logo
Нормальная физиология

Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.

В методических указаниях представлен материал по всем разделам физиологии с основами анатомии человека согласно требованиям ЕГС по специальности 060108 «Фармация» и в соответствии с действующей программой.

«Физиология с основами анатомии человека» – фундаментальная дисциплина, занимающая особое место в системе высшего фармацевтического образования, обеспечивая будущему специалисту-провизору возможность выбора оптимальных лекарственных средств из огромного и стремительно нарастающего их количества. Настоящие методические указания помогут студентам, начинающим профессиональный путь провизора, сформировать целостное представление о строении и функционировании организма человека в гармонии с самим собой и единстве с внешней средой.

Общепризнано, что любое лекарственное средство, несмотря на самую высокую эффективность в отношении патологического процесса, является для организма человека ксенобиотиком (греч. ксенос – чужой, биос – жизнь), т.е. чужеродным, следовательно, может не помочь, а навредить больному. Поэтому очень важно понимание того, как отреагируют на лекарственное средство не только конкретные «мишени» – пораженные патологическим процессом клетки, ткани и органы, но другие физиологические системы, и организм в целом, так как все системы функционируют в единстве согласно различным вариантам информационного взаимодействия и принципам системного регулирования.

Реакции физиологических систем на лекарственные средства определяют показания и противопоказания к выбору и назначению наиболее оптимального из них в каждом конкретном случае. В аннотации к любому лекарственному препарату присутствует графа «Противопоказания», где перечислены ограничения в связи с различными заболеваниями, возрастом, состоянием иммунитета, барьерных механизмов и многие другие (зачастую их значительно больше, чем собственно «показаний» к применению). Провизор, не обладающий достаточно глубокими знаниями о функционировании жизненно важных систем в норме, не понимающий сущности рекомендаций и предостережений аннотации, не сможет проконтролировать правильность выписки рецепта, рекомендовать адекватную замену при отсутствии назначенного лекарства, обеспечить аптеку необходимым востребуемым ассортиментом.

Все вышеизложенное требует от провизора серьезного знания своей специальности и высоко профессионального мышления, которое формируется на основе добросовестного и заинтересованного обучения, начинающегося с освоения фундаментальных дисциплин.

Цель курса – преподавание студентам знаний и навыков, необходимых для обучения на последующих кафедрах, подготовка медицинского работника фармацевтического профиля и повышение общемедицинской эрудиции специалиста.

Студенты должны знать:

- общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма;

- конкретные механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем организма;

- механизмы регуляции и саморегуляции физиологических параметров;

- сущность методик исследования различных функций здорового организма, которые широко используются в практической медицине.

Студенты должны уметь:

- работать с учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой;

- выполнять лабораторные работы, защищать протокол проведенного исследования;

- выделять главное и второстепенное в общем потоке информации, применять полученные знания при решении тестовых заданий и ситуационных задач.

- оценивать и объяснять информационную значимость различных показателей (констант) и закономерностей регуляции.

Студенты должны овладеть компетенциями:

- находить и анализировать информацию из различных источников;

- понимать результаты экспериментальных исследований и наблюдений;

- использовать методы критического анализа различных теорий;

- находить и демонстрировать связи между дисциплинами;

- принимать самостоятельные решения и аргументировать их;

- работать в группе;

- владеть знаниями здоровьесбережения и соблюдать нормы здорового образа жизни.