Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
В методических указаниях представлен материал по всем разделам физиологии с основами анатомии человека согласно требованиям ЕГС по специальности 060108 «Фармация» и в соответствии с действующей программой.
«Физиология с основами анатомии человека» – фундаментальная дисциплина, занимающая особое место в системе высшего фармацевтического образования, обеспечивая будущему специалисту-провизору возможность выбора оптимальных лекарственных средств из огромного и стремительно нарастающего их количества. Настоящие методические указания помогут студентам, начинающим профессиональный путь провизора, сформировать целостное представление о строении и функционировании организма человека в гармонии с самим собой и единстве с внешней средой.
Общепризнано, что любое лекарственное средство, несмотря на самую высокую эффективность в отношении патологического процесса, является для организма человека ксенобиотиком (греч. ксенос – чужой, биос – жизнь), т.е. чужеродным, следовательно, может не помочь, а навредить больному. Поэтому очень важно понимание того, как отреагируют на лекарственное средство не только конкретные «мишени» – пораженные патологическим процессом клетки, ткани и органы, но другие физиологические системы, и организм в целом, так как все системы функционируют в единстве согласно различным вариантам информационного взаимодействия и принципам системного регулирования.
Реакции физиологических систем на лекарственные средства определяют показания и противопоказания к выбору и назначению наиболее оптимального из них в каждом конкретном случае. В аннотации к любому лекарственному препарату присутствует графа «Противопоказания», где перечислены ограничения в связи с различными заболеваниями, возрастом, состоянием иммунитета, барьерных механизмов и многие другие (зачастую их значительно больше, чем собственно «показаний» к применению). Провизор, не обладающий достаточно глубокими знаниями о функционировании жизненно важных систем в норме, не понимающий сущности рекомендаций и предостережений аннотации, не сможет проконтролировать правильность выписки рецепта, рекомендовать адекватную замену при отсутствии назначенного лекарства, обеспечить аптеку необходимым востребуемым ассортиментом.
Все вышеизложенное требует от провизора серьезного знания своей специальности и высоко профессионального мышления, которое формируется на основе добросовестного и заинтересованного обучения, начинающегося с освоения фундаментальных дисциплин.
Цель курса – преподавание студентам знаний и навыков, необходимых для обучения на последующих кафедрах, подготовка медицинского работника фармацевтического профиля и повышение общемедицинской эрудиции специалиста.
Студенты должны знать:
- общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма;
- конкретные механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем организма;
- механизмы регуляции и саморегуляции физиологических параметров;
- сущность методик исследования различных функций здорового организма, которые широко используются в практической медицине.
Студенты должны уметь:
- работать с учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой;
- выполнять лабораторные работы, защищать протокол проведенного исследования;
- выделять главное и второстепенное в общем потоке информации, применять полученные знания при решении тестовых заданий и ситуационных задач.
- оценивать и объяснять информационную значимость различных показателей (констант) и закономерностей регуляции.
Студенты должны овладеть компетенциями:
- находить и анализировать информацию из различных источников;
- понимать результаты экспериментальных исследований и наблюдений;
- использовать методы критического анализа различных теорий;
- находить и демонстрировать связи между дисциплинами;
- принимать самостоятельные решения и аргументировать их;
- работать в группе;
- владеть знаниями здоровьесбережения и соблюдать нормы здорового образа жизни.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы