
бокс — 12—15;
борьба — 10-13;
водное поло — 10—13;
гребля академическая — 10—12;
легкая атлетика — 11—13;
лыжный спорт — 9—12;
плавание — 7—10;
тяжелая атлетика — 13—14;
фигурное катание — 7—9;
футбол, хоккей — 10—12;
гимнастика спортивная — 8—10 лет (мальчики), 7—9 лет (девочки).
Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.
К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.
Особенности питания школьников. Правильно организованное (в количественном и качественном отношении) питание детей является обязательным условием их нормального физического развития и играет важную роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-риозности зубов и др.).
Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по сравнению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и, соответственно, теряют больше тепла).
Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года — 528 см2, 6 лет — 456 см2, 15 лет — 378 см2, у взрослых — 221 см2.
Усиленные теплопотери требуют большей калорийности питания. С учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет — 50 ккал, 10 лет — 69 ккал, 5 лет — 82 ккал.
Поскольку пища детям нужна для роста и развития, то возрастает потребность в белках и витаминах (табл. 38, 39, 40). В возрасте от 7 до 12 лет необходимо 2,5—3 г белка на 1 кг веса в сутки; от 12 до 16 лет — 2 г. Процент белков животного происхождения в суточном рационе должен быть не менее 60.
Таблица 38
- В.И. Дубровский спортивная медицина
- Предисловие
- Введение
- Глава I. Краткая история возникновения и развития спортивной медицины
- Глава II цели и задачи спортивной медицины
- Глава III основы общей патологии человека
- Глава IV исследование и оценка физического развития
- Наружный осмотр (соматоскопия)
- Антропометрия (соматометрия)
- Средние значения изометрической силы некоторых мышечных групп в зависимости от возраста (по е. Asmussen, 1968)
- Энергетика при мышечной деятельности
- Исследование сердечно-сосудистой системы и оценка физической работоспособности
- Показатели кровотока в покое и при физических нагрузках различной интенсивности (по к. Andersen, 1968)
- Объем крови у лиц с различной физической активностью
- Влияние физической нагрузки на сердечный выброс и частоту сокращений сердца у человека
- Изменение сердечного индекса с возрастом
- Минимальное число подъемов (раз) на ступеньку в зависимости от массы, возраста и пола при пробе Мастера
- Предельно допустимая чсс во время нагрузочного теста в зависимости от возраста
- Приблизительная частота пульса (уд/мим) в зависимости от аэробной способности (по r. Shephard, 1969)
- Максимальное потребление кислорода у детей и подростков
- Максимальное потребление кослорода (мл/мии/кг) у взрослых
- Возрастные поправочные коэффициенты к величинам максимального потребления кислорода по номограмме I. Adtrand (1960)
- Определение максимального потребления кислорода по частоте сердечных сокращений при нагрузках на велоэргометре у мужчин и женщин*
- Максимум потребления кислорода (мл/кг/мин) у высококвалифицированных спортсменов (по в. Saltin, p.O. Astrand, 1967)
- Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте и их оценка для лиц разного возраста, пола и массы тела*
- Корреляция между результатами 12-минутного теста и мпк
- Внешнее дыхание и оценка физической работоспособности
- Фактор веса («а»)
- Гомеостаз артериальной крови у спортсменов в состоянии покоя и во время бега на тредбаие с различной скоростью и продолжительностью
- Нарушения кислотно-щелочного состояния крови
- Исследование и оценка функционального состояния нервной системы
- Влияние симпатической и парасимпатической систем на функции органов и тканей
- Биохимические методы исследования и оценки физической работоспособности
- Изменение показателей кровяной системы под влиянием физических нагрузок у спортсменов (м±m)
- Рекомендуемая калорийность (ккал) и содержание белков, жиров и углеводов (в г) для детей и подростков в сутки*
- Рекомендуемое потребление минеральных веществ для школьников в сутки (мг)
- Потребность в витаминах (мг в день)
- Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов
- Врачебный контроль за лицами среднего и пожилого возраста
- Особенности питания пожилых и старых людей
- Рекомендуемое потребление энергии, белков, жиров и углеводов пожилыми и старыми людьми (в сутки)
- Рекомендуемые величины потребления витаминов пожилыми и старыми людьми (в сутки)
- Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом
- Самоконтроль спортсмена
- Антидопинговый контроль
- Секс-контроль
- Глава VII отбор и ориентация в спорте
- Возрастные нормы для начала занятий спортом и этапы спортивной подготовки*
- Употребление алкоголя
- Курение
- Сгонка веса
- Применение анаболических стероидов и стимуляторов
- Физическая работоспособность и менструальный цикл
- Половая жизнь спортсменов
- Глава IX акклиматизация (климатическая и временная)
- Глава X влияние больших физических нагрузок на ода и функциональное состояние спортсменов
- Глава XI система комплексной реабилитации спортсменов
- Физические факторы (физио- и гидробальнеотерапия)
- Гидро- и бальнеотерапия
- Массаж и лечебная физкультура
- Продолжительность выполнения массажных приемов при проведении восстановительного (репаративного) массажа
- Применение спортсменами сауны (парной бани)
- Упражнения на растягивание соединительнотканных образований
- Применение тейпа (функциональные лейкопластырные повязки)
- Оксигенотерапия
- Применение мазей, гелей и кремов
- Питание — главный фактор восстановления работоспособности
- Рекомендуемое содержание основных пищевых веществ в суточных рационах спортсменов различных специализаций
- Влияние приема пищи на величину сердечного индекса, частоту сердечных сокращений, потребление кислорода, длительность периода систолического изгнания и отношение лактаты/пируваты
- Парентеральное питание
- Белки и их производные
- Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления работоспособности
- Топография наиболее частых повреждений мышц и сухожилий в зависимости от вида спорта
- Глава XIII консервативные методы реабилитации при некоторых травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата Ушибы
- Ориентировочные сроки возобновления занятий (тренировок) после перенесенных травм и заболеваний ода
- Глава XIV реабилитация инвалидов-спортсменов
- Особенности тренировок и восстановления физической работоспособности инвалидов-спортсменов
- Влияние гиподинамии (гипокинезии) на состояние здоровья и физическую работоспособность инвалида
- Тестирование инвалидов-спортсменов
- Ампутация конечностей
- Травмы спинного мозга
- Полиомиелит
- Детские церебральные параличи (дцп)
- Слепые (незрячие) и слабовидящие
- Глава XV доврачебная медицинская помощь и ее организация
- Общие понятия о первой медицинской помощи
- Основные понятия об антисептике и асептике
- Наложение повязок (дисмургия)
- Общие принципы оказания первой медицинской помощи
- Кардиологическая (сердечно-сосудистая) система
- Определение частоты сердечных сокращений в мин по длительности сердечного цикла (r — r)
- Особенности развития и функционирования сердца у детей и подростков
- Вычисление длительности систолы по Базетту и систолического показателя по Фогельсону-Раскиной
- Определение электрической позиции сердца по форме комплекса qrs в отведеииях aVl и aVf в сопоставлении с v1, v5 (v6)
- Нормальная длительность электрической систолы и систолического показателя в зависимости от длительности сердечного цикла у детей
- Продолжительность отдельных элементов экг в различные возрастные периоды (средние величины)
- Исследование функции внешнего дыхания
- Исследование вентиляционной функции легких
- Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
- Список литературы
- Приложение № 1 основной обмен у детей в зависимости от их массы и пола
- Приложение № 2 гемограмма
- Среднее содержание гемоглобина в эритроците цельной крови
- Приложение № 3
- Среднее содержание иммуноглобулинов в сыворотке крови у детей1
- Приложение № 4
- Приложение № 5 отчет о работе врача на сборе и соревнованиях
- Приложение № 6 сводные данные прохождения умо
- Глава VI. 187
- Глава XII 355
- Глава XIII 361
- Глава XIV 370
- Глава XV 384
- Глава XVI 406
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 000 «Полиграфист».
- 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.