logo search
студентам 5 курса / учебник на сайт

ГлаваI.Организационные принципы здравоохранения Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения

Понятие "здравоохранение" означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-эконо­мической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействием и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения. Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе – охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения. К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь – как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т.д.) формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

В законодательстве РФ дается определение “охраны здоровья” как совокупности мер политического, экономического, правого, социального, культурного, научного, медицинского, гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (статья I Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Это определение полностью отражает определение категории “здоровье”, данное ВОЗ.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризует состояние здравоохранения в стране: 1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения; 2) социальные и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью; 4) показатели состояния здоровья населения.

Право на охрану здоровья в РФ возведено конституционный ранг. Статья 41 Конституции РФ гласит: “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь”. Данная конституционная норма соответствует положению статьи 25 Всеобщей декларации прав человека и статьи 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в соответствии с которыми государство обязано обеспечивать охрану здоровья своих граждан и медицинскую помощь нуждающимся в ней. Эта функция государства осуществляется определенными обязательствами и гарантирует охрану здоровья гражданам РФ в соответствии с конституцией, Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. В Конституции Российской Федерации (1993) отдельная статья 41 посвящена правам граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь:

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Кроме того, вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 и др.). Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)» состоит из 69 статей, объединенных в 12 разделов (общие положения; полномочия федеральных органов государственной власти и территориальных органов в области охраны здоровья; организация охраны здоровья; права граждан при оказании медико-социальной помощи; медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека; гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам; медицинская экспертиза; права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников; международное сотрудничество; ответственность за причинение вреда здоровью).

В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» в зависимости от форм собственности и источников финансирования в РФ выделяют 3 системы здравоохранения: государственную, муниципальную и частную, составляющих единую систему общественного здравоохранения.

Система общественного здравоохранения представляет собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также субъектов частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан. Обеспечение гарантированной, доступной и бесплатной медицинской помощи всем гражданам России осуществляется и контролируется при выполнении «Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи». Программа ежегодно утверждается Постановлением Правительства РФ с целью реализации конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Программа государственных гарантий медицинской помощи состоит из 5 разделов (общие положения, виды медицинской помощи; источники их финансирования; нормативы объема медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи; подушевые нормативы финансирования; порядок формирования тарифов на медицинскую помощь). Основной задачей Программы государственных гарантий медицинской помощи является создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи. Программа государственных гарантий, утвержденная Правительством РФ, представляет собой комплекс нормативных документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно, за счет средств обязательного медицинского страхования и других бюджетных поступлений. В рамках Программы населению бесплатно предоставляются основные виды медицинской помощи (первичная медико-санитарная помощь, неотложная медицинская помощь, скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная). В последние годы совершенствование медицинской помощи населению обеспечивается на основе реализации национальных программ по здравоохранению и национального приоритетного проекта «Здоровье», направленных на сохранение и укрепление здоровья населения страны.

В национальном проекте «Здоровье» определены следующие основные задачи и приоритеты развития здравоохранения:

1. Развитие первичной медицинской помощи:

- увеличение оплаты труда врачей и медицинских сестер;

- подготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров;

- укрепление диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений и материально-технической базы службы скорой медицинской помощи.

2. Развитие профилактического направления медицинской помощи:

- иммунизация населения в рамках национального календаря профилактических прививок;

- выявление и лечение инфицированных вирусами гепатитов В и С, ВИЧ;

- обследование новорожденных детей на галактоземию и адреногенитальный синдром;

- оказание медицинской помощи всем женщинам в период беременности и родов;

- диспансеризация населения из групп риска.

3. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Одно из приоритетных направлений реализации национального проекта состоит в подготовке и переподготовке врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров. Сформированы Территориальные реестры врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, медсестер, акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, акушерок и детских медсестер женских консультаций, родильных домов (отделений) и перинатальных центров городских и районных учреждений здравоохранения. Сформирован реестр медучреждений.

Согласно Национальному проекту, подлежат дополнительной диспансеризации работники следующих бюджетных отраслей: образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты, сферы отдыха и развлечений, а также сферы научных исследований и разработок. Основной задачей диспансеризации является раннее выявление заболеваний сердечно-сосудистой системы, туберкулеза, онкологических заболеваний, сахарного диабета, дегенеративно-дистрофических заболеваний крупных суставов и патологии позвоночника. В настоящее время внедряются компьютерные программы по мониторингу диспансеризации взрослого населения.

Для реализации программы родовых сертификатов подготовлен пофамильный электронный реестр врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, акушерок и детских медсестер. Таким образом, основной целью государственной системы здравоохранения является сохранение и улучшение здоровья населения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности, активная деятельность по профилактике заболеваний, борьба с социально-значимыми болезнями.

Были созданы предпосылки основополагающих концепций, на базе которых и развивалась современная система охраны здоровья в большинстве развитых стран. Концепция факторов риска предполагает, что здоровье зависит не только от здравоохранения, но и от образа и условий жизни с их общественными и индивидуально-поведенческими особенностями, а также от состояния окружающей среды. В дальнейшем это направление выросло в стратегию укрепления здоровья и профилактики болезней, которая во многих странах реализуется в виде рекомендованной ВОЗ программы «Здоровье для всех».

Концепции определяют необходимость повышения эффективности служб здравоохранения, с переходом на развитие догоспитального (амбулаторно-поликлинического) этапа первичной медицинской помощи населению и формирование системы стационарзамещающих технологий (амбулаторные центры хирургии, пульмонологии, гинекологии, урологии, дерматологии, дневные стационары).

Целью Концепции охраны здоровья здорового человека в РФ является создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни, направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение медико-демографической ситуации в стране.

Для успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства.

  2. Приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения.

  3. Непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека.

  4. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье близких.

  5. Реализация внутренней гармонии физического, психического, душевного состояния человека, а также гармонии с экологией и социальной средой;

  6. Направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья.

  7. Консолидация действий органов исполнительной власти всех уровне, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека.

  8. Многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп.

  9. Единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений.

  10. Единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.