Высшая нервная деятельность
■ Высшая и низшая нервная деятельность (ВНД) осуществляются на основе универсальных принципов рефлекторной деятельности, но высшая – предполагает приобретенные формы, направленные на адаптацию и осуществляемые корой больших полушарий (КПБ), а низшая – формируется на основе врожденных программ, направлена на поддержание гомеостаза, а рефлекторная дуга может замыкаться на любом уровне ЦНС.
■ Кратковременная память имеет ограниченную ёмкость (5-9 объектов) и короткий период (несколько секунд). В основе лежат физиологические механизмы (следовые потенциалы, реверберация).
■ Долговременная память – хранение информации без границ (многие годы и сколь угодно большие объемы). В основе – структурные перестройки в нейронах и синапсах (усиление миелинизации нервных волокон; разрастание синаптических мембран и сужение синаптической щели; синтез белков памяти; образование новых нейронов).
■ Качественная особенность ВНД человека состоит в наличии второй сигнальной системы, формирующей абстрактное мышление и позволяющей реагировать на смысл слов.
■ Функциональная асимметрия полушарий головного мозга состоит не только (и не столько) в латерализации центров второй сигнальной системы (располагаются преимущественно в левом полушарии), но и в разных способах обработки информации (в левом полушарии, в первую очередь, анализ и индукция, а в правом – синтез и дедукция).
■ Аналитико-синтетическая деятельность – основа функционирования нервной системы – обеспечивает тонкую и эффективную адаптацию.
■ Условно-рефлекторное переключение (различное – по качеству и знаку – реагирование на одни и те же стимулы, но в разных ситуациях) – сложная форма анализа.
■ Динамический стереотип (последовательный функциональный комплекс УР в ответ на упорядоченные, сменяющие друг друга стимулы) – сложная форма синтеза.
■ Темперамент – один из пяти компонентов конституции – биологический фундамент личности (генотип), определяющий устойчивые характеристики поведения (темп и эмоциональные особенности).
■ Характер (фенотип) характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы).
■ Знание о темпераментах помогает в жизни (выбор профессии и спутника жизни) и в клинике (правильная тактика лечения).
■ Сон – специфическое активное состояние, выполняющее важную гомеостатическую и психостатическую роль (сон менее 4 часов или более 10 часов в сутки сопряжен с повышением смертности).
■ Морфологическим субстратом мотиваций и эмоций являются структуры лимбической системы мозга.
■ Потребность – биологический фундамент (основа) мотиваций: без потребности нет мотивации; но не каждая потребность становится мотивацией, а только та, которая побуждает к действию.
■ Потребности и мотивации не только качественно отличаются друг от друга, но могут не совпадать и количественно: мотивация может быть больше или меньше существующей потребности.
■ В ходе реализации поведения через звено обратной афферентации (поэтапной и санкционирующей) осуществляется сравнение реально полученного результата с эталоном, запрограммированным в акцепторе результата действия. Это дает возможность исправить ошибку и довести несовершенные поведенческие реакции до совершенных.
■ Существует эмоциональная асимметрия мозга:
1) правое полушарие более эмоционально;
2) правая фронтальная кора обеспечивает сдвиг эмоциональных реакций в отрицательную сторону.
■ Эмоции можно рассматривать как компенсаторный механизм, восполняющий дефицит информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности). Отрицательные эмоции формируются из-за неприятной и особенно, недостаточной информации; положительные – при получении достаточной информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы