Перечень экзаменационных вопросов
1. Понятие о физиологических функциях, их регуляции. Физические, нервнорефлекторные и гуморальные механизмы регуляции.
2. Понятие о прямой и обратной связях в регуляции функций. Принципы саморегуляции по отклонению (рассогласованию), возмущению и прогнозированию.
3. Функциональная система как аппарат саморегуляции физиологических функций. Системообразующий фактор.
4. Гомеостаз. Константы гомеостаза, механизмы их поддержания.
5. Мембранно-ионная теория происхождения биопотенциалов. Потенциал покоя и потенциал действия, ионные механизмы.
6. Возбудимые ткани. Возбудимость, ее меры.
7. Физические и физиологические свойства мышц. Сравнительная характеристика поперечнополосатой и гладкой мышцы.
8. Физиологические закономерности и механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам.
9. Синапсы, строение и классификация. Механизм и особенности проведения возбуждения в синапсе.
10. Понятие о центральной нервной системе (ЦНС), ее роли в организме; функции ЦНС.
11. Торможение в ЦНС, его виды и значение.
12. Нервный центр, его свойства.
13. Роль спинного, продолговатого, среднего мозга и мозжечка в интегративной деятельности ЦНС.
14. Физиологические особенности вегетативной нервной системы. Вегетативные рефлексы.
15. Структурные и функциональные особенности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Метасимпатическая система.
16. Анализаторы и органы чувств.
17. Свойства сенсорных систем.
18. Зрительный анализатор.
19. Слуховой анализатор.
20. Болевой (ноцицептивный) анализатор. Современные представления о ноцицепции и формировании болевых ощущений.
21. Понятие об антиболевой системе организма. Физиологические принципы борьбы с болью.
22. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД), ее отличия от низшей нервной деятельности. Функции коры больших полушарий, межполушарная асимметрия.
23. Условные рефлексы, их приспособительное значение для жизнедеятельности, отличия от безусловных. Условия выработки условных рефлексов.
24. Память, ее виды и физиологические механизмы.
25. Явления торможения в высшей нервной деятельности. Виды торможения.
26. Типы ВНД. Их классификация и характеристика.
27. Сон, фазы сна. Современные представления о механизмах сна.
28. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональных систем.
29. Эмоции. Нейрофизиологические механизмы эмоций. Эмоциональный стресс и его профилактика.
30. Понятие о внутренней секреции, ее отличия от внешней. Общая характеристика гормонов, их классификация. Свойства гормонов.
31. Механизмы взаимодействия гормонов с “клетками-мишенями”.
32. Гипоталамо-гипофизарная система. Ее роль в регуляции вегетативных функций и деятельности желез внутренней секреции.
33. Гормоны надпочечников. Понятие о стрессе. Роль гормонов гипофиза и надпочечников в его развитии.
34. Гормоны поджелудочной железы, их роль в регуляции обмена веществ в организме.
35. Щитовидная, паращитовидные железы, их гормоны, влияние на функции организма.
36. Строение сердца: оболочки, клапаны. Физиологические свойства и особенности сердечной мышцы.
37. Современные представления о природе, субстрате и градиенте автоматии.
38. Проводящая система сердца. Электрокардиограмма, ее клиническое значение.
39. Гемодинамическая функция сердца. Цикл деятельности сердца, его фазы. Систолический и минутный объемы крови.
40. Регуляция деятельности сердца.
41. Сосуды большого и малого кругов кровообращения. Анатомическая и функциональная классификации сосудов. Основные гемодинамические параметры различных отделов кровеносного русла (кровяное давление, объемная и линейная скорости кровотока).
42. Артериальное давление (АД): системное и местное. Гемодинамические факторы, определяющие величину системного АД.
43. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам и возврат ее к сердцу.
44. Нервная и гуморальная регуляция тонуса сосудов.
45. Сердечно-сосудистый нервный центр и его роль в регуляции давления крови. Функциональная система саморегуляции АД.
46. Понятие о микроциркуляции. Сосуды микроциркуляции. Механизмы транскапиллярного обмена.
47. Физиологические особенности кровотока в сердце и мозге.
48. Сущность и значение дыхания для организма. Этапы дыхания.
49. Строение легких и бронхиального дерева. Биомеханика вдоха и выдоха. Роль отрицательного давления в плевральной полости. Понятие о пневмотораксе.
50. Возможности спирометрии и спирографии в определении функций внешнего дыхания.
51. Газообмен в легких. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Факторы, влияющие на диффузию газов. Парциальное давление О2 и СО2 в альвеолярном воздухе. Напряжение газов в крови.
52. Транспорт газов кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Кислородная емкость крови.
53. Нейро-гуморальная регуляция дыхания. Дыхательный нервный центр, его структура, локализация.
54. Регуляторные механизмы ритмической смены вдоха и выдоха.
55. Понятие о системе крови. Кровь как внутренняя среда организма: ее состав и количество. Регуляция объема циркулирующей крови (ОЦК). Основные функции крови.
56. Физико-химические свойства крови. Осмотическое и онкотическое давление, кислотно-щелочное состояние. Значение этих показателей, механизмы поддержания их постоянства. Суспензионные свойства крови.
57. Эритроциты, их количество и функции. Гемоглобин, его количество и значение. Соединения с различными газами. Понятие о гемолизе, его виды.
58. Лейкоциты, их виды, значение. Лейкоцитарная формула. Лейкоцитоз, его виды.
59. Понятие о гемопоэзе. Основные механизмы регуляции постоянства клеточного состава крови.
60. Гемостаз, его значение для организма. Тромбоциты, их количество, функции. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз и гемокоагуляция. Плазменные факторы свертывания крови.
61. Понятие о противосвертывающей и фибринолитической системах крови.
62. Групповая дифференцировка крови человека. Резус-фактор, его значение для переливания. Понятие о кровозамещающих растворах.
63. Лимфа, ее состав и значение. Механизмы образования лимфы.
64. Общее план строения пищеварительной системы, место пищеварения в обмене веществ и энергии. Функции пищеварительной системы.
65. Пищевая мотивация. Физиологические основы аппетита, голода и насыщения.
66. Пищеварение в полости рта. Состав и свойства слюны, ее физиологическая роль. Регуляция слюноотделения.
67. Анатомо-гистологическое строение желудка, виды желез желудка. Пищеварение в желудке. Фазы секреции. Состав и свойства желудочного сока, регуляция секреторной деятельности желудочных желез.
68. Моторная и эвакуаторная деятельность желудка, ее регуляция, механизм перехода пищи из желудка в 12-перстную кишку.
69. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Строение поджелудочной железы. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Регуляция секреции панкреатического сока.
70. Строение печени. Роль печени и желчи в пищеварении. Регуляция желчеобразования и желчевыделения.
71. Пищеварение в тонком кишечнике. Пристеночное пищеварение. Роль энтерогормонов в деятельности ЖКТ.
72. Пищеварение в толстой кишке. Значение бактериальной флоры для деятельности желудочно-кишечного тракта.
73. Всасывание веществ в различных отделах желудочно-кишечного тракта, его механизмы.
74. Общее представление о выделительных процессах и органах выделения. Строение и функции почек.
75. Нефрон как морфо-функциональная единица почки. Основные механизмы мочеобразования (фильтрация, реабсорбция, секреция).
76. Состав конечной мочи, ее отличия от первичной.
77. Регуляция деятельности почек. Роль нервных и гуморальных факторов.
78. Внутрисекреторная функция почек.
79. Роль почек в регуляции осмотического давления крови, объема жидкостей, артериального давления.
80. Понятие об обмене веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ.
81. Основной обмен и факторы, влияющие на его величину.
82. Методы определения расхода энергии. Прямая и непрямая калориметрия.
83. Физиологические основы адекватного питания. Принципы составления пищевых рационов.
84. Изотермия, ее значение. Температура тела человека, ее суточные колебания. Понятие об “оболочке” и “ядре” тела.
85. Здоровье и факторы, его определяющие.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы