1. Общие принципы клинического обследования детей.
По словам проф. Г. А. Захарьина, правильно собранный анамнез есть половина диагноза.
Обычно анамнез ребенка собирается у родителей, желательно у матери. Наблюдательная мать при умелом расспросе врача может сообщить много ценных сведений о развитии заболевания у ребенка. Однако нередко мать навязывает врачу свое субъективное мнение о причине и даже диагнозе заболевания. Поэтому от врача требуется немало терпения и такта, чтобы, выслушав спокойно рассказ матери, заставить ее затем точно и кратко ответить на конкретные вопросы.
Необходимо беседовать и с больным ребенком, особенно старшего возраста, но при этом следует помнить, что он не всегда может четко определить свои ощущения, очень внушаем. Кроме того, дети могут умышленно ввести врача в заблуждение.
Возраст ребенка определяет некоторую специфику сбора анамнеза. Так, для детей первых лет, особенно первого года жизни, важнейшее значение приобретают подробные данные о возрасте и здоровье родителей, их привычках и профессиональных вредностях, а также акушерский анамнез матери: сведения о течении беременности, питании во время беременности, продолжительности родового акта, осложнениях при родах. Подробно выясняются течение периода новорожденное™, характер вскармливания (когда введен прикорм, когда отнят ребенок от груди), показатели физического и психического развития, особенности поведения, перенесенные заболевания, бытовые условия, контакты с инфекционными больными.
Для детей более старшего возраста особенное значение приобретают данные о всех ранее перенесенных заболеваниях, в том числе острых инфекционных болезнях, с указанием возраста, когда эта болезнь была перенесена, тяжести заболевания и имевших место осложнениях. Обращается внимание на проводимые ранее профилактические прививки и наличие патологических реакций на них.
Учитывая возрастающую роль аллергии в развитии заболеваний, необходимо выявить склонность ребенка к аллергическим реакциям на различные факторы внешней и внутренней среды, продукты питания, лекарственные препараты, частоту острых респираторных заболеваний и связь их с аллергией.
В анамнезе настоящего заболевания необходимо отразить начало болезни, его первые и последующие симптомы, развитие болезни до настоящего момента. Оценка этих данных имеет свои особенности, определяющиеся возрастом ребенка. Так, диагностическое значение одного и того же симптома резко меняется в разные возрастные периоды (например, сыпь, судороги, желтуха могут иметь различную диагностическую значимость в раннем и старшем возрасте).
При тяжелом состоянии ребенка и необходимости срочных мероприятий целесообразно сначала расспросить мать о причине и развитии настоящего заболевания, осмотреть ребенка и оказать необходимую помощь, а затем уже собрать общий анамнез и все дополнительные сведения. Если ребенок находится на поликлиническом приеме или поступает в стационар в удовлетворительном состоянии, то сбор анамнеза может идти в обычной последовательности.
Подробный анамнез занимает большое место в обследовании и позволяет сделать заключение о предполагаемом заболевании, характере течения патологического процесса, а также отрицательных факторах в жизни ребенка и семейно-бытовых условиях, которые могли способствовать развитию настоящего заболевания.
Во время беседы с матерью и ребенком необходимо наблюдать за поведением больного, координированностью его движений, особенностями мышления и речи, т.е. начинать объективный осмотр. В педиатрии используют такие же оценки состояния больного («удовлетворительное», «среднетяжелое», «тяжелое», «очень тяжелое», «агональное») и те же методы исследования, как и у взрослых, но для того, чтобы результаты получились правильными, надо уметь подойти к ребенку, знать некоторые специальные правила обследования.
Важное место в обследовании ребенка занимает осмотр. Если ребенок спит, то будить его не рекомендуется. Наоборот, в этом состоянии наиболее точными будут данные подсчета частоты пульса, дыхания. Постепенно осторожными движениями и обязательно теплыми руками необходимо полностью раздеть ребенка. Только у больных пубертатного возраста, щадя психику, это можно сделать частично.
Если ребенок относится к осмотру негативно, то следует преодолеть его страх и сопротивление, переключив внимание на игрушки, приласкать, рассказать сказку. Многие дети быстро привыкают к врачу, процесс обследования, если он не причиняет болевых ощущений, привлекает их внимание, ребенок охотно дает себя осмотреть и даже подражает приемам врача. Но бывают дети избалованные, чрезмерно возбудимые, на которых не действуют обычные приемы. В этих случаях иногда помогает строгий приказ врача, и лишь в исключительных случаях может быть применен насильственный осмотр.
Осмотр желательно проводить при дневном свете и, как исключение, при ярком электрическом освещении, при котором трудно правильно оценить окраску кожных покровов и слизистых оболочек, особенно выявить желтуху. Детей раннего возраста располагают на столе, более старших детей можно осматривать на руках матери или в кроватке.
Существует определенная последовательность осмотра. Прежде всего необходимо оценить положение ребенка (активное, пассивное, вынужденное), его осанку, походку, выражение лица, глаз, окраску кожных покровов, наличие и характер сыпи, выраженность катарального синдрома. Ребенок должен быть осмотрен полностью, даже если диагноз ясен, так как могут быть неожиданные находки или сопутствующего заболевания, или аномалий развития. Оценивается состояние питания, физическое развитие, определяются пульс, частота дыхания, а затем обследуются органы и системы по общепринятой схеме.
Осмотр ротоглотки и болезненных участков тела (например, суставов при полиартрите) следует проводить в последнюю очередь, так как это исследование обязательно причинит неприятные ощущения и вызовет сопротивление ребенка, после чего дальнейший осмотр может оказаться невозможным. При обследовании ротоглотки ребенка нужно фиксировать так, чтобы врач мог внимательно при ярком освещении осмотреть слизистую оболочку полости рта и глотки, миндалины. Осмотр проводится только с помощью шпателя или ложки.
Спокойное, доброжелательное, уверенное поведение врача и медицинского
персонала, гуманное отношение к больному и его родственникам являются залогом успешного лечения и последующей профилактики заболеваний в детском возрасте. Врач должен всегда поддерживать с матерью ребенка тесный контакт, быть постоянным советчиком в воспитании ребенка и проводником необходимых медицинских знаний среди окружающих его людей.
- Билет № 1
- 1. Физиологические особенности обмена веществ у детей: белки, жиры, углеводы.
- 3. Профилактика ятрогенных заболеваний у детей.
- 1. Физиологические особенности водно-минерального обмена у детей.
- 2. Локализованные гнойно-воспалительные заболевания кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных детей (омфалит, пемфигус, абсцесс и др.). Диагностика и принципы лечения.
- Заболевания пуповинного остатка и пупочной ранки
- 3. Острая сердечная недостаточность у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- 1. Увеличение сократительной способности миокарда
- 2. Снижение нагрузки на сердце
- 3. Уменьшение объемной перегрузки
- Билет № 3
- 1. Физиологические особенности обмена энергии у детей.
- 2. Аномалии конституции у детей: лимфатико-гипопластическая и нервно-артритическая. Возрастные проявления. Диагностика и принципы ведения. Лимфатико-гипопластическая аномалия.
- Лечение:
- 3. Судорожный синдром у детей. Оказание неотложной помощи. Судорожный синдром
- Билет № 4
- 1. Анатомо-физиологические особенности иммунологической защиты у детей раннего возраста.
- 2. Гемолитическая болезнь новорожденных. Диагностика, клиника, течение. Этапное лечение.
- 3. Спазмофилия у детей. Этиопатогенез, клинические варианты и оказание неотложной помощи.
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделительной системы у детей.
- 2. Хронические нарушения питания у детей: гипотрофии, паратрофии. Диагностика и принципы лечения. Меры профилактики.
- Этапное диетическое лечение:
- 3. Оказание неотложной помощи при остром отравлении у детей
- Первичные мероприятия по удалению яда с кожи и слизистых
- Первичные мероприятия по удалению яда из желудочно-кишечного тракта
- Количество воды, необходимое для очищения кишечника
- 3. Мероприятия по удалению всосавшегося яда.
- 4. Антидотное лечение.
- 5. Симптоматическое лечение
- Билет № 6
- 1. Анатомо-физиологические особенности системы крови у детей.
- 2. Экссудативно-катаральная аномалия конституции. Возрастные проявления. Диагностика и принципы лечения.
- 3. Оказание неотложной помощи при обморочных состояниях у детей.
- Наиболее частые причины:
- Клиническая диагностика.
- Билет № 7
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста.
- 2. Вакцинация детей. Значение вакцинации в предупреждении управляемых инфекций. Календарь прививок. Возможные поствакцинальные реакции и осложнения.
- 3. Диагностика, оказание неотложной помощи при кровотечении у детей с гемофилией а.
- Наиболее частые провоцирующие и предрасполагающие факторы кровоточивости при гемофилии.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 8
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей раннего возраста.
- 2. Основы фармакотерапии у детей: основные принципы дозировки лекарственных средств, лекарственные формы и способы введения лекарств детям.
- 3. Аллергические реакции немедленного типа: анафилактический шок. Неотложная помощь.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Профилактика анафилактического шока.
- 1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- 2. Коклюш. Этиопатогенез, патоморфология, клиника, течение. Лечение и профилактика.
- 3. Аллергические реакции немедленного типа: крапивница, отек Квинке. Неотложная помощь. Отек Квинке
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Крапивница.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 10
- 1. Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной систем у детей.
- Мышечная система.
- 2. Гемофилии у детей. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение.
- 3. Оказание неотложной помощи при кишечном токсикозе.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет №11
- 1. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки и лимфатической системы.
- 2. Этиопатогенез, клиника и лечение железодефицитной анемии у детей. Меры профилактики.
- 3. Менингококцемия. Диагностика и неотложная помощь на догоспитальном этапе.
- Клиническая диагностика
- Неотложная помощь:
- Билет № 12
- 1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей.
- 2. Инфекционный мононуклеоз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
- 3. Гипервитаминоз д. Этиопатогенез. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 13
- 3. Неотложная помощь при гипогликемической коме.
- Билет № 14
- 1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы.
- 2. Острые пневмонии, особенности течения в зависимости от возраста. Этиология, патогенез. Особенности клинико-рентгенологической диагностики. Лечение и меры профилактики.
- 3. Диагностика и лечение отека головного мозга.
- Клинические проявления.
- Неотложная помощь.
- Билет № 15
- 1. Принципы санитарно-гигиенического ухода за детьми в раннем периоде жизни.
- 2. Бронхиальная астма. Особенности клинического течения. Этапное лечение, профилактика.
- Клиническая диагностика
- 3. Диагностика и лечение ацетонемической рвоты у детей.
- Билет № 16
- 1. Общие принципы клинического обследования детей.
- 2. Рахит. Этиопатогенез, клиника у детей раннего возраста. Лечение. Антенатальная и постнатальная профилактика рахита.
- III степень тяжести.
- 3. Дифтерический круп. Диагностика и принципы оказания неотложной помощи.
- 1. Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста.
- 2. Хроническая пневмония у детей. Этиология, клинико-рентгенологическая диагностика и основные принципы этапного лечения. Меры возможной профилактики.
- 3. Гипокальциемия у детей. Диагностика, неотложная помощь.
- 1. Физическое развитие детей в различные периоды детства.
- 2. Менингококковая инфекция у детей. Этиопатогенез. Клинические формы и осложнения. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения.
- 3. Фебрильные судороги у детей. Диагностика, неотложная помощь.
- Билет № 19
- 1. Периоды детского возраста. Роль возрастного фактора в патологии ребенка.
- 2. Острая ревматическая лихорадка у детей. Особенности клинического течения. Принципы этапного лечения. Меры первичной и вторичной профилактики ревматизма.
- 3. Гипертензионно-гидроцефальный синдром у детей раннего возраста. Диагностика, лечение.
- Клинические проявления.
- Неотложная помощь.
- Билет № 20
- 1. Антенатальная охрана плода. Роль педиатра.
- 2. Кишечные инфекции: дизентерия. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.
- 3. Пароксизмальная тахикардия у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Причины приступа.
- Клиническая диагностика.
- Особенности клиники желудочковой пароксизмальной тахикардии.
- Неотложная помощь.
- Билет № 21
- 1. Проблема адаптации в организованных детских коллективах (дошкольные учреждения, школа).
- 2.Вирусный гепатит а. Этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика. Исходы и осложнения.
- 3. Острый стенозирующий ларинготрахеит. Принципы оказания неотложной помощи.
- Неотложная помощь.
- 1. Принципы закаливания детей.
- 2. Ветряная оспа, эпидемический паротит. Этиопатогенез. Особенности клинических проявлений и возможные осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 3. Отек легких у детей. Принципы оказания неотложной помощи.
- Основные причины отека легких как следствие острой левожелудочковой недостаточности.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 23
- 1. Наблюдение за детьми раннего возраста в детской поликлинике.
- 3. Острая почечная недостаточность. Диагностика и принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- 1. Начальная стадия опн:
- 2. Олигоанурическая стадия опн:
- 3. Полиурическая стадия опн:
- Билет № 24
- 1. Питание здоровых детей старше одного года. Потребность в основных пищевых ингредиентах и калориях.
- 2. Симптоматическая тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа) у детей. Этиопатогенез, клиника. Диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.
- По течению
- 3. Неотложная помощь при нейротоксикозе.
- Билет № 25
- 1. Естественное вскармливание.
- 2. Врожденный гипотиреоз у детей. Этиология, патогенез, клинические проявления заболевания, диагностика. Современные методы лечения и диспансеризации больных.
- 3. Приступ бронхиальной астмы. Принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Критерии тяжести приступа бронхиальной астмы
- Общие принципы оказания неотложной помощи:
- Неотложная помощь при легком приступе ба.
- Неотложная помощь при среднетяжелом приступе ба.
- Неотложная помощь при тяжелом приступе ба.
- Не рекомендуется использовать при приступе ба у детей:
- Показания для госпитализации при приступе бронхиальной астмы у детей:
- Билет № 26
- 1. Принципы грудного вскармливания по воз. Сроки и правила введения детям первого года жизни фруктовых и овощных соков. Их клиническое значение.
- 2. Врожденные пороки сердца. Этиология. Патофизиологическая классификация. Клинико-инструментальная диагностика. Консервативная терапия и показания к оперативному лечению.
- 3. Острая печеночная недостаточность. Этиопатогенез. Оказание неотложной помощи.
- Билет № 27
- 1. Сроки и правила введения прикорма при грудном вскармливании детей. Биологическое значение различных видов прикорма.
- По фазам:
- По степени тяжести
- По течению:
- 3. Синдром гипертермии у детей. Этиопатогенез. Оказание неотложной помощи.
- Причины
- Клиническая диагностика
- Неотложная помощь
- 1. При «красной» гипертермии:
- 2. При «белой» гипертермии:
- Билет № 28
- 1. Возможные затруднения при грудном вскармливании со стороны матери и ребенка. Пути их преодоления.
- 2. Ревматоидный артрит. Этиопатогенез. Патоморфология, клиника, течение, дифференциальный диагноз. Лечение и возможные меры профилактики.
- 3. Неотложная помощь при тяжелом лечении гемолитической болезни у новорожденных детей. Билет № 29
- 1. Гипогалактия. Профилактика и лечение.
- 2. Неревматические кардиты у детей. Этиология, патогенез. Особенности клинического течения и диагностики. Меры лечения и профилактики.
- 1. По этиологии:
- 2. По локализации:
- 4. По степени тяжести:
- 3. Неотложная помощь при кетоацидотической коме у детей с сахарным диабетом.
- Основные причины развития кетоацидотической комы у детей, больных сахарным диабетом:
- Клиническая диагностика.
- Дифференциальная диагностика.
- Лечение диабетической комы.
- Билет № 30
- 1. Санитарно-гигиенический, пищевой и психологический режим кормящих матерей.
- 2. Сахарный диабет 1 типа у детей. Этиопатогенез, клинические проявления и диагностики. Современные методы лечения. Возможные осложнения и их профилактика.
- 3. Утопление. Принципы оказания неотложной помощи.
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь.
- Билет № 31
- 1. Питание здоровых детей первого года жизни. Смешанное вскармливание (докармливание).
- 2. Особенности этиологии, патоморфологии, клинического течения, диагностики и этапного лечения острого гломерулонефрита у детей. Меры профилактики.
- 3. Синдром гипокалиемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 32
- 1. Питание здоровых детей первого года жизни. Искусственное вскармливание.
- 2. Дискенезии желчевыводящих путей у детей. Этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика. Дискинезия желчных путей.
- Диагностическая программа для выявления дискинезий желчных путей
- 3. Синдром гиперкалиемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- 1. Расчет питания для детей первого года жизни.
- 2. Пиелонефриты у детей. Понятие. Этиопатогенез, патоморфология. Клинико-патофизиологическая классификация. Принципы этапного лечения и возможные меры профилактики.
- 3. Синдром гипернатриемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 34
- 1. Смеси для смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни.
- 2. Гастродуодениты у детей. Этиопатогенез. Патоморфология. Клиника, диагностика, лечение. Возможные меры профилактики.
- 3. Синдром гипонатриемии у детей. Диагностика и оказание неотложной помощи.
- Билет № 35
- 1. Общие принципы лечебного питания детей первого года жизни (рахит, анемии, аномалии конституции). Применение лечебных смесей.
- 2. Сальмонеллез. Клиника. Диагностика, возможные способы лечения и профилактики. Сальмонеллез
- 3. Острая надпочечниковая недостаточность у детей. Принципы оказания неотложной помощи.
- Основные причины острой надпочечниковой недостаточности:
- Клиническая диагностика.
- Неотложная помощь: