Потребность в витаминах (мг в день)
Возраст, лет | Витамины
| ||||||
А | Д | B1 | B2 | РР | B6 | С | |
7-10 | 1,5 | 500 И.Е. | 1,4 | 1,9 | 15 | 1,7 | 50,0 |
11-13 | 1,5 | -"- | 1,7 | 2,3 | 19 | 2,0 | 60,0 |
14-16 (девушки) | 1,5 | -"- | 1,7 | 2,2 | 18 | 1,9 | 70,0 |
14-16 (юноши) | 1,5 | -"- | 1,9 | 2,5 | 21 | 2,2 | 80,0 |
Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.
Наиболее благоприятным условием для роста и развития является соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время как потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение жира; снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).
У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д возникает рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.
В школьном возрасте рекомендуется четырехразовое питание по следующим схемам:
Учащиеся I смены Учащиеся II смены
Первый завтрак в 8 ч — Первый завтрак в 8 ч —
20% дневного рациона 20% дневного рациона
Второй завтрак в 11 ч — 20—"— Обед в 12 ч 30 мин — 35% —"—
Обед в 15 ч — 35% —"— Полдник в 17 ч 30 мин — 20% —"—
Ужин в 20 ч — 25% —"— Ужин в 20 ч 30 мин - 25% —"—
Питание в школе разных возрастных групп должно строиться дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рациона, а в сельской местности при отдаленности жилья — 30—35%.
Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный вред здоровью школьника.
Закаливание школьников проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т.п.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур.
При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных воздействий.
В процессе закаливания школьники осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность (табл. 41).
Таблица 41
Дневник самоконтроля в процессе закаливания школьника
И.О.____________ Возраст ________ Пол
Показатель | Оценка воздействия и дозировка | Дата |
1 2 3 4 56 ... | ||
Сон
| Продолжительный Прерывистый Спокойный |
|
Состояние после сна
| Хорошее, бодрое Вялость, сонливость |
|
Желание закаляться
| Сильное Нет Безразлично |
|
Часы закаливания | Утром, днем, вечером |
|
Частота закаливания | Ежедневно, через день, эпизодически |
|
Виды закаливания
| Воздушная (или солнечная) ванна, обтирание, обливание, купание, прием ванн или душа, плавание, баня (сауна), хождение босиком, полоскание рта и т.п. |
|
Продолжительность | В минутах, секундах |
|
Температура воздей ствия | Низкая, высокая, средняя
|
|
Дополнительные за каливающие факторы
| Растирание кожи, массаж (или самомассаж), выполнение физических упражнений, УФО и т.п. |
|
Умственная и физическая работоспособность | Хорошая, обычная, быстрая утомляемость, нежелание выполнять ту или иную работу |
|
Дополнительные данные | Измерение температуры тела, ЧСС и АД
|
|
Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).
Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.
Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед переохлаждением и перегреванием.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Лучше начинать летом (табл. 42) или осенью (табл. 43). Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.
Таблица 42
Комплекс закаливающих процедур в летний период
Закаливающие факторы | Дозировка и температура закаливающих процедур | |
дошкольный возраст | школьный возраст | |
Воздушные ванны
| Температура воздуха от 22-24 °С до 18-20 °С Продолжительность от 5 мин до 25 мин | от 22-20 °С до 18-16 °С от 10 мин до 35 мин |
Солнечно- воздушные ванны | Продолжительность от 5 мин до 30 мин
| от 5 мин до 60 мин
|
Обтирание
| Температура воды от 32 °С до 28 °С Температура окружающего воздуха от 18 °С до 22 °С Продолжительность 30-60 с | от 32 °С до 22 °С от 18 °С до 20 °С 30-90 с |
Обливание
| Температура воды от 32 °С до 18-20 °С Температура окружающего воздуха 18-22 °С Продолжительность 10-15 с | от 32 °С до 18-16 "С 18-22 "С 15-35 с |
Обливание ног | Температура воды от 30 °С до 16 °С | от 28 "С до 16-14 "С |
Купание в открытом водоеме | Температура воды не ниже 22-24 °С Температура воздуха не ниже 24 °С Продолжительность от 3 мин до 10 мин | не ниже 18-20 "С не ниже 20-22 "С от 5 мин до 20 мин |
Таблица 43
Комплекс закаливающих процедур в осенний период
Закаливающие факторы | Дозировка и температура | Возраст школьный |
Воздушные ванны
| Температура воздуха Продолжительность | от 20-18 °С до 16-14 °С 10—45 мин |
Прогулки и игры на воздухе | Продолжительность
| 3-3,5 ч
|
Сон на воздухе (на веранде) | Продолжительность
| от 1 ч до 2,5 ч
|
Обтирание водой
| Температура воды Температура окружающего воздуха Продолжительность | от 32-30 °С до 16-14 °С 18-22 °С
от 30 с до 80 с |
Обливание
| Температура воды Температура окружающего воздуха Продолжительность | от 28-26 °С до 16-14 °С 18-22 °С
15-20 с |
Обливание ног
| Температура воды Продолжительность | от 28 °С до 12 °С от 5 с до 15 с |
При острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний проводить закаливающие процедуры нельзя!
Моржевание опасно для детей и подростков. Оно ведет к серьезным заболеваниям (пиелонефрит, пневмонии, бронхит, простатит).
Закаливание оказывает общеукрепляющее, оздоровительное действие на организм, способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшает состояние здоровья, снижает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях полностью исключает их возникновение и обострение.
Закаливание — это комплекс следующих мероприятий:
1. Регулирование температуры помещений дома и в школе. Показана перемежающаяся температура. Для школьников младшего и среднего возраста оптимальной будет амплитуда колебаний в (5—17) °С, для старших школьников — (8—10) °С.
2. Использование теплозащитных свойств одежды. Школьники должны быть одеты в соответствии с температурой окружающей среды. Теплорегуляция организма обеспечивает поддержание теплового равновесия лишь в относительно небольших пределах. При активных движениях (играх) мышцы продуцируют большое количество тепла, которое, накапливаясь, ведет к перегреванию тела. В состоянии покоя (отдыха) происходит охлаждение (может возникнуть переохлаждение), что может привести к простуде. Если игры проводятся на улице, особенно в ветреную погоду, то излишне теплая одежда не позволяет организму справиться с перепадом температур, что отрицательно влияет на здоровье.
3. Проведение больших школьных перемен на открытом воздухе, в движении.
4. Пребывание на открытом воздухе (прогулки, игры и т.п.). Активный отдых на воздухе — мощный оздоровительный фактор. Закаливающий эффект возникает, если одежда соответствует погодным условиям. Продолжительность пребывания на воздухе — 3—3,5 ч для учащихся начальных классов; 2,5—3 ч для 6—8 классов и 2—2,5 ч — для старшеклассников. Прогулки снимают утомление, психоэмоциональные перегрузки, кровь лучше обогащается кислородом, улучшается работа головного мозга, ребенок лучше спит...
Специалистами разработаны специальные методики проведения закаливающих процедур. Вот некоторые из них.
Солнечные ванны, ультрафиолетовое облучение (УФО). Солнечные лучи — сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять, его необходимо строго дозировать:
Солнечные ванны принимают не позже чем за 1 ч до еды и не раньше чем через 1,5 ч после еды. Нельзя их принимать натощак.
Во время приема солнечных ванн необходимо защитить голову от прямых солнечных лучей.
Солнечные ванны лучше принимать в движении — при ходьбе, играх, гребле и т.п.
После приема солнечной ванны рекомендуется выкупаться или принять душ и перейти в тень.
При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, постоянно контролировать его самочувствие (сильное покраснение кожи, обильное потоотделение требуют немедленного прекращения приема солнечной ванны).
Показателем эффективности солнечных ванн служит самочувствие ребенка.
Оптимальное время для приема солнечных ванн — утренние часы: в южных регионах — от 7 ч до 10—11 ч, в средней полосе — от 8 ч до 12 ч, в северных — от 9 ч до 13 ч. Для адаптации организма к солнечным лучам целесообразно первые 2—3 дня находиться в тени в обнаженном виде. После этого можно принимать солнечные ванны.
Длительность солнечных ванн: первой ванны — 5 мин, второй — 10, третьей — 15 мин и т.д. Общая продолжительность солнечной ванны — не более 1 ч. Для ослабленных детей это время сокращается.
Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные нарушения в организме — солнечный и тепловой удары, ожоги, расстройства ЦНС (нарушение сна, повышенная возбудимость и т.п.).
Противопоказания для приема солнечных ванн: повышение температуры тела, катар верхних дыхательных путей, острое воспаление легких, обострение заболеваний почек, пороки сердца и др.
В осенне-зимнее время года возможно применение ультрафиолетового облучения в соляриях или в домашних условиях от кварцевых ламп. Детям, склонным к простудным заболеваниям, полезны кварцевание стоп и прием аскорбиновой кислоты.
Противопоказания к приему солнечных ванн (или УФО) для взрослых: мастопатия, миома матки, гипертоническая болезнь II—III ст., перенесенный инфаркт миокарда и различные онкологические заболевания.
Воздушные ванны принимают в течение 8—10 мин при температуре воздуха не ниже (16—18) °С, затем к 25-й минуте доводят ее до 12 °С. Воздушное закаливание необходимо сочетать с физическими упражнениями, играми и пр. При применении воздушных ванн надо соблюдать определенные правила:
воздушные ванны принимают за час до обеда или через 1,5 ч после;
воздушные ванны можно принимать практически в любое время;
воздушные ванны рекомендуется сочетать с ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т.п.;
место приема ванн должно быть защищено от резкого ветра;
в день принимать не более одной воздушной ванны;
во время процедуры необходим контроль за самочувствием школьников.
Весной и летом рекомендуется пребывание детей на воздухе полуобнаженными (в трусиках), а в теплую солнечную погоду — босиком.
Водные процедуры — более интенсивные закаливающие средства. Главным фактором закаливания здесь является температура воды. Начинать закаливание следует летом или осенью. Лучше проводить закаливание утром, после сна и утренней зарядки (гимнастики) или кросса. Температура воздуха должна составлять 17°—20 °С, а воды — 33°—34 °С. Затем температуру воды снижают каждые 3—4 дня на 1 градус. Во время процедур не должно быть никаких неприятных ощущений и озноба. Ниже приводятся наиболее доступные и распространенные методы закаливания водой.
Закаливание носоглотки — полоскание горла прохладной, а затем холодной водой. При холодной погоде следует дышать носом, это исключает охлаждение миндалин и горла. Воздух, проходя через носоглотку, согревается.
Обливание стоп производится из лейки или кувшина. Температура воды — 28°—27°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса, но не менее чем до 10 °С. Затем ноги вытирают досуха. Обычно эту процедуру проводят вечером перед сном.
Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура — 30°—28°, конечная — 15°—13 °С. Через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Длительность первых ножных ванн — не более 1 мин, а в конце — до 5 мин. После ванны ноги досуха вытирают и растирают.
Контрастные ножные ванны. Берутся два ведра или таза. В одно ведро (таз) наливают горячую воду (температура 380-42 °С), а в другое — холодную (30°-32 °С) воду. Сперва ноги на 1,5—2 мин погружают в горячую воду, затем на 5—10 с — в холодную. Такую смену производят 4—5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1—2 градуса и к концу курса доводят до 15°—12 °С.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания. Рекомендуется летом и осенью. Продолжительность хождения зависит от температуры земли (можно ходить по росе, вдоль берега реки или моря). В домашних условиях ходят по коврику, предварительно смоченному холодной водой. Полезно также хождение босиком по снегу после посещения сауны (бани), с последующим посещением парилки и прогреванием ног (в таз налить горячую воду и опустить в нее ноги на 1—2 мин).
Обтирание — начальный этап закаливания водой. Для этого используют мягкую рукавицу или махровое полотенце, смоченное в холодной воде. Последовательность обтирания: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений — от периферии к центру, по ходу сосудисто-нервного пучка. Температура воды снижается каждые 10 дней на 1—2 градуса. Для младших школьников начальная температура зимой 32°—30 °С, летом — 28°—26 °С, конечная температура, соответственно, — 22°—20 °С и 18°—16 °С. Для школьников среднего и старшего возрастов зимой она должна быть 30°—28 °С, летом — 26°—24 °С, конечная температура, соответственно, — 18°—16 °C и 16°—14 "С. Обтирание рекомендуется совершать утром после зарядки, с последующим растиранием всего тела сухим махровым полотенцем. Температура воздуха — 15°—16 °С.
Обливание туловища — следующий этап закаливания. Начинают с воды комнатной температуры, снижая ее постепенно до 20°—18 °С. Обливание производят из кувшина или лейки. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не должна быть ниже 30 °С, летом — не ниже 28 °С, конечная, соответственно, — 20 °С и 18 °С. Снижение должно происходить постепенно через каждые 10 дней. Для школьников средних и старших классов температура воды зимой — 28 °С, летом — 24 °С, конечная, соответственно, — 18 °С и 16 °С.
После обливания надо насухо вытереть тело махровым полотенцем.
Купание в открытыхводоемах — один из лучших и мощных способов закаливания (море, река, озеро, пруд). При проведении закаливающей процедуры необходимо обеспечить безопасность детей и соблюдать ряд правил:
купаться надо не позже чем за 1 ч до еды или через 1—1,5 ч после нее;
в воде надо активно двигаться (плавать, выполнять какие-нибудь упражнения);
не входить в воду потным, разгоряченным или в нездоровом состоянии;
температура воды должна быть 20°—22 °С и воздуха — не ниже 24 °С.
После купания тело обтирают досуха махровым полотенцем, если появилась «гусиная кожа», то тело надо растереть полотенцем и надеть сухое, теплое белье.
Продолжительность купания определяют по температуре воды и воздуха. Чем ниже температура воды, тем меньше следует в ней находиться.
Растирание снегом или купание в холодной воде (моржевание). Ходьба по снегу и растирание снегом при посещении бани (сауны) возможно лишь для закаленных детей. Моржевание для детей и подростков — нежелательная процедура, так как у них еще несовершенна система терморегуляции и воздействие низкой (моржевание) или высокой (сауна) температуры приводит к различным заболеваниям (почек, легких, эндокринных желез и др.).
Баня. Банная процедура в сочетании с водными оказывает благоприятное закаливающее влияние. Но при передозировке в организме возникают отрицательные явления. Дошкольникам не следует посещать сауну с высокой температурой (выше 90 °С). Дозировка банной процедуры строится по времени нахождения в бане и высоте полка. После посещения бани можно принять душ или ванну, поплавать, с последующим вытиранием насухо. Ребенка можно завернуть в простыню и дать ему возможность отдохнуть.
- В.И. Дубровский спортивная медицина
- Предисловие
- Введение
- Глава I. Краткая история возникновения и развития спортивной медицины
- Глава II цели и задачи спортивной медицины
- Глава III основы общей патологии человека
- Глава IV исследование и оценка физического развития
- Наружный осмотр (соматоскопия)
- Антропометрия (соматометрия)
- Средние значения изометрической силы некоторых мышечных групп в зависимости от возраста (по е. Asmussen, 1968)
- Энергетика при мышечной деятельности
- Исследование сердечно-сосудистой системы и оценка физической работоспособности
- Показатели кровотока в покое и при физических нагрузках различной интенсивности (по к. Andersen, 1968)
- Объем крови у лиц с различной физической активностью
- Влияние физической нагрузки на сердечный выброс и частоту сокращений сердца у человека
- Изменение сердечного индекса с возрастом
- Минимальное число подъемов (раз) на ступеньку в зависимости от массы, возраста и пола при пробе Мастера
- Предельно допустимая чсс во время нагрузочного теста в зависимости от возраста
- Приблизительная частота пульса (уд/мим) в зависимости от аэробной способности (по r. Shephard, 1969)
- Максимальное потребление кислорода у детей и подростков
- Максимальное потребление кослорода (мл/мии/кг) у взрослых
- Возрастные поправочные коэффициенты к величинам максимального потребления кислорода по номограмме I. Adtrand (1960)
- Определение максимального потребления кислорода по частоте сердечных сокращений при нагрузках на велоэргометре у мужчин и женщин*
- Максимум потребления кислорода (мл/кг/мин) у высококвалифицированных спортсменов (по в. Saltin, p.O. Astrand, 1967)
- Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте и их оценка для лиц разного возраста, пола и массы тела*
- Корреляция между результатами 12-минутного теста и мпк
- Внешнее дыхание и оценка физической работоспособности
- Фактор веса («а»)
- Гомеостаз артериальной крови у спортсменов в состоянии покоя и во время бега на тредбаие с различной скоростью и продолжительностью
- Нарушения кислотно-щелочного состояния крови
- Исследование и оценка функционального состояния нервной системы
- Влияние симпатической и парасимпатической систем на функции органов и тканей
- Биохимические методы исследования и оценки физической работоспособности
- Изменение показателей кровяной системы под влиянием физических нагрузок у спортсменов (м±m)
- Рекомендуемая калорийность (ккал) и содержание белков, жиров и углеводов (в г) для детей и подростков в сутки*
- Рекомендуемое потребление минеральных веществ для школьников в сутки (мг)
- Потребность в витаминах (мг в день)
- Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов
- Врачебный контроль за лицами среднего и пожилого возраста
- Особенности питания пожилых и старых людей
- Рекомендуемое потребление энергии, белков, жиров и углеводов пожилыми и старыми людьми (в сутки)
- Рекомендуемые величины потребления витаминов пожилыми и старыми людьми (в сутки)
- Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом
- Самоконтроль спортсмена
- Антидопинговый контроль
- Секс-контроль
- Глава VII отбор и ориентация в спорте
- Возрастные нормы для начала занятий спортом и этапы спортивной подготовки*
- Употребление алкоголя
- Курение
- Сгонка веса
- Применение анаболических стероидов и стимуляторов
- Физическая работоспособность и менструальный цикл
- Половая жизнь спортсменов
- Глава IX акклиматизация (климатическая и временная)
- Глава X влияние больших физических нагрузок на ода и функциональное состояние спортсменов
- Глава XI система комплексной реабилитации спортсменов
- Физические факторы (физио- и гидробальнеотерапия)
- Гидро- и бальнеотерапия
- Массаж и лечебная физкультура
- Продолжительность выполнения массажных приемов при проведении восстановительного (репаративного) массажа
- Применение спортсменами сауны (парной бани)
- Упражнения на растягивание соединительнотканных образований
- Применение тейпа (функциональные лейкопластырные повязки)
- Оксигенотерапия
- Применение мазей, гелей и кремов
- Питание — главный фактор восстановления работоспособности
- Рекомендуемое содержание основных пищевых веществ в суточных рационах спортсменов различных специализаций
- Влияние приема пищи на величину сердечного индекса, частоту сердечных сокращений, потребление кислорода, длительность периода систолического изгнания и отношение лактаты/пируваты
- Парентеральное питание
- Белки и их производные
- Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления работоспособности
- Топография наиболее частых повреждений мышц и сухожилий в зависимости от вида спорта
- Глава XIII консервативные методы реабилитации при некоторых травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата Ушибы
- Ориентировочные сроки возобновления занятий (тренировок) после перенесенных травм и заболеваний ода
- Глава XIV реабилитация инвалидов-спортсменов
- Особенности тренировок и восстановления физической работоспособности инвалидов-спортсменов
- Влияние гиподинамии (гипокинезии) на состояние здоровья и физическую работоспособность инвалида
- Тестирование инвалидов-спортсменов
- Ампутация конечностей
- Травмы спинного мозга
- Полиомиелит
- Детские церебральные параличи (дцп)
- Слепые (незрячие) и слабовидящие
- Глава XV доврачебная медицинская помощь и ее организация
- Общие понятия о первой медицинской помощи
- Основные понятия об антисептике и асептике
- Наложение повязок (дисмургия)
- Общие принципы оказания первой медицинской помощи
- Кардиологическая (сердечно-сосудистая) система
- Определение частоты сердечных сокращений в мин по длительности сердечного цикла (r — r)
- Особенности развития и функционирования сердца у детей и подростков
- Вычисление длительности систолы по Базетту и систолического показателя по Фогельсону-Раскиной
- Определение электрической позиции сердца по форме комплекса qrs в отведеииях aVl и aVf в сопоставлении с v1, v5 (v6)
- Нормальная длительность электрической систолы и систолического показателя в зависимости от длительности сердечного цикла у детей
- Продолжительность отдельных элементов экг в различные возрастные периоды (средние величины)
- Исследование функции внешнего дыхания
- Исследование вентиляционной функции легких
- Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
- Список литературы
- Приложение № 1 основной обмен у детей в зависимости от их массы и пола
- Приложение № 2 гемограмма
- Среднее содержание гемоглобина в эритроците цельной крови
- Приложение № 3
- Среднее содержание иммуноглобулинов в сыворотке крови у детей1
- Приложение № 4
- Приложение № 5 отчет о работе врача на сборе и соревнованиях
- Приложение № 6 сводные данные прохождения умо
- Глава VI. 187
- Глава XII 355
- Глава XIII 361
- Глава XIV 370
- Глава XV 384
- Глава XVI 406
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 000 «Полиграфист».
- 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.