9.5. Антитела и антителообразование: первичный и вторичный ответ. Оценка иммунного статуса:основные показатели и методы их определения».
Антитела – это гамма-глобулины, вырабатываемые в ответ на введение антигена, способные специфически связываться с антигеном и участвовать во многих иммунологических реакциях. Они состоят из полипептидных цепей: двух тяжелых (Н) цепей и двух легких (L). Тяжелые и легкие цепи связаны между собой попарно дисульфидными связями. Между тяжелыми цепями также есть дисульфидная связь, так называемый «шарнирный» участок, который ответствен за взаимодействие с первым компонентом комплемента С1 и активацию его по классическому пути. Легкие цепи бывают 2типов (каппа и лямбда), а тяжелые – 5типов (альфа, гамма, мю, эпсилон и дельта). Вторичная структура полипептидных цепей молекулыIgобладает доменным строением. Это означает, что отдельные участки цепи свернуты в глобулы (домены). Выделяют С-домены- с постоянной структурой полипептидной цепи иV-домены (вариабельные с переменной структурой). Вариабельные домены легкой и тяжелой цепи совместно образуют участок, который специфически связывается с антигеном. Это антигенсвязывающий центр молекулыIg, или паротоп. При ферментативном гидролизеIgобразуется три фрагмента. Два из них способны специфически связываться с антигеном и получили названиеFab-фрагменты, связывающиеся с антигеном. Третий фрагмент, способный образовывать кристаллы, получил названиеFc. Он ответствен за связывание с рецепторами на мембране клеток макроорганизма. В структуре молекулIgобнаруживают дополнительные полипептидные цепи. Так, полимерные молекулыIgМ иIgА содержатJ- пептид, который обеспечивает превращение полимерногоIgв секреторную форму. Молекулы секреторныхIgв отличие от сывороточных, обладают особымS- пептидом, называемым секреторным компонентом. Он обеспечивает перенос молекулыIgчерез эпителиальную клетку в просвет органа и предохраняет ее в секрете слизистых от ферментативного расщепления. РецепторныйIg, который локализуется на цитоплазматической мембране В-лимфоцитов, имеет дополнительный гидрофобный трансмембранный М-пептид.
Существует 5 классов иммуноглобулинов у человека:
иммуноглобулин класса G– это мономер, включающий в себя 4 субкласса (IgG1,IgG2,IgG3,IgG4), которые отличаются друг от друга по аминокислотному составу и антигенным свойствам, имеет 2 антигенсвязывающих центра. На долю его приходится 70-80% всех сывороточныхIg. Период полураспада 21 день. К основным свойствамIgGотносятся: играют основополагающую роль в гуморальном иммунитете при инфекционных заболеваниях; проникает через плаценту и формирует антиинфекционный иммунитет у новорожденных; способны нейтрализовать бактериальные экзотоксины, связывать комплемент, участвовать в реакции преципитации. Хорошо определяется в сыворотке крови на пике первичного и при вторичном иммунном ответе.IgG4 участвует в развитии аллергической реакции 1 типа.
иммуноглобулин класса М– пентамер, который имеет 10 антигенсвязывающих центров. Период полураспада 5 дней. На его долю приходится около 5-10% всех сывороточныхIg. Образуется в начале первичного иммунного ответа, также первым начинает синтезироваться в организме новорожденного – определяется уже на 20-й неделе внутриутробного развития. Свойства: не проникает через плаценту; появляется у плода и участвует в антиинфекционной защите; способны агглютинировать бактерии, нейтрализовать вирусы, активировать комплемент; играют важную роль в элиминации возбудителя из кровеносного русла, активации фагоцитоза; образуются на ранних сроках инфекционного процесса; отличаются высокой активностью в реакциях агглютинации, лизиса и связывания эндотоксинов грамотрицательных бактерий.
иммуноглобулин класса А – существует в сывороточной и секреторной формах. На долю сывороточногоIgприходится 10-15%, мономер, имеет 2 антигенсвязывающих центра, период полураспада 6 дней. СекреторныйIgсуществует в полимерной форме. Содержатся в молоке, молозиве, слюне, слезном, бронхиальном, желудочно-кишечном секрете, желчи, моче; участвуют в местном иммунитете, препятствуют прикреплению бактерий к слизистой, нейтрализуют энтеротоксин, активируют фагоцитоз и комплемент.
иммуноглобулин класса Е- мономеры, на долю которых приходится 0,002%. К этому классу относится основная масса аллергических антител – реагинов. УровеньIgЕ значительно повышается у людей, страдающих аллергией и зараженных гельминтами.
иммуноглобулин класса Д – это мономер, на долю которого приходится 0,2%. Плазматические клетки, секретирующиеIgД локализуются преимущественно в миндалинах и аденоидной ткани. Участвует в развитии местного иммунитета, обладает антивирусной активностью, в редких случаях активирует комплемент, участвует в дифференцеровке В-клеток, способствуют развитию антиидиотипического ответа, участвует в аутоиммунных процессах.
Способность синтезировать АТ макроорганизм приобретает довольно рано. Уже на 13 неделе эмбрионального периода развития возникают В-лимфоциты, синтезирующие IgМ, а на 20 неделе этотIgможно определить в сыворотке крови. Концентрация антител достигает максимума к периоду полового созревания и сохраняется на высоких цифрах в течение всего репродуктивного периода. В старческом возрасте содержание антител снижается. Повышение количестваIgнаблюдается при инфекционных заболеваниях, аутоиммунных расстройствах, снижение его отмечено при некоторых опухолях и иммунодефицитных состояниях. Антителопродукция в ответ на антигенный стимул имеет характерную динамику. Выделяют латентную, логарифмическую, стационарную фазы и фазу снижения. В латентную фазу антителопродукция практически не изменяется и остается на базальном уровне. Во время логарифмической фазы наблюдается интенсивный прирост количества антиген-специфичных В-лимфоцитов и происходит нарастание титра АТ. В стационарной фазе количество специфических антител и синтезирующих их клеток достигает максимума и стабилизируется. В фазе снижения наблюдается постепенное уменьшение титров антител.При первичномконтактес антигеном развивается первичный иммунный ответ. Для него характерны длительная латентная (3-5 суток) и логарифмическая (7-15 суток) фазы. Первые диагностически значимые титры антител регистрируются на 10-14-е сутки от момента иммунизации. Стационарная фаза продолжается 15-30 суток, а фаза снижения – 1-6 месяцев. В итоге первичного иммунного реагирования формируются многочисленные клоны антигенспецифичных В-лимфоцитов: антителопродуцирующих клеток и В-лимфоцитов иммунологической памяти, а во внутренней среде макроорганизма в высоком титре накапливаютсяIgGи/илиIgА (а такжеIgЕ). Со временем антительный ответ угасает. Повторный контакт иммунной системы с тем же антигеном ведет к формированиювторичногоиммунного ответа. Для вторичного ответа характерна укороченная латентная фаза (от нескольких часов до 1-2 суток). Логарифмическая фаза отличается более интенсивной динамикой прироста и более высокими титрами специфических антител. При вторичном иммунном ответе организм сразу же, в подавляющем большинстве синтезируетIgG. Характерная динамика антителопродукции обусловлена подготовленностью иммунной системы к повторной встрече с антигеном за счет формирования иммунологической памяти.
Явление интенсивного антителообразования при повторном контакте с антигеном широко используется в практических целях, например при вакцинопрофилактике. Для создания и поддержания иммунитета на высоком защитном уровне схемы вакцинации предусматривают первичное введение антигена для формирования иммунологической памяти и последующие ревакцинации через различные интервалы времени.
Этот же феномен используют при получении высокоактивных лечебных и диагностических иммунных сывороток (гипериммунных). Для этого животным или донорам производят многократные введения препаратов антигена по специальной схеме.
Иммунный статус– это структурное и функциональное состояние иммунной системы индивидуума, определяемое комплексом клинических и лабораторных иммунологических показателей.
На иммунный статус оказывают влияние следующие факторы: 1) климато-географические (температура, влажность, солнечная радиация, длина светового дня); 2) социальные (питание, жилищно-бытовые условия, профессиональные вредности); 3) экологические (загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами, применение пестицидов в сельском хозяйстве); 4) влияние диагностических и лечебных манипуляций, лекарственная терапия; 5) стресс.
Иммунный статус можно определить путем постановки комплекса лабораторных тестов, включающих оценку состояния факторов неспецифической резистентности, гуморального (В) и клеточного (Т) иммунитета. Оценка иммунного статуса проводится в клинике при трансплантации органов и тканей, аутоиммунных заболеваниях, аллергиях, для контроля эффективности лечения болезней, связанных с нарушением иммунной системы. Оценка иммунного статуса чаще всего базируется на определении следующих показателей:
общего клинического обследования (жалобы больного, профессия, осмотр);
состояния факторов естественной резистентности (определяют фагоцитоз, комплемент, интерфероновый статус, колонизационную резистентность);
гуморального иммунитета (определение иммуноглобулинов класса G, М, А, Д, Е в сыворотке крови);
клеточного иммунитета (оценивается по количеству Т-лимфоцитов – реакция розеткообразования, определение соотношения хелперов и супрессоров Т4 и Т8 лимфоцитов, которое в норме составляет примерно 2);
дополнительных тестов (определение бактерицидности сыворотки крови, титрование С3, С4 компонентов комплемента, определение содержания С-реактивного белка в сыворотке крови, определение ревматоидных факторов.
- Содержание:
- Тема 1. Морфология и классификация микроорганизмов………………………………………..
- Тема 2. Микроскопия………………………………………………………………………………..
- Тема 3. Физиология микроорганизмов……………………………………………………………….
- Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы……………………………………..
- Тема 10. Возбудители кишечных инфекций………………………………………………………….
- Краткая история развития микробиологии.
- Тема 1. Морфология и классификация микроорганизмов.
- 1.2. Строение и классификация микроорганизмов.
- 1.3. Строение и классификация бактерий (прокариот).
- 1.4. Строение и классификация грибов.
- 1.5. Строение и классификация простейших.
- 1.6. Строение и классификация вирусов.
- Рнк-содержащие вирусы:
- Подсем –во Парамиксовирусы:
- Подсеем-во Пневмовирусы:
- Днк –содержащие вирусы:
- Тема 2. Микроскопия.
- 2.1. Микроскопы, их устройство, техника микроскопирования микроорганизмов, правила обращения с микроскопом. Виды микроскопии.
- 2.2. Методы приготовления и окрашивания микроскопических препаратов.
- Тесты по теме:
- Тема 3. Физиология микроорганизмов.
- 3.1. Рост и размножение микроорганизмов. Фазы роста.
- 3.2. Питательные среды, принципы их классификации, требования, предъявляемые к питательным средам, условия культивирования микроорганизмов.
- 2. Специального назначения:
- Условия культивирования бактерий:
- 3.3. Питание бактерий.
- 3.4. Метаболизм бактериальной клетки.
- 3.5.Виды пластического обмена.
- 3.6. Принципы и методы выделения чистых культур. Ферменты бактерий, их идентификация. Внутривидовая идентификация (эпидемиологическое маркирование).
- 3.7. Особенности физиологии грибов, простейших, вирусов и их культивирование.
- 3.8. Бактериофаги, их строение, классификация, применение.
- Тесты по теме:
- Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы.
- 4.1. Действие физических, химических факторов на микроорганизмы.
- Влияние физических факторов.
- Влияние химических веществ.
- Влияние биологических факторов.
- 1) Полезные взаимоотношения:
- 4.2. Понятие о стерилизации, дезинфекции, асептике и антисептике. Методы стерилизации, аппаратура. Контроль качества дезинфекции.
- Тесты по теме:
- Тема 5. Микрофлора организма человека.
- 5.1. Нормофлора, ее значение для микроорганизма. Понятие о транзиторной флоре. Понятие о дисбиотических состояниях. Их оценка. Методы коррекции.
- Тема 6. Генетика микробов.
- 6.1. Строение бактериального генома. Фенотипическая и генотипическая изменчивость микроорганизмов. Мутации. Модификации.
- 6.2.Генотипические рекомбинации микроорганизмов. Основы генной инженерии. Практическое применение.
- Тесты по теме:
- Тема 7. Противомикробные препараты
- 7.1. Антибиотики. Природные и синтетические. Классификация антибиотиков по химической структуре, механизму, спектру и типу действия. Способы получения.
- Требования, предъявляемые к антибактериальным препаратам:
- Классификация антибиотиков.
- 6. По механизму антимикробного действия антибиотики делят на несколько групп:
- 7.2. Лекарственная устойчивость бактерий, пути ее преодоления. Методы определения чувствительности к антибиотикам.
- Диско-диффузный метод.
- Метод серийных разведений.
- Ускоренные методы определения чувствительности.
- Тема 8. Учение об инфекции.
- 8.1. Понятие об инфекции. Формы инфекции и периоды инфекционных заболеваний. Патогенность и вирулентность. Факторы патогенности. Токсины бактерий, их природа, свойства, получение.
- Патогенность и вирулентность. Факторы патогенности.
- Факторы патогенности:
- Токсины бактерий, их природа, свойства, получение.
- 8.2. Понятие об эпидемиологическом надзоре за инфекционным процессом. Понятие о резервуаре, источнике инфекции, путях и факторах передачи.
- Тесты по теме:
- Общая иммунология
- Тема 9. Иммунология.
- 9.1. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Неспецифические факторы защиты.
- 9.2. Центральные и периферические органы иммунной системы. Клетки иммунной системы. Формы иммунного ответа.
- 9.3. Комплемент, его структура, функции, пути активации. Роль в иммунитете.
- 9.4. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки.
- 9.5. Антитела и антителообразование: первичный и вторичный ответ. Оценка иммунного статуса:основные показатели и методы их определения».
- 9.6. Серологические реакции и их применение.
- 9.7. Иммунодефицитные состояния. Аллергические реакции. Аутоиммунные процессы.
- 9.8. Иммунопрофилактика, иммунотерапия
- Ибп на основе антител:
- Частная микробиология
- Тема 10. Возбудители бактериальных кишечных инфекций.
- 10.1. Сальмонеллы
- 10.2. Шигеллы.
- 10.3. Эшерихии.
- 10.4. Холерный вибрион.
- 1. Способность адгезировать и колонизовать кишечник;
- 2. Наличие ферментов (муциназы, протеазы, нейраминидазы,
- 10.5. Иерсинии.
- Тема 11. Пищевые токсикоинфекции и интоксикации бактериальной природы.
- 11.1. Общая характеристика и возбудители пти.
- 11.2. Ботулизм.
- Микробиологическая диагностика.
- Тема 12. Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний.
- 12.1. Патогенные кокки.
- 12.2. Грамотрицательные бактерии.
- 12.3. Раневые анаэробные клостридиальные и неклостридиальные инфекции.
- Тема 13. Возбудители бактериальных воздушно-капельных инфекций.
- 13.1. Коринебактерии.
- 13.2. Бордетеллы.
- 13.3. Менингококки.
- 13.4. Микобактерии.
- 13.5. Легионеллы.
- Тема 14. Возбудители заболеваний, передающихся половым путем (зппп).
- 14.1. Хламидии.
- 14.2. Возбудитель сифилиса.
- 14.3. Гонококки.
- Тема 15. Возбудители риккетсиозов.
- Тема 16. Возбудители бактериальных зооантропонозных инфекций.
- 16.1. Франциселлы.
- 16.2. Бруцеллы.
- 16.3. Возбудитель сибирской язвы.
- 16.4. Возбудитель чумы.
- 16.5. Лептоспиры.
- Тема 17. Патогенные простейшие.
- 17.1. Плазмодии малярии.
- 17.2. Токсоплазмы.
- 17.3. Лейшмании.
- 16.4. Возбудитель амебиаза.
- 17.5. Лямблии.
- Тема 18. Патогенные грибы.
- Частная вирусология.
- Тема 19. Возбудители орви.
- 19.1. Вирусы гриппа.
- 19.2. Парагрипп. Рс-вирусы.
- 19.3. Аденовирусы.
- 19.4. Риновирусы.
- 19.5. Реовирусы.
- Тема 20. Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций.
- 20.1. Вирусы кори и паротита.
- 20.2. Вирус герпеса
- 19.3. Вирус краснухи.
- Тема 21. Поксивирусы
- 21.1. Возбудитель натуральной оспы.
- Тема 22. Энтеровирусные инфекции.
- 22.1. Вирус полиомиелита.
- 22.2. Есно-вирусы. Вирусы Коксаки.
- Тема 23. Ретровирусы.
- 23.1. Возбудитель вич-инфекции.
- Применение отдельных схем противоретровирусной терапии:
- 24.1. Рабдовирусы.
- 24.2. Флавивирусы.
- 24.3. Хантавирусы.
- Тема 25. Возбудители вирусных гепатитов.
- 25.1. Вирус гепатита а.
- 25.2. Вирус гепатита в
- Различные сочетания серологических маркеров инфицирования вирусом гепатита в и их интерпретация.
- 25.3. Вирус гепатита с.
- Тема 26. Папилломавирусная инфекция.