Сенсорные системы
■ Сенсорная система (анализатор) состоит из 3 отделов: периферического (представленного рецепторами и органами чувств), проводникового (представленного САС и НАС) и центрального (представленного сенсорными и ассоциативными зонами КПБ – коры больших полушарий).
■ Анализатор похож на усеченную рефлекторную дугу, где есть афферентные и центральные структуры, но нет эфферентных. Ответная реакция в работе сенсорной системы – формирование ощущений.
■ САС (специфические афферентные системы) – восходящие проводящие пути, соединяющие рецепторы с первичными сенсорными зонами коры больших полушарий (КПБ) и выполняющие информационную роль в формировании ощущений (дают ответ на вопросы: «Что? Где? Когда? подействовало»).
■ НАС (неспецифические афферентные системы) – восходящие проводящие пути, формирующиеся коллатералями от САС, поставляющими сигналы во вторичные сенсорные зоны КПБ. Выполняют энергетическую роль, обеспечивая активное состояние и готовность коры к формированию ощущений.
■ Возбуждение первичных сенсорных зон формирует субсенсорный образ (неосознаваемый), одновременное возбуждение первичных и вторичных сенсорных зон – ощущение (отражающее объективные характеристики раздражителя), одновременное возбуждение первичных, вторичных и третичных сенсорных зон – восприятие.
■ Восприятие – не только сумма ощущений, оно всегда субъективно (избирательно) и однозначно.
■ Боль – не только ощущение. Это медицинская, социальная и экономическая проблема.
■ Болевая рецепция осуществляется специфическими (механо- и хемо- рецепторами), а также неспецифическими рецепторами (термо-, тактильными и др.) – при чрезмерных воздействиях.
■ Специфический болевой тракт (лемнисковый) формирует преимущественно эпикритическую боль (светлую, первичную). Неспецифический болевой тракт (экстралемнисковый) образует протопатическую (темную, вторичную) боль.
■ Антиболевые механизмы подразделяются на нервные и гуморальные.
■ Наиболее важными отделами ЦНС, обеспечивающими борьбу с болью являются спинной мозг («ворота боли»), гипоталамус и соматосенсорная зона КПБ.
■ Антиболевые вещества подразделяют на опиоиды (эндорфины и энкефалины – безоговорочно антиболевые) и неопиоидные вещества (двоякого действия, которые в центральных структурах обеспечивают антиболевые эффекты, а на периферии – болевые).
■ Физиологическими принципами борьбы с болью являются:
1) торможение болевых систем;
2) активация антиболевых систем.
■ В периферическом отделе слухового (зрительного) анализатора выделяют аппарат звуко- (свето-) проведения и аппарат звуко- (свето-) восприятия.
■ В цветоощущении на периферии доминирует трехкомпонентная теория (признающая существование 3 различных типов колбочек), а в центральных структурах – оппонентная теория (утверждающая, что парные цвета опосредуются антагонистическими нервными процессами).
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы