2.2. Методы приготовления и окрашивания микроскопических препаратов.
Микроскопический метод исследования предусматривает наблюдение за живыми и убитыми бактериями в окрашенном и неокрашенном состоянии.
С целью изучения формы и подвижности бактерий микроскопию микроорганизмов можно проводить в живом состоянии без окрашивания. Для этого готовят мазки «раздавленная» и «висячая» капля и наблюдают их с помощью темнопольной и фазово-контрастной микроскопии.
Приготовление мазка «раздавленная капля». На предметное стекло по центру наносят каплю или жидкой культуры или физ.раствора, в который вносят исследуемую культуру. Нанесенную на предметное стекло каплю раздавливают с помощью покровного стекла. Затем на покровное стекло наносим каплю иммерсионного масла и микроскопируем. При фазово-контрастной микроскопии мы будем наблюдать подвижность и форму бактерий темного цвета на светлом фоне. При темнопольной микроскопии – подвижность и форму бактерий светлого цвета на темном фоне.
Для изучения микроорганизмов в окрашенном виде на предметном стекле делают мазок, высушивают, фиксируют и после этого окрашивают.
Различают простые и сложные способы окраски. Первые основаны на применении какой–либо одной краски (или метиленового синего или фуксина). Сложные методы предусматривают воздействие на один и тот же препарат двух красок. Сложные методы окраски позволяют обнаруживать в теле микробной клетки различные структурные элементы (капсулы, споры, включения).
Предметные и покровные стекла, употребляемые для приготовления препаратов должны быть чистыми и хорошо обезжиренными (с помощью хозяйственного мыла).
Из жидких культур каплю материала наносят на предметное стекло и размазывают петлей. Из культуры на плотной среде петлей берут частичку, размешивают в заранее нанесенной на предметное стекло капле физиологического раствора и размазывают по стеклу. Мазку дают высохнуть на воздухе, затем его фиксируют над пламенем спиртовки (горелки), держа стекло мазком вверх, и трижды проводят через пламя спиртовки. Время фиксации не должно превышать 5-6с. Кроме жара, для фиксации используют 96 град. спирт, погружая в него мазок на 15-20мин. После фиксации мазок готов к окрашиванию.
Методика окраски по Граму. Особенностью окраски по Грамму является неодинаковое отношение различных микробов к красителям. Микробы, входящие в группу грамположительных, например стафилококки, стрептококки, дают прочное соединение с красителями и йодом. Окрашенные микробы не обесцвечиваются при воздействии на них спиртом, вследствие чего при дополнительной окраске фуксином грамположительные микробы не изменяют первоначально принятый фиолетовый цвет. Это объясняется строением клеточной стенки грамположительных бактерий. Основным компонентом толстой клеточной стенки этих бактерий является многослойный пептидогликан, с которым ковалентно связаны тейхоевые кислоты. Грамотрицательные бактерии (гонококки, менингококки, возбудители кишечных заболеваний) образуют с генциановым фиололетовым и йодом легко разрушающееся под действием спирта соединение, в результате чего они обесцвечиваются и затем окрашиваются фуксином в красный цвет. Клеточная стенка таких бактерий представлена тонким слоем пептидогликана.
На фиксированный мазок наносят раствор генцианового фиолетового на 2мин.
Затем сливают краситель и, не промывая мазок, наливают раствор Люголя на 1мин.
Сливают раствор Люголя и наносят на 30сек 96 град спирт, пока не перестанет отходить краситель.
Мазок промывают дистиллированной водой и окрашивают в течении 2 мин раствором фуксина.
После чего сливают краситель, мазок промывают водой и высушивают. Грамположительные бактерии окрашиваются в синий (фиолетовый) цвет, а грамотрицательные бактерии – в красный.
Методика окраски по Бурри-Гинсу. Некоторые виды бактерий продуцируют слизистое вещество, которое концентрируясь вокруг тела микробной клетки, образует капсулу. Данная окраска служит для выявления у бактерий капсул.
На середину предметного стекла наносят капельку туши и смешивают ее петлей с каплей культуры.
Делают мазок ребром покровного стекла, дают высохнуть и фиксируют над пламенем горелки.
Затем промывают дистиллированной водой и красят 5-10 мин фуксином.
Затем вновь мазок промывают водой и высушивают. При микроскопии бактерии окрашиваются в красный цвет, фон черный, а капсулы неокрашенные.
Методика окраски по Ожешко. Этот метод служит для выявления у бактерий спор. Споры имеют вид круглых или овальной формы образований, находящихся в теле микробной клетки. Различают три вида расположения спор по отношению к длинной оси палочки: центральное – спора находится в центре тела микроба, субтерминальное – спора расположена ближе к одному из ее концов, терминальное – спора располагается на конце палочки.
На высушенный нефиксированный мазок наливают 0,5% раствор хлористоводородной кислоты и подогревают 1-2мин над пламенем горелки до закипания.
Остывший препарат промывают водой, высушивают и фиксируют над пламенем спиртовки.
Затем на мазок наносят раствор фуксина Циля и нагревают над пламенем спиртовки до отхождения паров.
После того как препарат остынет, обесцвечивают его 5% раствором серной кислоты, промывают водой и докрашивают метиленовым синим в течении 3-5 мин, затем промывают водой и подсушивают. Споры, окрашенные фуксином имеют красный цвет, тело микробной клетки – синий цвет.
Методика окраски по Цилю-Нильсену для кислотоустойчивых бактерий (возбудители туберкулеза и проказы). Особенностью микробов этой группы является то, что они плохо воспринимают окраску. Для того чтобы окрасить кислотоустойчивые микроорганизмы, приходится применять более концентрированные растворы красителя в подогретом состоянии с протравами и удлиненным сроком окраски.
Фиксированный над пламенем спиртовки мазок окрашивают в течение 3-5мин фуксином Циля с подогреванием до появления паров.
Дают препарату остыть, промывают водой.
Обесцвечивают в течение 3-5 с в 5% растворе серной кислоты.
Препарат промывают водой.
окрашивают метиленовым синим в течение 3-5 мин.
Промывают водой, подсушивают и микроскопируют.
При окраске препаратов по методу Циля-Нильсена кислотоустойчивые бактерии окрашиваются фуксином в рубиново- красный цвет и не обесцвечиваются кислотой. Некислотоустойчивые бактерии, а также элементы ткани и лейкоциты под действием кислоты становятся бесцветными и приобретают цвет дополнительного красителя (синий).
- Содержание:
- Тема 1. Морфология и классификация микроорганизмов………………………………………..
- Тема 2. Микроскопия………………………………………………………………………………..
- Тема 3. Физиология микроорганизмов……………………………………………………………….
- Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы……………………………………..
- Тема 10. Возбудители кишечных инфекций………………………………………………………….
- Краткая история развития микробиологии.
- Тема 1. Морфология и классификация микроорганизмов.
- 1.2. Строение и классификация микроорганизмов.
- 1.3. Строение и классификация бактерий (прокариот).
- 1.4. Строение и классификация грибов.
- 1.5. Строение и классификация простейших.
- 1.6. Строение и классификация вирусов.
- Рнк-содержащие вирусы:
- Подсем –во Парамиксовирусы:
- Подсеем-во Пневмовирусы:
- Днк –содержащие вирусы:
- Тема 2. Микроскопия.
- 2.1. Микроскопы, их устройство, техника микроскопирования микроорганизмов, правила обращения с микроскопом. Виды микроскопии.
- 2.2. Методы приготовления и окрашивания микроскопических препаратов.
- Тесты по теме:
- Тема 3. Физиология микроорганизмов.
- 3.1. Рост и размножение микроорганизмов. Фазы роста.
- 3.2. Питательные среды, принципы их классификации, требования, предъявляемые к питательным средам, условия культивирования микроорганизмов.
- 2. Специального назначения:
- Условия культивирования бактерий:
- 3.3. Питание бактерий.
- 3.4. Метаболизм бактериальной клетки.
- 3.5.Виды пластического обмена.
- 3.6. Принципы и методы выделения чистых культур. Ферменты бактерий, их идентификация. Внутривидовая идентификация (эпидемиологическое маркирование).
- 3.7. Особенности физиологии грибов, простейших, вирусов и их культивирование.
- 3.8. Бактериофаги, их строение, классификация, применение.
- Тесты по теме:
- Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы.
- 4.1. Действие физических, химических факторов на микроорганизмы.
- Влияние физических факторов.
- Влияние химических веществ.
- Влияние биологических факторов.
- 1) Полезные взаимоотношения:
- 4.2. Понятие о стерилизации, дезинфекции, асептике и антисептике. Методы стерилизации, аппаратура. Контроль качества дезинфекции.
- Тесты по теме:
- Тема 5. Микрофлора организма человека.
- 5.1. Нормофлора, ее значение для микроорганизма. Понятие о транзиторной флоре. Понятие о дисбиотических состояниях. Их оценка. Методы коррекции.
- Тема 6. Генетика микробов.
- 6.1. Строение бактериального генома. Фенотипическая и генотипическая изменчивость микроорганизмов. Мутации. Модификации.
- 6.2.Генотипические рекомбинации микроорганизмов. Основы генной инженерии. Практическое применение.
- Тесты по теме:
- Тема 7. Противомикробные препараты
- 7.1. Антибиотики. Природные и синтетические. Классификация антибиотиков по химической структуре, механизму, спектру и типу действия. Способы получения.
- Требования, предъявляемые к антибактериальным препаратам:
- Классификация антибиотиков.
- 6. По механизму антимикробного действия антибиотики делят на несколько групп:
- 7.2. Лекарственная устойчивость бактерий, пути ее преодоления. Методы определения чувствительности к антибиотикам.
- Диско-диффузный метод.
- Метод серийных разведений.
- Ускоренные методы определения чувствительности.
- Тема 8. Учение об инфекции.
- 8.1. Понятие об инфекции. Формы инфекции и периоды инфекционных заболеваний. Патогенность и вирулентность. Факторы патогенности. Токсины бактерий, их природа, свойства, получение.
- Патогенность и вирулентность. Факторы патогенности.
- Факторы патогенности:
- Токсины бактерий, их природа, свойства, получение.
- 8.2. Понятие об эпидемиологическом надзоре за инфекционным процессом. Понятие о резервуаре, источнике инфекции, путях и факторах передачи.
- Тесты по теме:
- Общая иммунология
- Тема 9. Иммунология.
- 9.1. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Неспецифические факторы защиты.
- 9.2. Центральные и периферические органы иммунной системы. Клетки иммунной системы. Формы иммунного ответа.
- 9.3. Комплемент, его структура, функции, пути активации. Роль в иммунитете.
- 9.4. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки.
- 9.5. Антитела и антителообразование: первичный и вторичный ответ. Оценка иммунного статуса:основные показатели и методы их определения».
- 9.6. Серологические реакции и их применение.
- 9.7. Иммунодефицитные состояния. Аллергические реакции. Аутоиммунные процессы.
- 9.8. Иммунопрофилактика, иммунотерапия
- Ибп на основе антител:
- Частная микробиология
- Тема 10. Возбудители бактериальных кишечных инфекций.
- 10.1. Сальмонеллы
- 10.2. Шигеллы.
- 10.3. Эшерихии.
- 10.4. Холерный вибрион.
- 1. Способность адгезировать и колонизовать кишечник;
- 2. Наличие ферментов (муциназы, протеазы, нейраминидазы,
- 10.5. Иерсинии.
- Тема 11. Пищевые токсикоинфекции и интоксикации бактериальной природы.
- 11.1. Общая характеристика и возбудители пти.
- 11.2. Ботулизм.
- Микробиологическая диагностика.
- Тема 12. Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний.
- 12.1. Патогенные кокки.
- 12.2. Грамотрицательные бактерии.
- 12.3. Раневые анаэробные клостридиальные и неклостридиальные инфекции.
- Тема 13. Возбудители бактериальных воздушно-капельных инфекций.
- 13.1. Коринебактерии.
- 13.2. Бордетеллы.
- 13.3. Менингококки.
- 13.4. Микобактерии.
- 13.5. Легионеллы.
- Тема 14. Возбудители заболеваний, передающихся половым путем (зппп).
- 14.1. Хламидии.
- 14.2. Возбудитель сифилиса.
- 14.3. Гонококки.
- Тема 15. Возбудители риккетсиозов.
- Тема 16. Возбудители бактериальных зооантропонозных инфекций.
- 16.1. Франциселлы.
- 16.2. Бруцеллы.
- 16.3. Возбудитель сибирской язвы.
- 16.4. Возбудитель чумы.
- 16.5. Лептоспиры.
- Тема 17. Патогенные простейшие.
- 17.1. Плазмодии малярии.
- 17.2. Токсоплазмы.
- 17.3. Лейшмании.
- 16.4. Возбудитель амебиаза.
- 17.5. Лямблии.
- Тема 18. Патогенные грибы.
- Частная вирусология.
- Тема 19. Возбудители орви.
- 19.1. Вирусы гриппа.
- 19.2. Парагрипп. Рс-вирусы.
- 19.3. Аденовирусы.
- 19.4. Риновирусы.
- 19.5. Реовирусы.
- Тема 20. Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций.
- 20.1. Вирусы кори и паротита.
- 20.2. Вирус герпеса
- 19.3. Вирус краснухи.
- Тема 21. Поксивирусы
- 21.1. Возбудитель натуральной оспы.
- Тема 22. Энтеровирусные инфекции.
- 22.1. Вирус полиомиелита.
- 22.2. Есно-вирусы. Вирусы Коксаки.
- Тема 23. Ретровирусы.
- 23.1. Возбудитель вич-инфекции.
- Применение отдельных схем противоретровирусной терапии:
- 24.1. Рабдовирусы.
- 24.2. Флавивирусы.
- 24.3. Хантавирусы.
- Тема 25. Возбудители вирусных гепатитов.
- 25.1. Вирус гепатита а.
- 25.2. Вирус гепатита в
- Различные сочетания серологических маркеров инфицирования вирусом гепатита в и их интерпретация.
- 25.3. Вирус гепатита с.
- Тема 26. Папилломавирусная инфекция.