9.7. Иммунодефицитные состояния. Аллергические реакции. Аутоиммунные процессы.
Иммунодефицитными состояниями называют нарушения иммунного статуса и способности к нормальному иммунному ответу на разные антигены. Эти нарушения обусловлены дефектами одного или нескольких звеньев иммунной системы.
Иммунодефицитные состояния делят на: 1) врожденные (связаны с генетическим блоком развития иммунной системы в онтогенезе, предетерминированным нарушением процессов пролиферации и дифференцировки иммунокомпетентных клеток); 2) приобретенные (возникают вследствие нарушений иммунорегуляции, связанных с перенесенными инфекциями, травмами, лечебными воздействиями и др.).
По уровню дефекта иммунной системы выделяют: 1) преимущественные дефекты В-системы (синдромы гипогаммаглобулинемии или агаммаглобулинемии); 2) преимущественные дефекты Т-системы; 3) комбинированные дефекты Т- и В-систем.
Основные принципы иммунодефицитных состояний: 1) инфекции, сопровождающиеся размножением возбудителя непосредственно в клетках иммунной системы (вирус СПИДа, инфекционного мононуклеоза). Инфицированные иммунокомпетентные клетки могут разрушаться под действием самого возбудителя, его компонентов или продуктов жизнедеятельности (токсинов, ферментов), а также вследствие специфической иммунной реакции организма, направленной против микробных агентов, включенных в клеточную мембрану; 2) нарушение процессов иммунорегуляции в ходе перенесенной инфекции. При этом нарушается соотношение регуляторных субпопуляций Т-хелперов и Т-супрессоров; 3) врожденные или приобретенные метаболические и гормональные дефекты, встречающиеся при таких заболеваниях, как сахарный диабет, ожирение, уремия, истощение и др.; 4) иммунопролиферативные заболевания; 5) применение иммуносупрессирующих воздействий и препаратов.
Иммунодефицитные состояния приводят к возникновению оппортунистических инфекций, вызванных условно-патогенными микроорганизмами, опухолей, аллергических и аутоиммунных процессов.
Для инфекционных заболеваний, возникших на фоне иммунодефицитных состояний, характерны:
рецедивирование острых инфекций;
затяжной, вялотекущий характер заболеваний;
выраженная склонность к генерализации инфекционного процесса;
4) высокий риск хронизации заболеваний с частыми последующими обострениями и неуклонно прогрессирующим характером течения патологического процесса;
5) раннее, быстрое присоединение условно-патогенной микрофлоры;
6) ведущая роль микст-инфекции в формировании воспалительного процесса;
7) необычные возбудители;
8) атипичные формы заболеваний;
9) тяжелое течение заболеваний;
10) оппортунистические инфекции;
11) резистентность к стандартной терапии.
Ответные иммунные реакции макроорганизма на вещества, несущие чужеродную информацию, могут обусловливать состояние как невосприимчивости, так и повышенной чувствительности.
Аллергия – это состояние повышенной чувствительности организма к повторной сенсибилизации антигенами. Аллергия возникает на повторное внедрение аллергена. Аллергены – это антигены, на которые в организме возникает аллергическая реакция. Аллергены могут иметь различное происхождение: бытовыми, лекарственными, животного происхождения, растительными, пищевыми, инфекционными. Впервые понятие «аллергия» было введено в практику французским ученым Пирке в 1906г.
В основу первой классификации аллергии, предложенной Куком в 1947 году, было положено время развития аллергической реакции: гиперчувствительность немедленного типа (ГНТ) и гиперчувствительность замедленного типа (ГЗТ). ГНТ проявляется в виде анафилаксии, атопических болезней, сывороточной болезни, феномена Артюса. ГЗТ может протекать в виде контактной аллергии, реакции на кожно-аллергическую пробу, замедленной аллергии к белкам.
В соответствии новой классификации, предложенной Джеллом и Кумбсом в 1968 году, различают 4 типа аллергии: анафилактический (1тип), цитотоксический (2 тип), иммунокомплексный (3 тип), клеточный (4 тип). 1,2, 3 типы аллергии относятся к ГНТ, а 4 тип к ГЗТ.
Аллергическая реакция 1 типа (анафилактическая)связана сIgЕ иIgG4, обладающими цитофильностью к базофилам и тучным клеткам – клеткам-мишеням. Комплекс Аг-Ат, фиксированный в клетках приводит к образованию биологически активных веществ – гистамина, ацетилхолина, серотонина, брадикинина и вызывает развитие патологического процесса. Анафилактический шок у людей возникает вследствие повторных введений гетерогенных иммунных сывороток при лечении больных различными инфекционными заболеваниями, а также антибиотиков (пенициллин). Он характеризуется рядом симптомов: одышка, частый пульс, падение артериального давления, снижение температуры тела, судороги, спазм бронхов, отеки, боли в суставах, сыпь на теле. В некоторых случаях шок заканчивается смертью.
Атопии-естественная сверхчувствительность, возникающая спонтанно у предрасположенных к аллергии людей. В эту группу заболеваний входят поллинозы (аллергический насморк или сенная лихорадка), атопическая бронхиальная астма, ангионевротический отек Квинке, крапивница, экзема новорожденных, пищевая аллергия к яичному белку, мясу, землянике, лекарственная аллергия к антибиотикам, реакции на укусы ос и пчел. Атопены подразделяются на бытовые и эпидермальные (пыль пуховых перин, подушек, эпидермис кожи, перхоть собак, кошек, лошадей), производственные (библиотечная пыль, пыль шерсти, хлопка, некоторые красители, мыла, лаки, древесина, взрывчатые и синтетические вещества), растительные (пыльца растений во время цветения луговых трав, садовых и комнатных растений), пищевые (яцца, земляника, раки, цитрусовые, кофе, шоколад), лекарственные (кодеин, ацетилсалициловая кислота, сульфаниламиды, пенициллин).
А.М. Безредка предложил простой и эффективный метод десенсибилизации путем дробного введения антигена (сыворотки). Дробно введенные небольшие дозы антигена антигена связывают циркулирующие в крови антитела и тем самым предотвращают образование высоких концентраций гистамина и др.токсических веществ, вызывающих анафилактический шок. Анафилаксию можно предупредить с помощью димедрола, супрастина и др. В качестве лечебных средств при анафилактическом шоке применяют адреналин, кордиамин, супрастин и другие антигистаминные препараты.
Аллергическая реакция 2 типа (цитотоксическая)связана с выработкой цитотоксических антител, что ведет к цитолизу – гибели собственных клеток, что наблюдается при лекарственной аллергии, когда молекулы лекарственного препарата адсорбируются на поверхности клеток крови. Следствием этого могут быть гемолитическая анемия, лейкоцитопения, тромбоцитопения, агранулоцитоз. Переливание несовместимой крови приводит к гемолизу крови. При повторных беременностях резус-положительным плодом у резус-отрицательных женщин в крови образуются антирезусIgG, способные проходить через плаценту и оказывать цитотоксическое действие на эритроциты плода, что приводит к развитию гемолитической болезни новорожденных.
Аллергическая реакция 3 типа (иммунокомплексные) – образование избытка иммунных комплексов, приводящих к активации комплемента в результате чего происходит высвобождение биологически активных медиаторов, которые повышают проницаемость сосудов, способствуют развитию воспаления. Иммунные комплексы могут образоваться либо в кровотоке, что приводит к развитию васкулита, либо в тканях – феномен Артюса. Как особый случай васкулита можно рассматривать сывороточную болезнь, которая развивается через 8-10 дней после однократного введения чужеродной сыворотки и сопровождается повышением температуры, увеличением селезенки и лимфатических узлов, лейкоцитозом и снижением активности комплемента. Сывороточная болезнь предупреждается введением выдержанных лечебных или предварительно прогретых при температуре 560С в течение 30 мин-1часа сывороток. Лечение сывороточной болезни проводится антигистаминными препаратами. Классическая реакция Артюса у человека наблюдается прежде всего при воздействии некоторых ингаляционных аллергенов, особенно при регулярных повторных воздействиях. К подобным заболеваниям относится аллергический альвеолит («легкие фермера», «легкие птичника»).
Аллергическая реакция 4 типа (клеточная-опосредованная Т-лимфоцитами) – сенсибилизированные лимфоциты выделяют медиаторы, в т.ч. интерлейкин-2, которые активируют макрофаги. Морфологическая картина ГЗТ носит воспалительный характер и проявляется через 24-48 часов. Ее типичным примером служит туберкулиновая проба (р-я Манту). Внутрикожное введение туберкулина сенсибилизированному индивиду вызывает покраснение и отек на месте инъекции, достигающие максимума через 24-48ч с момента введения аллергена. Контактная экзема, которую часто вызывают синтетические моющие средства, соединения хрома, никеля, ртути, парафенилендиамина, медикаменты.
Для лечения и профилактики больных аллергией важное значение имеют следующие мероприятия: 1) выявление аллергенов и прекращение контакта с ними, иногда целесообразно изменение места жительства больного; 2) применение гормональных препаратов; 3) проведение десенсибилизации тем аллергеном, к которому имеется повышенная чувствительность; 4) назначение противогистаминных препаратов.
Лабораторная диагностика аллергии 1 типа основа на выявлении суммарных и специфических реагинов (IgЕ иIgG4) в сыворотке крови пациента. При аллергических реакциях 2 типа определяют в сыворотке крови цитотоксические антитела (антиэритроцитарные, антилейкоцитарные, антитромбоцитарные), 3 типа – выявляют иммунные комплексы, 4 типа- применяют кожно-аллергические пробы, которые широко используют в диагностике некоторых инфекционных заболеваний.
Реакции гиперчувствительности имеют также большое значение и в норме. Их механизмы лежат в основе воспаления, которое способствует локализации инфекционного агента в пределах определенных тканей и формироаванию полноценной иммунной реакции защитного характера.
Иммунологическая памятьвозникает при повторной встрече с антигеном, в результате чего организм формирует более активную и быструю иммунную реакцию. Иммунологическая память обусловлена В- и Т- лимфоцитами. Она образуется практически всегда и сохраняется годами и даже десятилетиями. Существует 2 механизма формирования иммунологической памяти: 1) длительное сохранение антигена в организме (инкапсулированный возбудитель туберкулеза, персистирующие вирусы кори, полиомиелита, ветряной оспы); 2) Т и В-лимфоциты дифференцируются в малые покоящиеся клетки, или клетки иммунологической памяти, которые отличаются высокой специфичностью и большой продолжительностью жизни.
Феномен иммунологической памяти широко используется в практике вакцинации людей для создания напряженного иммунитета и поддержания его длительное время на защитном уровне. Осуществляют это 2-3 кратными прививками при первичной вакцинации и периодическими повторными введениями (ревакцинациями). Однако феномен иммунологической памяти имеет и отрицательные стороны. Например, повторная попытка трансплантировать уже однажды отторгнутую ткань вызывает быструю и бурную реакцию – криз отторжения.
Иммунологическая толерантность– явление противоположное иммунному ответу и иммунологической памяти. Проявляется она отсутствием специфического иммунного ответа организма на антиген в связи с неспособностью его распознавания. Иммунологическую толерантность вызывают антигены, которые получили название толерогены. ИТ бывает врожденной и приобретенной. Врожденная толерантность – отсутствие реакции иммунной системы на свои собственные антигены. Приобретенную толерантность можно создать, вводя в организм вещества, подавляющие иммунитет (иммунодепрессанты) или путем введения антигена в эмбриональном периоде или в первые дни рождения индивидуума. Важное значение в индукции иммунологической толерантности имеют доза антигена и продолжительность его воздействия. Иммунологическая толерантность наблюдается всего несколько дней, для ее пролонгирования необходимы повторные введения толерогена.
Выжделяют три наиболее вероятные причины развития иммунологической толерантности:
1) элиминация из организма антигенспецифических клонов лимфоцитов как правило клоны аутореактивных Т и В- лимфоцитов подвергаются на ранних стадиях их онкогенеза;
2) блокада биологической активности иммунокомпетентных клеток принадлежит иммуноцитокинам, например биологическая активность макрофагов ингибируется продуктами Т2-хелперов (ИЛ-4, ИЛ-10,-13 и др.);
3) быстрая нейтрализация антигена антителами.
Феномен иммунологической толерантности имеет большое практическое значение: пересадка органов и тканей, подавление аутоиммунных реакций, лечение аллергий и др. патологических состояний.
Аутоиммунные процессы– это такие состояния, при которых происходит выработка аутоантител (или накопление клона сенсибилизиролванных лимфоцитов к антигенам собственных тканей организма).
Когда аутоиммунные механизмы вызывают нарушение структуры и функций органов и тканей, говорят об аутоиммунной агрессии и аутоиммунных заболеваниях. Механизмы иммунного повреждения тканей аналогичны иммунным повреждениям, индуцированным экзоаллергенами – по типу гиперчувствительности замедленного и немедленного типов.
Существует несколько механизмов образования аутоантител.
Одним из них является образование аутоантител против естественных, первичных антигенов иммунологически забарьерных тканей.
Выделяют три механизма индукции аутоиммунного ответа (аутосенсибилизации): 1) образование аутоантигенов; 2) возникновение или депрессия клонов Т- и В-лимфоцитов, несущих рецепторы к детерминантам собственных тканей; 3) размножении е в организме микроорганизмов, содержащих перекрестно реагирующие антигены.
Выработка аутоантител и активация аутологичных Т-лимфоцитов в норме не происходит благодаря врожденному состоянию естественной иммунологической толерантности к собственным антигенам, которая формируется в период эмбриогенеза. При этом аутореактивные клоны иммунокомпетентных клеток в результате контакта с аутоантигенами элиминируются, блокируются или переходят в супрессивное состояние.
Аутоиммунный ответ может развиваться в результате иммунизации собственными антигенами организма, к которым не выработалась толерантность. В результате иммунная система при контакте с аутоантигенами реагирует с ними как с чужеродыми.
Утрата естественной иммунологической толерантности к определенным антигенам может быть следствием: 1) антигенной стимуляции модифицированными или перекрестно реагирующими антигенами; 2) нарушенияиммунорегуляторных субпопуляций Т-лимфоцитов.
Аутоиммунизация возможна под действием перекрестно реагирующих антигенов, которые обнаружены у многих бактерий и вирусов. При попадании в организм они распознаются соответствующими клонами Т-хелперов, которые активируют В-лимфоциты к иммунному ответу. Следствием этого может явиться аутоагрессия.
При инфекциях и некоторых деструктивных процессах в клетках организма могут обнажаться ранее скрытые антигенные детерминанты, против которых начинается аутоиммунный процесс.
Аутоиммунные процессы могут возникать при первичных изменениях в иммунной системе – при лимфопролиферативных заболеваниях (лейкозах). При этом происходит репродукция «запрещенного» клона лимфоцитов.
- Содержание:
- Тема 1. Морфология и классификация микроорганизмов………………………………………..
- Тема 2. Микроскопия………………………………………………………………………………..
- Тема 3. Физиология микроорганизмов……………………………………………………………….
- Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы……………………………………..
- Тема 10. Возбудители кишечных инфекций………………………………………………………….
- Краткая история развития микробиологии.
- Тема 1. Морфология и классификация микроорганизмов.
- 1.2. Строение и классификация микроорганизмов.
- 1.3. Строение и классификация бактерий (прокариот).
- 1.4. Строение и классификация грибов.
- 1.5. Строение и классификация простейших.
- 1.6. Строение и классификация вирусов.
- Рнк-содержащие вирусы:
- Подсем –во Парамиксовирусы:
- Подсеем-во Пневмовирусы:
- Днк –содержащие вирусы:
- Тема 2. Микроскопия.
- 2.1. Микроскопы, их устройство, техника микроскопирования микроорганизмов, правила обращения с микроскопом. Виды микроскопии.
- 2.2. Методы приготовления и окрашивания микроскопических препаратов.
- Тесты по теме:
- Тема 3. Физиология микроорганизмов.
- 3.1. Рост и размножение микроорганизмов. Фазы роста.
- 3.2. Питательные среды, принципы их классификации, требования, предъявляемые к питательным средам, условия культивирования микроорганизмов.
- 2. Специального назначения:
- Условия культивирования бактерий:
- 3.3. Питание бактерий.
- 3.4. Метаболизм бактериальной клетки.
- 3.5.Виды пластического обмена.
- 3.6. Принципы и методы выделения чистых культур. Ферменты бактерий, их идентификация. Внутривидовая идентификация (эпидемиологическое маркирование).
- 3.7. Особенности физиологии грибов, простейших, вирусов и их культивирование.
- 3.8. Бактериофаги, их строение, классификация, применение.
- Тесты по теме:
- Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы.
- 4.1. Действие физических, химических факторов на микроорганизмы.
- Влияние физических факторов.
- Влияние химических веществ.
- Влияние биологических факторов.
- 1) Полезные взаимоотношения:
- 4.2. Понятие о стерилизации, дезинфекции, асептике и антисептике. Методы стерилизации, аппаратура. Контроль качества дезинфекции.
- Тесты по теме:
- Тема 5. Микрофлора организма человека.
- 5.1. Нормофлора, ее значение для микроорганизма. Понятие о транзиторной флоре. Понятие о дисбиотических состояниях. Их оценка. Методы коррекции.
- Тема 6. Генетика микробов.
- 6.1. Строение бактериального генома. Фенотипическая и генотипическая изменчивость микроорганизмов. Мутации. Модификации.
- 6.2.Генотипические рекомбинации микроорганизмов. Основы генной инженерии. Практическое применение.
- Тесты по теме:
- Тема 7. Противомикробные препараты
- 7.1. Антибиотики. Природные и синтетические. Классификация антибиотиков по химической структуре, механизму, спектру и типу действия. Способы получения.
- Требования, предъявляемые к антибактериальным препаратам:
- Классификация антибиотиков.
- 6. По механизму антимикробного действия антибиотики делят на несколько групп:
- 7.2. Лекарственная устойчивость бактерий, пути ее преодоления. Методы определения чувствительности к антибиотикам.
- Диско-диффузный метод.
- Метод серийных разведений.
- Ускоренные методы определения чувствительности.
- Тема 8. Учение об инфекции.
- 8.1. Понятие об инфекции. Формы инфекции и периоды инфекционных заболеваний. Патогенность и вирулентность. Факторы патогенности. Токсины бактерий, их природа, свойства, получение.
- Патогенность и вирулентность. Факторы патогенности.
- Факторы патогенности:
- Токсины бактерий, их природа, свойства, получение.
- 8.2. Понятие об эпидемиологическом надзоре за инфекционным процессом. Понятие о резервуаре, источнике инфекции, путях и факторах передачи.
- Тесты по теме:
- Общая иммунология
- Тема 9. Иммунология.
- 9.1. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Неспецифические факторы защиты.
- 9.2. Центральные и периферические органы иммунной системы. Клетки иммунной системы. Формы иммунного ответа.
- 9.3. Комплемент, его структура, функции, пути активации. Роль в иммунитете.
- 9.4. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки.
- 9.5. Антитела и антителообразование: первичный и вторичный ответ. Оценка иммунного статуса:основные показатели и методы их определения».
- 9.6. Серологические реакции и их применение.
- 9.7. Иммунодефицитные состояния. Аллергические реакции. Аутоиммунные процессы.
- 9.8. Иммунопрофилактика, иммунотерапия
- Ибп на основе антител:
- Частная микробиология
- Тема 10. Возбудители бактериальных кишечных инфекций.
- 10.1. Сальмонеллы
- 10.2. Шигеллы.
- 10.3. Эшерихии.
- 10.4. Холерный вибрион.
- 1. Способность адгезировать и колонизовать кишечник;
- 2. Наличие ферментов (муциназы, протеазы, нейраминидазы,
- 10.5. Иерсинии.
- Тема 11. Пищевые токсикоинфекции и интоксикации бактериальной природы.
- 11.1. Общая характеристика и возбудители пти.
- 11.2. Ботулизм.
- Микробиологическая диагностика.
- Тема 12. Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний.
- 12.1. Патогенные кокки.
- 12.2. Грамотрицательные бактерии.
- 12.3. Раневые анаэробные клостридиальные и неклостридиальные инфекции.
- Тема 13. Возбудители бактериальных воздушно-капельных инфекций.
- 13.1. Коринебактерии.
- 13.2. Бордетеллы.
- 13.3. Менингококки.
- 13.4. Микобактерии.
- 13.5. Легионеллы.
- Тема 14. Возбудители заболеваний, передающихся половым путем (зппп).
- 14.1. Хламидии.
- 14.2. Возбудитель сифилиса.
- 14.3. Гонококки.
- Тема 15. Возбудители риккетсиозов.
- Тема 16. Возбудители бактериальных зооантропонозных инфекций.
- 16.1. Франциселлы.
- 16.2. Бруцеллы.
- 16.3. Возбудитель сибирской язвы.
- 16.4. Возбудитель чумы.
- 16.5. Лептоспиры.
- Тема 17. Патогенные простейшие.
- 17.1. Плазмодии малярии.
- 17.2. Токсоплазмы.
- 17.3. Лейшмании.
- 16.4. Возбудитель амебиаза.
- 17.5. Лямблии.
- Тема 18. Патогенные грибы.
- Частная вирусология.
- Тема 19. Возбудители орви.
- 19.1. Вирусы гриппа.
- 19.2. Парагрипп. Рс-вирусы.
- 19.3. Аденовирусы.
- 19.4. Риновирусы.
- 19.5. Реовирусы.
- Тема 20. Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций.
- 20.1. Вирусы кори и паротита.
- 20.2. Вирус герпеса
- 19.3. Вирус краснухи.
- Тема 21. Поксивирусы
- 21.1. Возбудитель натуральной оспы.
- Тема 22. Энтеровирусные инфекции.
- 22.1. Вирус полиомиелита.
- 22.2. Есно-вирусы. Вирусы Коксаки.
- Тема 23. Ретровирусы.
- 23.1. Возбудитель вич-инфекции.
- Применение отдельных схем противоретровирусной терапии:
- 24.1. Рабдовирусы.
- 24.2. Флавивирусы.
- 24.3. Хантавирусы.
- Тема 25. Возбудители вирусных гепатитов.
- 25.1. Вирус гепатита а.
- 25.2. Вирус гепатита в
- Различные сочетания серологических маркеров инфицирования вирусом гепатита в и их интерпретация.
- 25.3. Вирус гепатита с.
- Тема 26. Папилломавирусная инфекция.