Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
С помощью функциональных проб определяют латеральный фенотип человека.
Пробы | Оцениваемые показатели |
1. Взять ручку со стола. Выполняется по команде “Возьмите ручку со стола”. | Ведущей считается рука, которой испытуемый берет предмет. |
2. Без зрительного контроля одновременно двумя руками нарисовать круги, квадраты, треугольники. | Ведущей считается рука, которой более эффективно осуществляется движение. |
3. Переплетение пальцев рук. | Большой палец ведущей руки ложится сверху. |
4. Поза Наполеона. | Ведущая рука первой начинает движение и располагает кисть на противоположном предплечье. |
5. Динамометрия. | Трижды определяется сила сжатия каждой рукой (рассчитывают средние значения). Наибольшая сила у ведущей руки. |
6. Аплодирование. | Ведущей считается более активная в движении рука. |
7. Тест вытянутых рук. С закрытыми глазами обе руки вытягиваются вперед на уровне плеч. | Ведущей считается поднятая выше рука. |
8. Закидывание ноги на ногу. | Ведущая нога располагается сверху. |
9. Подпрыгнуть на одной ноге. | Толчковая нога считается ведущей. |
10. Подняться со стула. | Ведущая нога начинает движение. |
11. Подойти к двери, вернуться пятясь. | Ведущая нога начинает движение. |
12. Пнуть ногой воображаемый мяч. | Ведущая нога ударяет. |
13. Отклонение движения от заданного направления. С закрытыми глазами испытуемый проходит по прямой 5-10 м. | Нога, противоположная отклонению от прямой, оценивается как ведущая. |
14. Проба с секундомером. Оценивается, каким ухом испытуемый наклоняется к секундомеру после инструкции: “Каким ухом громче слышно тиканье часов?” | Ведущим считается ухо, которое испытуемый первым приближает к секундомеру. |
15. Воспроизведение цифр, произносимых экспериментатором при одном закрытом ухе испытуемого. | Большее количество цифр запоминается ведущим ухом. |
16. Проба Розенбаха. В вытянутой руке испытуемый держит карандаш и фиксирует его взором на определенной точке (3-4 м). Затем поочередно закрывает правый и левый глаз. | Закрытие ведущего глаза ведет к смещению карандаша относительно точки фиксации. |
17. Проба “Дырка в карте”. Испытуемый фиксирует предмет через небольшое отверстие в листе бумаги. Затем поочередно закрывает правый и левый глаз. | Закрытие ведущего глаза ведет к исчезновению предмета из поля зрения. |
18. Прищуривание глаза после команды “Поочередно прищурить глаза”. | Первым прищуривается ведущий глаз. |
19. Измерение полей зрения. | С помощью периметра Форстетера выявляют большее поле зрения. |
На основании функциональных проб определяют коэффициент правосторонней латерализации: K=(П-Л)/(П+Л)*100%, где
П - количество правосторонних признаков;
Л – количество левосторонних признаков.
На основании коэффициента латерализации определяют моторный фенотип (пробы 1-13), сенсорный фенотип (пробы 14-19) и общий сенсо-моторный фенотип (по всем пробам).
На основании полученных результатов определяют ведущее полушарие в моторной и сенсорной деятельности. При определении ведущего полушария следует помнить, что правый фенотип движений и сенсорики определяется левым полушарием, а левый фенотип – правым.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы