logo search
студентам 5 курса / учебник на сайт

Система подготовки медицинских кадров в России

В основу разрабатываемой концепции подготовки медицинских и фармацевтических кадров в новых социально-политических и экономических условиях закладывается государственная политика в области образования, предопределенная Законом Российской Федерации «Об образовании», принятым в 1992 г. и дополненным в 1996 г. Конечной целью реформы высшего медицинского и фармацевтического образования является подготовка творчески мыслящего, конкурентоспособного специалиста в области медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения.

В Концепции очередного этапа реформирования системы образования сказано, что в настоящее время назрела настоятельная необходимость использования новых экономических принципов в образовательной политике и существенного расширения основ рыночной экономики в сфере образования. Многие кадровые проблемы в здравоохранении являются следствием государственного субсидирования медицинского образования. Если будущие врачи сами полностью или частично оплачивают свое обучение, то взамен государственных субсидий на образование можно было бы выплачивать ссуды студентам, ориентируясь на поощрение выбора рода занятий, отвечающего государственным интересам. Это позволит обеспечить целевое распределение и использование квалифицированных кадров и, кроме того, даст значительную экономию государственных средств. На безвозмездной основе такие ссуды целесообразно было бы предоставлять выпускникам, давшим согласие работать в таких приоритетных сферах, как сельское здравоохранение.

Возникшее на рынке медицинского труда новое понятие конкуренции и повышение спроса на опытных высококвалифицированных специалистов осложнили трудоустройство выпускников медицинских вузов и обострили необходимость опережающего переобучения и перепрофилирования в соответствии с потребностью в новых врачебных специальностях. В условиях современных рыночных отношений возросла ценность гибких мобильных специалистов, готовых занять «рыночную нишу», действовать в соответствии с переменами. Основа конкурентоспособности медицинского работника – постоянное повышение профессионализма в сочетании с социальной мобильностью.

Эффективность обучения и конечный результат профессиональной подготовки медицинских кадров зависят, с одной стороны, от единства личностных и деятельностных характеристик обучающегося, с другой – от преемственности пред- и последипломной подготовки. Сложившаяся система медицинского образования имеет богатые традиции, научную основу, большой практический опыт, современные программы и учебные планы, а также современную техническую базу и систему контроля знаний и навыков. Это позволяет эффективно осуществлять подготовку и усовершенствование медицинских работников.

С 2003 г. Россия стала участником Болонского процесса, в июне 1999 г. в Болонье (Италия) была подписана Болонская декларация, которая предусматривает создание гармонизированного общеевропейского пространства высшего образования. Основными задачами Болонского процесса являются:

- формирование системы зачетных единиц (кредитов);

- создание единой системы, контролирующей качество образования (международной системы аккредитации вузов), образовательных стандартов;

- введение единого общеевропейского приложения к диплому;

- создание условий для свободного перемещения студентов и специалистов внутри Европы;

- возможность перехода на двухступенчатую модель обучения: бакалавриат-магистратура.

Одним из важнейших направлений Болонского процесса является введение системы зачетных единиц-кредитов. На этапе додипломного образования 1 кредит соответствует 36 академическим часам, а на этапе последипломного образования 1 кредит равен одному академическому часу. Кредиты можно считать своеобразным эквивалентом оценки образования. В кредитах будет исчисляться объем всех видов учебной работы, а накапливаемые баллы позволят накапливать кредиты как на уровне до-, так и последипломного образования. сумма полученных баллов должна учитываться при сертификации и получении врачебных категорий.