logo
Нейрофизиология - Алейникова Т

Ростов-на-Дону «Феникс»

2000

Алейникова Т. В. и др.

А 45 Физиология центральной нервной системы: Учеб. пособие/Т. В. Алейникова, В. Н. Думбай, Г. А. Ку- раев, |Г. Л. Фельдман] -/тт- rti-"""-

Е991.7 А 45

Рецензенты:

доктор биологических наук К. Е. Бугаев,

доктор медицинских наук Я. А. Хананашвили,

доктор биологических наук О. Г. Чораян

P«v,u, ^. „.. .. Ростов н/Д: Феникс,

2000. 384 с. — (Учебники «Феникса»).

ISBN 5-222-00878-9

В учебном пособии представлены разделы общей и частной физиологии центральной нервной систе­мы. Впервые в подобного рода пособиях в отдель­ных главах рассмотрены саморегуляция, регуля­ция моторных, сенсорных, вегетативных функций, а также межполу тарные отношения головного мозга человека и механизмы компенсации функ­ций в нервной системе.

Рассчитано на преподавателей, студентов био­логических, психологических, ветеринарных фа­культетов, а также медучилищ.

БВКЕ991.7

Алейникова Т.В., Думбай В.Н.,

Кураев Г. А.,[Фельдман Г. Л.

2000

«Феникс*, обложка, 2000

ISBN 5-222-00878-9

Предисловие

Физиология центральной нервной системы (ЦНС), будучи объектом исследования многочисленных школ, является одной из наиболее развивающихся областей изучения мозга. Знание механизмов дея­тельности мозга - - непременное условие понима­ния закономерностей функционирования всех сис­тем организма, ибо запуск, контроль, регуляция деятельности этих систем осуществляется прежде всего структурами мозга.

В последние десятилетия изучению принципов деятельности ЦНС способствовали новые методы: микроэлектродная техника, электронная микроско­пия, нейрокибернетика, нейрохимия, биологичес­кая математика и т.д.

Физиология ЦНС имеет несколько глобальных на­правлений, которые в основном заняты исследова­ниями ряда принципов ее функционирования: воз­буждения и торможения, обратной связи, простран­ственной синхронизации, доминанты, функциональ­ной межполуш арной асимметрии, параллельной об­работки информации, полисенсорности, интегратив-пости, саморегуляции, а также рефлекторного, ве­роятностно-статистического принципа и др.

Нельзя сказать, что все эти принципы изучены достаточно глубоко и в одинаковой степени. В пос­ледние годы понимание роли отдельных из них в деятельности мозга резко возросло, однако в лите­ратуре, особенно в учебной, это не находит необхо­димого отражения.

Кроме того, в настоящее время нет учебного по­собия, которое в доступной студентам форме отра­зило бы современное состояние знаний о физиоло­гии ЦНС.