Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
■ В организме существует 2 вида систем (физиологические системы – стабильные объединения органов и функциональные системы – изменчивые объединения в зависимости от сложности достижения полезного приспособительного результата).
■ Сущность регуляции физиологических функций состоит:
1) в получении нервными центрами информации от соответствующих рецепторов о состоянии различных органов и систем (обратная связь) и
2) на основе обработанной информации направлении сигналов к исполнительным органам (прямая связь).
■ Существует 3 универсальных механизма регуляции физиологических функций (физический, гуморальный, нервно-рефлекторный). Два последних тесно взаимосвязаны и объединяются в нейро-гуморальный механизм. Нервный механизм осуществляет срочную регуляцию, гуморальный – хроническую (дольше запускается и дольше работает).
■ По времени включения регулирующих механизмов возможна регуляция по отклонению (восстанавливает уже случившееся изменение констант гомеостаза) и по опережению (предотвращает возможное изменение констант гомеостаза).
■ В организме существуют три коммуникативных системы – нервная, эндокринная и иммунная, работающие по принципу сигнальных взаимодействий (телекринных, паракринных и аутокринных влияний).
■ Гормоны – продукты внутренней секреции, которая (в отличие от внешней секреции) осуществляется во внутреннюю среду организма (преимущественно в кровь) без выводных протоков.
■ Гормоны обладают высокой биологической активностью, специфичностью и способностью к дистантному действию.
■ Существуют две группы гормонов, отличающиеся друг от друга на всех этапах «жизненного цикла»: пептиды и стероиды.
■ Пептиды:
1) на этапе синтеза накапливаются в клетке и поступают в кровь по мере надобности;
2) транспортируются преимущественно в свободной форме (и в большом количестве разрушаются ферментными системами плазмы, не достигая клеток-мишеней);
3) взаимодействуют с мембранными рецепторами клеток-мишеней, осуществляя быстрые кратковременные эффекты;
4) инактивируются в почках.
■ Стероиды:
1) синтезируются клетками и, не накапливаясь в них, сразу поступают в кровь;
2) транспортируются, в основном, в связанном состоянии;
3) проникая в клетку (благодаря лиофильности), взаимодействуют с внутриклеточными рецепторами, обеспечивая длительные эффекты;
4) инактивируются в печени.
■ Эндокринная патология развивается не только при нарушении синтеза гормонов, но и в связи с нарушением транспорта, рецепции и метаболизма.
■ Стресс – комплекс изменений на вегетативном, гуморальном и психическом уровне в ответ на события, превышающие возможности адаптации организма. У человека все без исключения стрессы являются психоэмоциональными.
Эмоция = необходимая информация - имеющаяся информация.
Чем больше эта разница, тем сильнее эмоция.
■ Стресс неизбежен:
1) стресс как «приправа к жизни» (без него жизнь скучна и неинтересна);
2) стресс как «струна» (если перетянуть – порвется).
■ Выраженность стрессорной реакции и её последствия для здоровья определяются не только характером стрессора и его силой, но и количественными временными характеристиками, т.к. установлен отчетливый кумулятивный эффект пережитых стрессов. Кроме того, имеют значение психологические особенности личности и индивидуальный микросоциум.
■ Выделяют три стадии развития стрессорной реакции:
1) тревоги (эрготропное обеспечение),
2) резистентности («эустресс» – хорошие стресс, предполагающий новый, более высокий уровень баланса между эрго- и трофотропными реакциями);
3) истощения («дистресс» – срыв адаптационных механизмов с развитием психосоматической патологии).
■ К антистрессорным факторам относят:
1) эндогенные опиаты (эндорфины, энкефалины);
2) антиоксиданты;
3) простагландины (преимущественно группы Е);
4) пептид дельта-сна;
5) тормозные медиаторы мозга.
■ Ключ к победе над стрессом – смена точки зрения на проблемы, т.к. стресс – это не события, а реакция на них (дела обычно не так плохи, как мы об этом думаем).
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- Оглавление
- Введение Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
- Виды учебной деятельности
- Виды учебной деятельности
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу физиологии с основами анатомии человека введение в курс физиологии
- Физиология крови
- Физиология возбудимых тканей
- Физиология центральной нервной системы
- Физиология желез внутренней секреции
- Физиология анализаторов (сенсорных систем)
- Физиология высшей нервной деятельности
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Физиология кровообращения
- Физиология пищеварения
- Физиология выделения
- Интегративная физиология
- Основные положения по курсу физиологии Регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции. Стресс
- Возбудимые ткани
- Центральная нервная система (цнс)
- Сенсорные системы
- Высшая нервная деятельность
- Система крови
- Обмен веществ. Питание. Терморегуляция
- Физиология дыхания
- Кровообращение
- Пищеварение
- Выделение
- Интегративная физиология
- Лабораторные работы Работа № 1 Определение вегетативного индекса Кердо
- Работа № 2 Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем
- Работа № 3 Оценка психологических особенностей личности по шкале г.Айзенка
- Анкета Айзенка
- Оценка результатов
- Работа № 4 Исследование функциональной асимметрии мозга
- Работа № 5 Определение объема кратковременной памяти у человека
- Работа № 6 Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена
- Работа № 7 Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека
- Работа № 8 Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии
- Работа № 9 Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день)
- Работа № 10 Спирометрия и сравнение фактической жел с должной величиной
- Работа № 11 Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме
- Работа № 12
- Работа № 14 Гемолиз крови
- Работа № 15 Определение групповой принадлежности крови по системе ав0
- Работа № 16 Выслушивание тонов сердца у человека
- Работа № 17 Анализ экг человека
- Работа № 18
- Работа № 21 Секреторная активность желудочно-кишечного тракта
- Работа № 22 Определение биологического возраста человека
- Анкета субъективной оценки здоровья
- Тесты и задачи для самостоятельной работы Введение в курс физиологии Выберите 2-3 элемента правильного ответа.
- Физиология возбудимых тканей Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология жвс Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология анализаторов Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Физиология выделения Выберите 2-3 варианта правильного ответа.
- Требования к оформлению контрольных работ
- Контрольная работа №
- Контрольная работа № 1 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие фазы характерны для одиночного мышечного сокращения?
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 6.Какие определения можно дать тетаническому сокращению мышцы?
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 10
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Контрольная работа № 2 Вариант 1
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 2
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 3
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.По какому закону обычно развивается сокращение мышцы сердца?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 4
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 5
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 6
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 7
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 8
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- 4.Какая особенность характерна для сосудов микроциркуляции?
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Вариант 9
- В тестах 2-5 выберите наиболее правильный ответ.
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- 7.Из каких периодов состоит диастола желудочков?
- Вариант 10
- В тестах 6-9 выберите несколько элементов правильного ответа.
- Перечень экзаменационных вопросов
- Рекомендуемая литература для студентов
- Список использованной литературы