Тема 1. Морфология и классификация микроорганизмов.
1.1. Микробиологические лаборатории, их оборудование, основы техники безопасности и правила работы в них.
Микробиологическая лаборатория – это учебное, научное или производственное учреждение или же структурное подразделение учреждения/предприятия, выполняющее экспериментальные, диагностические или производственные работы с патогенными биологическими агентами.
В бактериологических лабораториях работа проводится с патогенными микроорганизмами, поэтому безопасность проведения исследований в них обеспечивается соблюдением сотрудниками противоэпидемического режима и техники безопасности, исключающие возможность заражения персонала и утечку микробов за пределы лаборатории.
Микробиологическая лаборатория располагается в отдельно стоящем здании или в изолированной части здания. На окнах цокольного и первого этажей должны быть установлены металлические решетки. Также в лаборатории должна быть установлена охранная сигнализация.
Лаборатория должна иметь 2 входа: один – для сотрудников, другой – для доставки материала на исследование (допускается получение материала через передаточное окно).
Помещения лаборатории разделены на «чистую» и «заразную» зоны, обеспечивая поточность продвижения патогенных биологических агентов (ПБА).
К помещениям «чистой» зоны относятся:
Лаборантская комната – для работы с документацией и литературой;
Средоварочная или комната для приготовления и разлива питательных сред. Здесь находятся весы, мерная посуда, рН метр, холодильники. После взвешивания, сухие питательные среды растворяют в дистиллированной воде, доводят до кипения, стерилизуют в автоклаве. Для роста разных видов микробов требуется определенная реакция среды в пределах от 6,8-8,0. Реакцию среды питательных сред определяют с помощью рН-метра. Для подщелачивания среды пользуются 2% раствором едкого натра, а подкисление производят 20% раствором хлористоводородной кислоты. Хранение питательных сред осуществляется в холодильниках, шкафах. Среды обязательно должны быть подписаны и указана дата приготовления.
Автоклавная (стерилизационная)– это комната для проведения стерилизации приготовленных питательных сред. Она оборудована автоклавами.
Моечная – это комната предназначена для мытья посуды. Она оборудована раковинами, ванной.
К помещениям «заразной» зоны относятся:
Автоклавная – это комната, в которой проводится обеззараживание исследуемого материала.
Бактериологическая комната - предназначена для проведения исследований бактериологическим методом.
Серологическая – комната для проведения серологических исследований.
Рабочие помещения лаборатории должны быть светлыми, просторными, теплыми, снабжены подводкой холодной и горячей воды, электричеством. Стены, потолки и пол должны иметь гладкую поверхность, легко моющуюся, устойчивую к дезинфектантам. Поверхности рабочих столов также должны быть водонепроницаемы, устойчивы к дезинфицирующим веществам.
На рабочем столе бактериолога должны находиться следующие предметы:
высокая банка с дез.раствором для обеззараживания использованных пипеток;
емкость с дез.раствором для сбрасывания мазков;
фиксатор для мазков (96град спирт);
емкость с 70 град спиртом для обеззараживания рук и поверхности рабочего стола;
чашка Петри с предметными стеклами;
чашка Петри с покровными стеклами;
баночка с ватными тампонами;
емкость с бактериологической петлей, бактериологической иглой, пинцетом, шпателем;
газовая горелка или спиртовка
кусочек хозяйственного мыла для обезжиривания предметных стекол, карандаш по стеклу, простой карандаш;
крышка от чашки Петри для приготовления мазков.
Бактериологическая лаборатория должна быть оснащена следующим оборудованием:
Автоклав – прибор, который проводит стерилизацию предметов с помощью пара под давлением (один - для стерилизации питательных сред, другой – для обеззараживания исследуемого материала). Автоклав состоит из котла, покрытого наружным кожухом, и внутренней рубашки. С котлом соединена воронка с краном для воды и толстое водомерное стекло. Во внутреннюю рубашку входят трубки с кранами для выпуска пара. На одной из них имеется предохранитель с противовесом и манометр, другая, расположена у дна котла, служит для выпуска воздуха и влажного пара. Автоклав закрывают массивной крышкой, завинчивающейся 6-8 «барашками». Перед пуском автоклава в котел через воронку наливают воду, наблюдая по водомерному стеклу за ее количеством, которое должно занимать около ¾ объема котла. Затем неплотно загружают автоклав биксами, в которых находятся предметы, подлежащие стерилизации или обеззараживанию. Контроль стерилизации осуществляется с помощью индикаторных лент, которые также закладывают в автоклав, затем закрывают крышку автоклава и включают обогревательную систему. Краны для выхода пара в это время должны быть открыты. Когда вода закипает, пар выходит из верхнего крана. По мере наполнения котла паром, воздух до конца вытесняется и пар пойдет струей из из обоих кранов. После этого перекрывают краны, стрелка манометра начнет двигаться и регулируем обогрев так, чтобы заданное давление держалось в течение необходимого времени. По окончании стерилизации выключают обогревательную систему, дают остыть автоклаву, открывают кран, спускают пар. Стрелка манометра должна опуститься до 0, затем открывают крышку автоклава. Учитываем результаты контроля правильной работы автоклава. Для этого сравниваем изменение цвета индикаторной ленты с контрольным образцом. Результаты проведения стерилизации регистрируются в специальном журнале.
Сушильный шкаф – прибор, который проводит воздушную стерилизацию, предназначен для стерилизации стеклянной лабораторной посуды (чашки Петри, пробирки, пипетки). Перед стерилизацией посуду необходимо правильно подготовить: для этого чистые и сухие пипетки закрывают ваткой с того конца, который берут в руки, затем заворачивают в бумагу и помещают либо в пеналы, либо заворачивают в пачки по несколько штук. В пробирки вставляют ватные или ватно-марлевые пробки и заворачивают также в пачки по 5-10 штук и больше, чашки Петри также по несколько штук заворачивают в бумагу. Затем все помещают в сушильный шкаф. Контроль воздушной стерилизации осуществляется также химическим методом с помощью индикаторов. Результаты проведенной стерилизации записываются в специальных журналах
Дистиллятор – прибор для получения дистиллированной воды.
Термостат – оборудование для культивирования микроорганизмов, оптимальная температура роста бактерий 370С.
В лабораториях, выполняющих исследования на особо опасные инфекции, существует ряд особенностей для обеспечения максимальной биологической безопасности персонала, населения и окружающей среды. Так, вход в лабораторию и выход из нее осуществляются через санитарный пропускник. Санпропускники располагают на границе «чистой» и «заразной» зон. Они предназначены для исключения выноса на одежде и на теле людей специфических микроорганизмов при переходе персонала из более «грязных» помещений в менее «грязные». При входе обязательно полное переодевание в специальную одежду, при выходе перед переодеванием обязательна целевая санитарная обработка (душ, дезинфектанты) персонала.
Изоляция сотрудников лаборатории от инфекционного материала осуществляется с помощью защитных боксов, противочумных костюмов, пневмокостюмов с избыточным давлением внутри. С помощью боксов создают физические барьеры для предотвращения возможных контактов работающего персонала с инфекционным материалом. Различают защитные боксы с частичным удержанием микробов ( боксы 1-го и 2-го классов) и с полным их удержанием или изолирующие боксы (боксы 3 класса). Боксы 1 и 2 класса представляют собой защитные конструкции с проемом в передней панели для рук работающего. Для защиты персонала и рабочих помещений в боксах создается нисходящий вертикальный воздушный поток благодаря рециркуляции части засасываемого в бокс воздуха. Выводимый из бокса воздух очищается в высокоэффективных аэрозольных фильтрах. Работа в боксе 3 класса осуществляется с использованием резиновых перчаток плечевого типа, герметически за деланных в стенки бокса. Боксы 1 и 2 класса используют для работы с микробами низкой категорией риска.
Для предохранения медицинского персонала и всех лиц, работающих с микроорганизмами I - II групп патогенности применяют защитную одежду в виде противочумных костюмов первого, второго, третьего или четвертого типов (в зависимости от вида возбудителя и характера выполняемой работы).
Первый тип ПЧК: пижама, большая косынка противочумный халат, ватно-марлевая маска, очки (целлофановая пленка), резиновые перчатки, полотенце, носки, тапочки, сапоги.
Второй тип ПЧК: первый тип ПЧК, только без очков
Третий тип ПЧК: первый тип ПЧК, кроме очков, маски и вместо резиновых сапог- резиновые калоши.
Четвертый тип ПЧК: пижама, шапочка медицинская, халат, носки, тапочки.
К ПБАI группы патогенности из бактериальных инфекций относится возбудитель чумы, II группе – возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, холеры, сапа, миелоидоза, III группе – возбудители дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа, менингита, дифтерии, коклюша и др.
- Содержание:
- Тема 1. Морфология и классификация микроорганизмов………………………………………..
- Тема 2. Микроскопия………………………………………………………………………………..
- Тема 3. Физиология микроорганизмов……………………………………………………………….
- Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы……………………………………..
- Тема 10. Возбудители кишечных инфекций………………………………………………………….
- Краткая история развития микробиологии.
- Тема 1. Морфология и классификация микроорганизмов.
- 1.2. Строение и классификация микроорганизмов.
- 1.3. Строение и классификация бактерий (прокариот).
- 1.4. Строение и классификация грибов.
- 1.5. Строение и классификация простейших.
- 1.6. Строение и классификация вирусов.
- Рнк-содержащие вирусы:
- Подсем –во Парамиксовирусы:
- Подсеем-во Пневмовирусы:
- Днк –содержащие вирусы:
- Тема 2. Микроскопия.
- 2.1. Микроскопы, их устройство, техника микроскопирования микроорганизмов, правила обращения с микроскопом. Виды микроскопии.
- 2.2. Методы приготовления и окрашивания микроскопических препаратов.
- Тесты по теме:
- Тема 3. Физиология микроорганизмов.
- 3.1. Рост и размножение микроорганизмов. Фазы роста.
- 3.2. Питательные среды, принципы их классификации, требования, предъявляемые к питательным средам, условия культивирования микроорганизмов.
- 2. Специального назначения:
- Условия культивирования бактерий:
- 3.3. Питание бактерий.
- 3.4. Метаболизм бактериальной клетки.
- 3.5.Виды пластического обмена.
- 3.6. Принципы и методы выделения чистых культур. Ферменты бактерий, их идентификация. Внутривидовая идентификация (эпидемиологическое маркирование).
- 3.7. Особенности физиологии грибов, простейших, вирусов и их культивирование.
- 3.8. Бактериофаги, их строение, классификация, применение.
- Тесты по теме:
- Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы.
- 4.1. Действие физических, химических факторов на микроорганизмы.
- Влияние физических факторов.
- Влияние химических веществ.
- Влияние биологических факторов.
- 1) Полезные взаимоотношения:
- 4.2. Понятие о стерилизации, дезинфекции, асептике и антисептике. Методы стерилизации, аппаратура. Контроль качества дезинфекции.
- Тесты по теме:
- Тема 5. Микрофлора организма человека.
- 5.1. Нормофлора, ее значение для микроорганизма. Понятие о транзиторной флоре. Понятие о дисбиотических состояниях. Их оценка. Методы коррекции.
- Тема 6. Генетика микробов.
- 6.1. Строение бактериального генома. Фенотипическая и генотипическая изменчивость микроорганизмов. Мутации. Модификации.
- 6.2.Генотипические рекомбинации микроорганизмов. Основы генной инженерии. Практическое применение.
- Тесты по теме:
- Тема 7. Противомикробные препараты
- 7.1. Антибиотики. Природные и синтетические. Классификация антибиотиков по химической структуре, механизму, спектру и типу действия. Способы получения.
- Требования, предъявляемые к антибактериальным препаратам:
- Классификация антибиотиков.
- 6. По механизму антимикробного действия антибиотики делят на несколько групп:
- 7.2. Лекарственная устойчивость бактерий, пути ее преодоления. Методы определения чувствительности к антибиотикам.
- Диско-диффузный метод.
- Метод серийных разведений.
- Ускоренные методы определения чувствительности.
- Тема 8. Учение об инфекции.
- 8.1. Понятие об инфекции. Формы инфекции и периоды инфекционных заболеваний. Патогенность и вирулентность. Факторы патогенности. Токсины бактерий, их природа, свойства, получение.
- Патогенность и вирулентность. Факторы патогенности.
- Факторы патогенности:
- Токсины бактерий, их природа, свойства, получение.
- 8.2. Понятие об эпидемиологическом надзоре за инфекционным процессом. Понятие о резервуаре, источнике инфекции, путях и факторах передачи.
- Тесты по теме:
- Общая иммунология
- Тема 9. Иммунология.
- 9.1. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Неспецифические факторы защиты.
- 9.2. Центральные и периферические органы иммунной системы. Клетки иммунной системы. Формы иммунного ответа.
- 9.3. Комплемент, его структура, функции, пути активации. Роль в иммунитете.
- 9.4. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки.
- 9.5. Антитела и антителообразование: первичный и вторичный ответ. Оценка иммунного статуса:основные показатели и методы их определения».
- 9.6. Серологические реакции и их применение.
- 9.7. Иммунодефицитные состояния. Аллергические реакции. Аутоиммунные процессы.
- 9.8. Иммунопрофилактика, иммунотерапия
- Ибп на основе антител:
- Частная микробиология
- Тема 10. Возбудители бактериальных кишечных инфекций.
- 10.1. Сальмонеллы
- 10.2. Шигеллы.
- 10.3. Эшерихии.
- 10.4. Холерный вибрион.
- 1. Способность адгезировать и колонизовать кишечник;
- 2. Наличие ферментов (муциназы, протеазы, нейраминидазы,
- 10.5. Иерсинии.
- Тема 11. Пищевые токсикоинфекции и интоксикации бактериальной природы.
- 11.1. Общая характеристика и возбудители пти.
- 11.2. Ботулизм.
- Микробиологическая диагностика.
- Тема 12. Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний.
- 12.1. Патогенные кокки.
- 12.2. Грамотрицательные бактерии.
- 12.3. Раневые анаэробные клостридиальные и неклостридиальные инфекции.
- Тема 13. Возбудители бактериальных воздушно-капельных инфекций.
- 13.1. Коринебактерии.
- 13.2. Бордетеллы.
- 13.3. Менингококки.
- 13.4. Микобактерии.
- 13.5. Легионеллы.
- Тема 14. Возбудители заболеваний, передающихся половым путем (зппп).
- 14.1. Хламидии.
- 14.2. Возбудитель сифилиса.
- 14.3. Гонококки.
- Тема 15. Возбудители риккетсиозов.
- Тема 16. Возбудители бактериальных зооантропонозных инфекций.
- 16.1. Франциселлы.
- 16.2. Бруцеллы.
- 16.3. Возбудитель сибирской язвы.
- 16.4. Возбудитель чумы.
- 16.5. Лептоспиры.
- Тема 17. Патогенные простейшие.
- 17.1. Плазмодии малярии.
- 17.2. Токсоплазмы.
- 17.3. Лейшмании.
- 16.4. Возбудитель амебиаза.
- 17.5. Лямблии.
- Тема 18. Патогенные грибы.
- Частная вирусология.
- Тема 19. Возбудители орви.
- 19.1. Вирусы гриппа.
- 19.2. Парагрипп. Рс-вирусы.
- 19.3. Аденовирусы.
- 19.4. Риновирусы.
- 19.5. Реовирусы.
- Тема 20. Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций.
- 20.1. Вирусы кори и паротита.
- 20.2. Вирус герпеса
- 19.3. Вирус краснухи.
- Тема 21. Поксивирусы
- 21.1. Возбудитель натуральной оспы.
- Тема 22. Энтеровирусные инфекции.
- 22.1. Вирус полиомиелита.
- 22.2. Есно-вирусы. Вирусы Коксаки.
- Тема 23. Ретровирусы.
- 23.1. Возбудитель вич-инфекции.
- Применение отдельных схем противоретровирусной терапии:
- 24.1. Рабдовирусы.
- 24.2. Флавивирусы.
- 24.3. Хантавирусы.
- Тема 25. Возбудители вирусных гепатитов.
- 25.1. Вирус гепатита а.
- 25.2. Вирус гепатита в
- Различные сочетания серологических маркеров инфицирования вирусом гепатита в и их интерпретация.
- 25.3. Вирус гепатита с.
- Тема 26. Папилломавирусная инфекция.