Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
Вегетативным тонусом называется стабильное состояние показателей гомеостаза в условиях относительного покоя.
Таблица оценки вегетативного тонуса
Показатели |
Симпатические реакции |
Парасимпатические реакции | Оценка в баллах | Преобла-дание реакций | |
симпатических | парасимпатических | ||||
Кожа | |||||
1. Окраска | Бледная | Склонность к покраснению | 2,4 |
|
|
2. Сосудистый рисунок | Не выражен | Усилен, цианоз конечностей | 2,4 |
|
|
3. Сальность | Нормальная | Повышенная | 1,8 |
|
|
4. Сухость | Повышенная | Нормальная | 1,8 |
|
|
5. Потоотделение | Уменьшено в целом или увеличено выделение вязкого пота | Повышено выделение жидкого пота | 3,1 |
|
|
6. Дермографизм | Розовый, белый | Интенсивно красный, возвышающийся | 3,1 |
|
|
7. Температура кистей рук | Чаще низкая | Чаще высокая | 2,6 |
|
|
8. Субъективные явления | Онемение и парестезии в конечностях по утрам | Кисти рук, стопы влажные; внезапные приливы жара | 1,7 |
|
|
Терморегуляция | |||||
1. Температура тела | Повышена | Снижена | 3,9 |
|
|
2. Ощущение зябкости | Отсутствует | Повышено | 2,9 |
|
|
3. Переносимость холода | Удовлетворительная | Плохая | 3,1 |
|
|
4. Переносимость тепла | Непереносимость жары, душных помещений | Удовлетворительная; может быть повышена чувствительность к сухому нагретому воздуху | 2,9 |
|
|
5. Температура тела при инфекциях | Лихорадочное течение инфекций | Относительно низкая температура | 2,9 |
|
|
Обмен веществ | |||||
1. Масса тела | Склонность к похуданию | Склонность к полноте | 3,2 |
|
|
2. Аппетит | Повышен, но это не приводит к полноте | Понижен | 1,9 |
|
|
Водно-солевой обмен | |||||
1. Жажда | Повышена | Понижена | 1,8 |
|
|
2. Моче-испускание | Полиурия, светлая моча | Моча концентрированная | 3,1 |
|
|
3. Задержка жидкости | Отсутствует | склонность к отекам | 3,0 |
|
|
Система крови | |||||
1. Эритроциты, число | Увеличено | Уменьшено | 2,0 |
|
|
2. Лейкоциты, число | Увеличено | Уменьшено | 2,3 |
|
|
3. СОЭ | Повышена | Снижена | 1,8 |
|
|
4. Свертываемость | Повышена | Снижена | 2,2 |
|
|
Сердечно-сосудистая система | |||||
1. ЧСС (частота сокращений сердца) | Тахикардия | Брадикардия, дыхательная аритмия | 4,1 |
|
|
2. АД систолическое | Повышено | Понижено или нормальное | 4,6 |
|
|
3. Субъективные явления | Сердцебиение, чувство давления, “колотья”, сжимающие боли в области сердца | Чувство стеснения в области сердца, сочетающееся с аритмией, особенно ночью в лежачем положении | 2,6 |
|
|
4. Минутный объем крови | Большой | Малый | 4,4 |
|
|
Система дыхания | |||||
1. Частота дыхания | Нормальная или повышенная | Пониженная | 3,5 |
|
|
2. Субъективные явления | - | Ощущение давления, стеснения в груди, приступы удушья с преобладанием затрудненного вдоха | 2,3 |
|
|
3. Минутный объем дыхания | Повышен | Снижен | 3,5 |
|
|
Пищеварительная система | |||||
1. Слюно-отделение | Уменьшено | Увеличено | 2,6 |
|
|
2. Особенности моторики кишечника | Склонность к атоническим запорам, слабая перистальтика | Склонность к повышенному газообразованию, к поносам | 3,8 |
|
|
3. Субъективные явления | - | Склонность к тошноте | 3,1 |
|
|
Аллергические реакции | |||||
1. Частота их | Невысокая | Высокая | 3,1 |
|
|
Вестибулярные реакции | |||||
1. Головокружение | Не характерно | Развивается часто | 3,0 |
|
|
Глаза | |||||
1. Блеск | Усиленный | Нормальный, сниженный | 2,4 |
|
|
2. Зрачки | Расширенные | Нормальные, суженные | 3,4 |
|
|
3. Глазные щели | Расширенные | Нормальные, суженные | 1,9 |
|
|
4. Экзофтальм | Характерен | Отсутствует | 2,4 |
|
|
5. Слезотечение | Нормальное | Увеличенное | 1,2 |
|
|
Особенности нервной системы | |||||
1. Характеро-логические, личностные особенности | Вспыльчивость, чувствительность к боли, изменчивость настроения, способность увлекаться | Неуверенность в себе, слабость побудительных импульсов, неврастенические, ипохондрические проявления | 2,4 |
|
|
2. Особенности внимания и биоритмов | Рассеянность, отвлекаемость, быстрая смена мыслей, активность выше вечером | Способность к сосредоточению хорошая, внимание удовлетворительное, наибольшая активность до обеда | 2,0 |
|
|
3. Физическая работо-способность | Повышенная | Сниженная | 2,5 |
|
|
4. Особенности сна | Позднее засыпание и раннее пробуждение, сон короткий, беспокойный, много сновидений | Глубокий. продолжительный сон, замедленный переход к активному бодрствованию по утрам | 2,7 |
|
|
В процессе работы вычисляется сумма баллов симпатических (С) и парасимпатических (П) реакций. Если возникает затруднение оценки реакции, то данный показатель в общую сумму баллов не включается. Сумму баллов (С+П) принимают за 100%, рассчитывают процент симпатических и парасимпатических реакций. Делают вывод о преобладании тонуса одного из отделов вегетативной нервной системы.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы