Центральная нервная система (цнс)
■ ЦНС – центральная нервная система – включает спинной и головной мозг. Структурно представлена двумя видами клеток – нейронами и глиальными элементами.
■ Простейшая рефлекторная дуга (моносинаптическая) – путь от рецептора до эффектора – состоит из двух нейронов (афферентного и эфферентного). Полисинаптические дуги формируются при добавлении вставочных нейронов.
■ Любой центральный нейрон, вне зависимости от места его расположения в рефлекторной дуге, выполняет 6 функций: афферентную, проводниковую, интегративную, эфферентную, секреторную и функцию памяти.
■ Различают 5 видов нейронных цепей:
последовательные (осуществляют проведение);
дивергирующие (обеспечивают иррадиацию);
конвергирующие (формируют целостный образ);
кольцевые (являются основой кратковременной памяти и явлений последействия);
сложные (обеспечивают окклюзию и облегчение в ЦНС).
■ Физиологическое понятие о нервных центрах отличается от анатомического представления.
■ Свойства нервных центров в основном проистекают из особенностей синаптического проведения.
■ Первичное торможение развивается первично – благодаря влияниям специализированных тормозных нейронов. Такое торможение называют «торможением на входе», т.к. оно избирательно делает невозможной реакцию нейрона на слабые или ненужные в данный момент сигналы, не изменяя возбудимость нейрона и не снижая его способности реагировать на другие стимулы.
■ Вторичное торможение развивается вторично – вслед за предшествующим возбуждением. Такое торможение снижает способность нейрона реагировать на все (на любые) стимулы, т.к. изменяет свойства нейрона (снижает его возбудимость).
■ Торможение в ЦНС играет охранительную роль, обеспечивает обработку поступающей информации и процессы координации.
■ Спинальный шок – обратимое выпадение рефлексов (рефлекторные дуги которых замыкаются ниже уровня повреждения и остаются сохранными) при повреждении спинного мозга. Причина – нарушение принципа субординации. Чем выше цефализация, тем длительнее спинальный шок.
■ Тонус и двигательная активность находятся в реципрокных взаимоотношениях.
■ В каждой мышце существуют 2 регуляторные системы обратной связи:
регуляции длины с мышечными веретенами в качестве рецепторов;
регуляции напряжения, рецепторами которой служат сухожильные органы Гольджи.
■ Децеребрационная ригидность, проявляющаяся развитием контрактильного тонуса (универсального разгибательного рефлекса), наблюдается при повреждениях мозга ниже красного ядра (его влияния устраняются) и выше ядра Дейтерса (влияния которого остаются сохранными). Механизм её развития связан со снижением тонуса сгибателей и неуравновешенностью тонуса разгибателей.
■ Тонические рефлексы ствола (статические и стато-кинетические) – перераспределение тонуса мышц (преимущественно в конечностях) в ответ на изменение позы или перемещение тела в пространстве.
■ Пирамидная система (пути которой начинаются от пирамидных нейронов коры), регулирующая произвольные движения, работает в содружестве с экстрапирамидной системой (берущей начало от подкорковых структур), регулирующей несознательные автоматизированные движения.
■ Ретикулярная формация (РФ) ствола мозга с высокой надежностью функционирования регулирует уровень активности различных структур ЦНС:
1) восходящие влияния преимущественно активирующие;
2) нисходящие влияния преимущественно тормозные.
■ Сгибательный (спинальный), разгибательный (бульбарный) и пластический (подкорковый) виды тонуса, последовательно формируясь в процессе онтогенеза при гармоничном сочетании обеспечивают адекватный тонус при контролирующем влиянии коры больших полушарий.
■ Вегетативная нервная система (ВНС) называется автономной, во-первых, потому что регуляция деятельности внутренних органов слабо контролируется сознанием (корой больших полушарий) и, во-вторых, потому что она относительно независима от ЦНС в целом и может управляться нейронами, находящимися в вегетативных ганглиях.
■ Основное отличие соматической и вегетативной рефлекторных дуг (РД) состоит в том, соматический эфферентный путь непрерывный, а вегетативный – прерывистый (этим обусловлена не только автономия, но и надежность функционирования ВНС).
■ Относительный антагонизм симпатических и парасимпатических влияний состоит в обеспечении симпатикой эрготропных, а парасимпатикой – трофотропных реакций.
■ Центры ВНС подразделяются на сегментарные (нейроны которых формируют вегетативные нервы) и надсегментарные (нейроны которых образуют связи с другими нейронами, в том числе, нейронами сегментарных центров, не выходя за пределы ЦНС).
■ Главным подкорковым вегетативным центром является гипоталамус, обеспечивающий интеграцию соматических и вегетативных влияний за счет высокочувствительной рецепции и способности осуществлять не только нервные, но и разнообразные гуморальные влияния.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы