Пищеварение
■ Нервная регуляция ЖКТ обеспечивается комплексом условных (в большей мере выражены в верхних отделах пищеварительной трубки) и безусловных рефлексов (центральных и периферических).
■ Закономерности безусловно-рефлекторного реагирования состоят в следующем:
1) чем оральнее расположен рецептор, тем большая часть нижележащих отделов пищеварительного тракта вовлекается в ответную реакцию;
2) чем каудальнее раздражаемый рецептор, тем более локальным становится влияние.
■ Гуморальная регуляция ЖКТ наиболее значима в средних отделах пищеварительной трубки (желудок, поджелудочная железа, тонкий кишечник). Для APUD-гормонов ЖКТ присущи общность строения и дублирование функций. При действии нескольких гормонов на одну клетку-мишень наблюдается не суммирование эффектов, а их потенцирование (усиление).
■ Для мембранного пищеварения характерна более высокая гидролитическая активность (за счёт большей площади контакта и высокой концентрации ферментов – собственных и адсорбированных), сопряженность с процессом всасывания (объясняется территориальной общностью) и стерильность (щеточная кайма эпителиальных клеток является бактериальным фильтром).
■ Пассивный транспорт веществ осуществляется по градиенту – движущей силой является разность концентраций, заряда или осмотического давления (вода, ионы, витамины, лекарственные препараты). Облегченная диффузия отличается от простой большей скоростью и ограниченностью (возможностью блокирования и конкуренции за переносчик). Активный транспорт осуществляется против градиента и является энергозатратным (аминокислоты, глюкоза).
■ Продолжительность секреторного процесса, количество, переваривающая способность желудочного сока находятся в строгой зависимости от характера пищи.
■ Скорость нарастания желудочной секреции тем выше, чем плотнее и тверже пища (дольше обрабатывается и в большей мере раздражает рецепторы в ротовой полости).
■ Количество желудочного сока напрямую зависит от содержания в пище химических стимуляторов секреции (экстрактивных пищевых веществ); механизм связан через раздражение хеморецепторов с повышением продукции гастрина (одного их основных стимуляторов желудочной секреции).
■ Кислотность желудочного сока тем больше, чем более богата пища животными белками (целесообразность очевидна, т.к. ферментативная активность протеаз повышается в присутствии HCl).
■ Длительность желудочной секреции стимулируется клетчаткой (растительной пищей), раздражающей механорецепторы кишечника.
■ Время достижения максимума желудочной секреции происходит тем позже, чем богаче пища жирами, т.к. жиры тормозят секреторную активность желудка (физиологический смысл – в желудочном содержимом отсутствуют липазы).
■ Гуморальными стимуляторами секреторной активности желудка являются гистамин, гастрин, ацетилхолин; поджелудочной железы – холецистокинин (ХЦК), секретин, инсулин; желчеобразования – ХЦК, секретин, гатрин.
■ Ингибиторами секреторной активности желудка являются секретин, соматостатин и вазоинтестинальный пептид (ВИП); желчеобразования – соматостатин, ВИП.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы