Возбудимые ткани
■ Состояния биологических структур отличаются энергозатратностью:
1) покой – относительно пассивное состояние с минимальными затратами энергии и
2) активность (возбуждение или торможение) с высокой энергозатратностью.
■ Свойства биологических структур (раздражимость, возбудимость, проводимость, сократимость, лабильность…) – это потенциальные (скрытые) возможности. Процессы (возбуждение, торможение) – это ответные реакции, имеющие характерные проявления (видимые или регистрируемые).
■ Местное возбуждение – универсальная реакция; распространяющееся возбуждение развивается только в возбудимых тканях.
■ Пассивный ионный транспорт ответственен за формирование потенциалов:
1) МПП формируется за счет пассивного выхода калия из клетки;
2) ионные механизмы развития фаз ПД связаны:
а) либо с пассивным вхождением натрия в клетку (восходящая часть ПД),
б) либо с пассивным выходом калия из клетки (нисходящая часть ПД).
■ Натрий-калиевый насос (активный ионный транспорт) работает непрерывно (и в покое, и во время развития ПД), создавая ионную асимметрию (к формированию фаз ПД насос не имеет прямого отношения). Прекращение работы насоса (при недостатке АТФ) ведет к выравниванию концентраций ионов внутри и снаружи клеточной мембраны и, в конечном итоге, к гибели клетки.
■ Мышечное сокращение обеспечивается двумя сократительными белками (актином и миозином) и двумя модуляторными белками (тропонином и тропомиозином). Особую роль в процессе мышечного сокращения играют ионы кальция.
■ Мышечное сокращение и мышечное расслабление – процессы активные (энергозатратные)
1) В процессе мышечного сокращения энергия АТФ используется на сгибание миозиновых мостиков.
2) В процессе мышечного расслабления энергия тратится на активный транспорт кальция (возвращение в цистерны сарко-плазматического ретикулума).
■ Механические проявления процесса возбуждения в мышце (сокращение) запаздывают по сравнению с электрическими проявлениями (возбуждение), т.к. укорочение мышцы начинается со сгибания миозиновых мостиков и скольжения нитей актина относительно миозиновых, а этому предшествует латентный период с протекающими в нём процессами электромеханического сопряжения (подготовкой к укорочению), в результате которых потенциал действия мембраны мышечного волокна приводит к запуску рабочих мостиковых циклов.
■ Скелетные мышцы сформированы из быстрых (анаэробных) и медленных (аэробных) двигательных единиц, соотношение которых определяет силу (спринтерское использование) и выносливость мышцы (стайерское использование).
■ Нервные волокна обладают высокой возбудимостью, проводимостью, лабильностью и низкой утомляемостью.
■ Скорость проведения по нервным волокнам прямо пропорциональна диаметру и увеличивается благодаря миелинизации.
■ Большинство синапсов в организме человека являются химическими, поэтому лабильность синапсов низкая (на преобразование сигнала в химический и обратно нужно время – синаптическая задержка проведения).
■ Выделение медиатора из пресинаптического окончания – кальций-зависимый процесс.
■ Характер процесса, развивающийся в постсинаптической структуре (ВПСП или ТПСП) зависит НЕ ТОЛЬКО и НЕ СТОЛЬКО! от природы медиатора, СКОЛЬКО! от вида рецептора, с которым взаимодействует медиатор. Поэтому часто один и тот же медиатор способен приводить к развитию как возбуждения, так и торможения.
■ Утомление развивается во всех структурах, только с разной скоростью. В нервно-мышечном препарате самой утомляемой структурой является синапс. В организме в первую очередь утомляются нервные центры, т.к. они представляют собой скопление синапсов.
■ Факторами, способствующими развитию утомления являются:
1) Истощение энергетических запасов (гликогена, жирных кислот, медиатора и т.д.)
Недостаток кислорода
Накопление продуктов метаболизма (молочной кислоты и других токсинов утомления).
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы