Глава 8.Экономика здравоохранения Качество медицинской помощи
Качество медицинской помощи – это степень соответствия медицинской помощи заранее установленным критериям и стандартам. В Европейском регионе оценка качества медицинской помощи проводится на основе триады: стандарты на ресурсы – стандарты на процессы (деятельность) – стандарты на результаты.
Качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие ожидаемой медицинской помощи современному уровню медицинской науки и технологии, имеющимся потребностям пациента. В соответствии с определениями ВОЗ, в качестве критерия качества рассматривается степень снижения риска:
• возникновения возможной болезни;
• прогрессирования существующего заболевания;
• развития осложнений вследствие как заболевания, так и лечения.
Качество медицинской помощи – это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса. Непрерывное улучшение качества медицинской помощи, как стратегия, сосредотачивает свое основное внимание на следующих основных моментах в работе медицинских организаций:
• удовлетворение требований, определяемых потребителем;
• улучшение лечебно-диагностического и технологического процессов;
• постоянное совершенствование качества;
• непрерывное снижение цен на медицинские услуги за счет борьбы за бездефектную работу;
• активное вовлечение всех сотрудников и эффективное использование их знаний;
• руководство через конкретный положительный или отрицательный пример.
Мерами (шкалами, ожидаемыми результатами) цикла непрерывного улучшения качества являются: социальная, медицинская и экономическая эффективность, удовлетворенность потребителя. При оценке качества медицинской помощи приоритет должен быть отдан показателям, отражающим ее эффективность, учитывающим медицинскую результативность, удовлетворенность потребителя и произведенные затраты. При проведении экспертизы качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении для объективной оценки уровня квалификации медицинских кадров, объема выполняемых лечебно-диагностических мероприятий, а также сложности и надежности применяемых технологий должны использоваться специальные показатели.
Оценка качественных характеристик медицинской услуги может быть объективной, количественной (измеримой) или субъективной, сравнительной (например, «хорошо-плохо», «лучше-хуже», «много-мало»). Система оценки качества медицинской помощи должна включать достаточный набор универсальных показателей, отражающих эффективность медицинской помощи, имеющих количественное выражение и поддающихся математической обработке с использованием вычислительной техники. Анализ качества медицинской помощи обязательно должен учитывать показатели удовлетворенности потребителя медицинской услуги, так как оценка потребителем является окончательным (основным) критерием качества.
В поликлинике используются такие показатели качества: доля совпадения поликлинического и заключительного диагнозов; доля совпадения диагноза лечащего врача и диагноза, выставленного при любой экспертизе случая при диагностике, лечении, реабилитации; доля выздоровевших из числа больных с острыми заболеваниями; показатель функции стабилизации (ремиссии) из числа хронических больных; удовлетворенность пациентов медицинской помощью; доля поздних госпитализаций по вине врача к общему числу пролеченных; доля необоснованных направлений на госпитализацию от всех направлений на госпитализацию; досуточная летальность в стационаре; показатели объема и качества (число посещений на одного жителя в год, структура законченных случаев, динамика показателей здоровья и др.); доля пациентов, направленных на госпитализацию из числа обратившихся за медицинской помощью; среднее число дней до операции у планово госпитализированных; летальность на дому от острых заболеваний по вине врача; доля первичной инвалидизации от числа заболевших; показатель обращения на станцию скорой помощи лиц, страдающих хроническими заболеваниями; доля лиц, не обследованных на туберкулез два года и более; доля лиц, не обследованных на онкозаболевания в течение года и др. (оценка по модели конечных результатов.
Показатели, характеризующие качество медицинского обслуживания в больнице, можно подразделить на следующие категории:
1. больничные штаты и службы (специализация, трудовые затраты медицинского персонала на одного больного в день, частота выполнения процедур, использование лабораторных и радиологических служб и т.д.);
2. организационные структуры (финансирование, организация медико-этических комиссий и т.п.);
3. вспомогательные службы (образовательные программы, социологи);
4. лечебно-диагностическая работа (степень удовлетворенности больных, качество заполнения медицинских карт, смертность, уровень внутрибольничных инфекций).
Для оценки качества медицинской помощи в стационаре предлагаются следующие показатели: расхождение диагнозов (при поступлении – клинический – заключительный – патологоанатомический); удовлетворенность пациентов; доля выписанных пациентов с достижением ожидаемого по стандарту результата; доля пациентов, обосновано госпитализированных в стационар; доля повторных госпитализаций в связи с преждевременной выпиской от всех выписанных; доля больных с осложнениями; случаи внутрибольничной инфекции; больничная летальность (общая и послеоперационная); частота врачебных ошибок на 100 обследованных больных; сроки поступления в стационар от начала заболеваний по экстренным медицинским показателям и средняя длительность лечения.
Показатели медицинской эффективности в конечном итоге измеряются длительностью госпитализации каждого больного. Основными характерными чертами качества медицинской помощи являются: доступность, безопасность, удовлетворенность пациентов полученной медицинской услугой, стабильность процесса и результатов, развитие (совершенствование), обоснованность действий и технологий.
Основным критерием при оценке качества технологических стандаров медицинской помощи является наличие врачебной ошибки. Врачебная ошибка – это неправильные действия (или бездействие) врача, имеющие в своей основе несовершенство современной науки, объективные условия работ, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике. Врачебные ошибки подразделяются на объективные и субъективные.
Объективные: несовершенство современной науки и техники; сложность и атипичность течения заболевания; отсутствие у врача необходимых средств и условий для проведения лечебно-диагностических мероприятий.
Субъективные причины врачебных ошибок значительно преобладают над объективными. Основными причинами их являются отсутствие у врача необходимых знаний или неумение их применять на практике, вследствие нарушения логических законов, ибо только последовательное решение специалистов ряда фактических задач в ходе врачебного процесса является обязательным условием оказания медицинской помощи надлежащего качества.
С учетом стадийности врачебного процесса выделяют такие врачебные ошибки: сбора информации, диагноза, лечения, обеспечения преемственности. Ошибки сбора информации могут стать причиной возникновения ошибок диагноза и лечения. Ошибки диагноза, в свою очередь, могут стать причиной возникновения ошибок лечения и преемственности.
С позиции потребителя медицинских услуг качество медицинской помощи характеризуется четырьмя свойствами:
– доступность медицинской помощи (гарантируется в том числе законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»);
– безопасность медицинской помощи (в соответствии с нормами законов «О сертификации продуктов и услуг», «О защите прав потребителей», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»);
– удовлетворенность пациентов медицинской помощью (в соответствии с требованиями закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»);
– оптимальность медицинской помощи (как соответствие профессиональным медицинским стандартам и нормам этики).
Со своей стороны система управления качеством медицинского обслуживания должна удовлетворять таким основным критериям, как:
– эффективность (соотношение между фактическим результатом воздействия системы в реальных условиях и желаемым результатом воздействия в идеальных условиях);
– экономичность (соотношение между фактическим результатом программы и ее стоимостью);
– адекватность (соответствие потребностям населения);
– научно-технический уровень (степень обоснованности и своевременности применения знаний и технологий).
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации как одно из приоритетных направлений совершенствования медицинской помощи предусматривает обеспечение ее качества и безопасности путем проведения комплекса работ по стандартизации, лицензированию и сертификации. В практической деятельности органов и учреждений Российского здравоохранения широко применяются следующие стандарты:
а) ресурсные стандарты;
б) организационные стандарты;
в) технологические стандарты;
г) медико-экономические стандарты;
д) стандарты программ медицинской помощи;
е) комплексные стандарты.
Так, например, при проведении процедуры лицензирования отдельно взятого медицинского учреждения используется несколько медицинских стандартов.
Ресурсные стандарты содержат требования к уровню квалификации медицинского персонала и материально-техническому оснащению этого лечебно-профилактического учреждения, обусловленных заявленными на лицензирование видами медицинской деятельности.
Организационные стандарты содержат требования к организации системы управления медицинским учреждением, обеспечивающей эффективное и безопасное использование кадровых и материально-технических ресурсов при оказании медицинской помощи заявленного вида медицинской деятельности.
Технологические стандарты регламентируют проведение процедуры оказания медицинской помощи разрешенного вида медицинской деятельности, то есть выполнение диагностических исследований, лечебных, реабилитационных, профилактических и оздоровительных мероприятий в объеме разрешенных видов медицинской деятельности.
Медико-экономические стандарты определяют гарантированный объем и качество клинико-диагностических обследований и лечебных мероприятий, требования к результатам лечения больных при соответствующих заболеваниях и затраты на их выполнение, естественно, с учетом реальных возможностей медицинского учреждения.
Одним из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи является наличие единых для всей территории РФ порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально-значимых заболеваниях и патологических состояниях. Стандарты медицинской помощи разрабатываются в соответствии с показателями Программы государственных гарантий, и их выполнение гарантируется гражданам на всей территории РФ. Разработка клинических руководств и протоколов ведения больных в стандартизации медицинской помощи является качественно новым направлением в управлении качеством медицинских услуг.
Руководства (или клинические рекомендации) внедряются для улучшения качества медицинской помощи, для более рационального планирования и особенно использования ресурсов, для обучения медицинского персонала, для минимизации врачебных ошибок и судебных исков. Они регламентируют порядок оценки, контроля, экспертизы и аудита качества медицинской помощи, составления функциональных обязанностей медицинских работников, нивелирования влияния различных клинических школ и направлений. На их основе составляется перечень лекарственных препаратов, изделий медицинской техники, определяется их первоочередная необходимость. Руководства способствуют улучшению информационного обеспечения клинико-организационных процессов, организации всей работы, улучшению внутреннего и внешнего взаимодействия лечебно-профилактических учреждений.
Каждый Протокол начинается с модели пациента – структурированного описания объекта, включающего совокупность клинических или ситуационных характеристик, определяющих дальнейшую тактику врача. В модель, помимо наименования заболевания, синдрома или клинической ситуации входят стадии, фазы и осложнения (группа заболеваний по МКБ-10, профиль и функциональное назначение отделения, медицинского учреждения для клинической ситуации). Далее для каждой модели определяется перечень обязательных и дополнительных простых медицинских услуг, диагностических и лечебных. Наряду с диагностическими и лечебными услугами, Протоколы включают обеспечение лекарственными средствами. Обязательные требования к лекарственному обеспечению включают фармакотерапевтические группы согласно Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС).
Помимо перечней услуг и лекарственного обеспечения, Протокол включает также:
– условия оказания медицинской помощи;
– требования к режиму труда, отдыху, лечению и реабилитации;
– требования к уходу за пациентом и вспомогательным процедурам;
– стоимостные характеристики Протокола;
– графическое, схематическое и табличное представление Протокола.
Последний пункт имеет исключительно большое значение для внедрения Протокола. Созданный по форме, предусмотренной в Отраслевом стандарте, Протокол будет иметь вид довольно объемной книги, и его практическое использование невозможно без простой, удобной формы в виде алгоритма, схемы, вкладыша в историю болезни и т.п. Доступность электронной версии Протокола должно способствовать соблюдению его требований практикующими врачами.
Экспертиза качества медицинской помощи в первую очередь направлена на защиту интересов потребителей медицинских услуг и одновременно является важным инструментом защиты профессионалов – производителей медицинских услуг – от необоснованных претензий потребителей.
Применение метода экспертных оценок может быть широко использовано при анализе полноты и сроков обследования, качества лечебного процесса, правильности и сроков диагностики, адекватности сроков пребывания больного в стационаре и на больничном листе в поликлинике, оценке особенности госпитализации, анализа летальных исходов в стационаре и на дому, преемственности в работе лечебно-профилактических учреждений и т.д.
Принято выделять ведомственные и вневедомственные звенья контроля качества медицинской помощи.
К ведомственным относят лечебно-профилактические учреждения, а также местные и федеральные органы управления здравоохранением. К вневедомственным относят органы по сертификации и лицензированию, страховые медицинские организации, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, медицинские ассоциации и др. В ведомственном звене на уровне ЛПУ контроль качества медицинской помощи являются функцией:
– заведующих подразделениями (I ступень экспертизы);
– заместителей руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной работе (II ступень экспертизы);
– клинико-экспертными комиссиями учреждения (III ступень экспертизы).
В настоящее время разрабатываются системы контроля, объединяющие разные подходы, методы оценки качества медицинской помощи, личные показатели, характеризующие медицинскую помощь. Например, оценка качества медицинской помощи по «моделям конечных результатов» предполагает использование таких показателей, как смертность, летальность, процент осложнений, длительности лечения, количество расхождений клинических и патологоанатомических диагнозов, количество обоснованных жалоб, показатели эффективности диспансеризации и др. Если в методике «моделей конечных результатов» для оценки качества медицинской помощи объединяются статистические показатели, то в других случаях используются сочетания различных методов оценки, результаты которых используются для расчета интегрированных показателей качества, коэффициентов качества, уровней качества и др.
На принципе результативного подхода разработана методика интегральной оценки эффективности медицинской помощи, которая отражает степень достижения конкретных результатов при определенных затратах и зависит прежде всего от выбора медицинских технологий и их соблюдения, т.е. от качества медицинской помощи. Под конкретными результатами в зависимости от оцениваемого объекта понимаются показатели динамики состояния пациента (при оценке эффективности лечебно-диагностического процесса), изменение отдельных показателей состояния здоровья определенных контингентов (например, переход из одной диспансерной группы в другую при оценке диспансеризации, удовлетворенность потребителя, которым может явиться как пациент, так и медицинский работник, назначивший какое-либо исследование).
- Основы общественного здоровья и здравоохранения
- Предисловие
- Глава I. Организационные принципы здравоохранения 7
- Глава 2. Медицинская статистика 94
- ГлаваI.Организационные принципы здравоохранения Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения
- Основные положения «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.»
- Общественное здоровье и здравоохранение как врачебная специальность и наука
- Определение здоровья. Основные методы его изучения
- Факторы, влияющие на здоровье
- Критерии здоровья
- Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности
- Основные показатели здоровья населения России
- Основные понятия Международной статистической классификации болезней (мкб)
- Классы болезней по Международной классификации болезней мкб-10 (icd-10)
- Основными характеристиками мкб-10 являются следующее:
- Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды
- Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни
- Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
- Структура системы медицинской профилактики
- Современные теории медицины и здравоохранения
- Организационные формы зарубежного здравоохранения
- Международное сотрудничество в области медицины Структура и роль Всемирной Организации Здравоохранения
- Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения
- Организационно - правовые основы медицинской деятельности Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Закон "о медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
- Права и обязанности медицинских учреждений, страховых компаний и населения при обязательном и добровольном медицинском страховании
- Профессиональные права и обязанности медработников в условиях медицинского страхования
- Основные правовые принципы охраны здоровья населения
- Правовой статус медицинских и фармацевтических работников
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Государственная социальная поддержка медицинских работников
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Трудовой договор
- Испытание при приеме на работу
- Условия и порядок перевода работника на другую постоянную или временную работу
- Увольнение работников по собственному желанию и по инициативе администрации
- Материальная ответственность
- Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их применения
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовое регулирование обязательственных отношений
- Основные принципы гражданско-правовой ответственности
- Система подготовки медицинских кадров в России
- Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Медицинская этика. Содержание "Клятвы врача России"
- Глава 2.Медицинская статистика Статистическая совокупность. Единица наблюдения
- 2. Статистическое наблюдение:
- Показатели динамического ряда
- Графические изображения при статистическом анализе
- Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения
- Средние величины
- Оценка достоверности статистических показателей
- Критерий согласия χ2
- Основы корреляционного анализа
- Основы стандартизации
- Глава 3.Использование демографических показателей в работе врача Статика и динамика населения
- Возрастно-половая структура населения
- Методика проведения переписи населения
- Основные показатели воспроизводства населения
- Показатели общей и повозрастной смертности населения
- Специальные показатели младенческой смертности
- Материнская смертность
- Глава 4.Изучение заболеваемости населения Понятие о первичной заболеваемости, болезненности, патологической пораженности
- Методы и источники изучения заболеваемости
- Виды заболеваемости
- 1. По данным обращаемости:
- 3. По данным о причинах смерти.
- 4. По данным изучения причин инвалидности.
- Заболеваемость по данным обращаемости
- 1. Общая заболеваемость
- 2. Инфекционная заболеваемость
- 3. Госпитализированная заболеваемость
- 4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 5. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями (социально-значимые заболевания)
- 5.1. Болезни системы кровообращения
- 5.2. Злокачественные новообразования
- 5.3. Травматизм
- 5.4. Алкоголизм, курение и наркомания
- 5.5. Болезни органов дыхания
- 5.6. Заболевания нервной системы
- 5.7. Психические расстройства
- 5.8. Туберкулез
- 5.9. Заболевания, передаваемые половым путем
- Заболеваемость, выявляемая по данным медицинских осмотров (дети, работающие, подростки и декретированные категории населения)
- Профессиональные заболевания.
- Заболеваемость, изучаемая на основе данных регистрации причин смерти
- Глава 5.Основы организации первичной медико-социальной помощи городскому населению Первичная медико-социальная помощь городскому населению
- Управление здравоохранением на административной территории
- Основы организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений
- Основные показатели деятельности поликлиники
- 1. Общие данные амбулаторно-поликлинического учреждения:
- 2. Показатели качества лечебно-профилактической работы:
- 3. Организация работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим:
- 4. Профилактическая работа поликлиники оценивается:
- Деятельность врачей общей практики (семейного врача)
- Функции врачебной должности врача-терапевта
- Основные задачи кабинета медицинской статистики
- Медицинская помощь на дому
- Диспансеризация городского населения
- Стационарзамещающие учреждения амбулаторно-поликлинического типа
- Роль консультативно-диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний
- Медико-социальное значение восстановительного лечения
- Глава 6.Основы организации стационарной медицинской помощи Организация стационарной медицинской помощи
- Структура городской больницы
- Основные задачи приемного отделения больницы
- Основные показатели работы стационара
- Основные принципы организации скорой медицинской помощи
- Организация медицинской помощи сельскому населению
- Структура первичного звена медицинской помощи сельскому населению
- Формы медико-санитарного обслуживания работающих на промышленных предприятиях
- Основные направления работы и функции цехового врача-терапевта
- Профилактическая работа на промышленном предприятии
- Организация санаторно-курортного лечения
- Глава 7.Охрана материнства и детства – приоритетное направление здравоохранения
- Основные показатели состояния здоровья женщин и детей
- Особенности организации медицинской помощи женщинам и детям на современном этапе
- Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного дома
- Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям
- Особенности организации стационарной помощи детям
- Глава 8.Экономика здравоохранения Качество медицинской помощи
- Эффективность медицинской помощи
- Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности
- Методы планирования индивидуальной работы врачей
- Бизнес-планирование. Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на административной территории
- Глава 9.Основы медицинского страхования Закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
- Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования
- Добровольное медицинское страхование
- Медицинское страхование и социальное обеспечение населения
- Глава 10.Основы экспертизы трудоспособности
- Медико-социальные проблемы инвалидизации населения Основы организации медико-социальной экспертизы
- Организация системы реабилитации инвалидов
- Глава 11.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Закон "о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- Согласно административной реформе структура Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована следующими учреждениями:
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Основные функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
- Основные направления деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии»
- Задачи и функции фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии»
- Структурные подразделения фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии»
- 1. Отдел организационного обеспечения
- 2. Отдел научно-методического обеспечения
- 3. Отдел обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях
- 4.Отдел обеспечения санитарного надзора и надзора на транспорте
- Отделение гигиены детей и подростков
- Отделение гигиены питания
- Отделение коммунальной гигиены
- Отделение гигиены труда
- Отделение гигиены на транспорте
- 5. Отдел социально-гигиенического мониторинга и оценки риска
- 6. Отдел обеспечения эпидемиологического надзора
- 7.Отдел организации санитарно-эпидемиологических экспертиз
- 8. Отдел лабораторного дела
- 9. Отдел правового обеспечения
- 10. Отдел информационного обеспечения
- Основные принципы планирования:
- 2. Планы основных организационных мероприятий на год:
- 3. Планы основных организационных мероприятий на квартал
- Описание системы сгм (на примере Ленинградской области)
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
- Основы защиты прав потребителей в современных экономических условиях Основы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Виды ответственности за санитарные правонарушения
- Организационные принципы проведения государственного контроля (надзора)
- Меры, принимаемые в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки
- Основы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- Роль специалистов учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в проведении первичной и вторичной профилактики
- В.С. Лучкевич
- Общественного здоровья и здравоохранения
- Учебное пособие