84.Закрытые источники ионизирующего излучения. Основные направления обеспечения радиационной
безопасности
Закрытые-источники излучения, устройство которых исключает загрязнение окружающей среды РВ при предвидимых
условиях их применения, но при нарушении рекомендуемой технологии или аварии они все же могут попадать в
окружающую среду.
К закрытым источникам ИИ относят:
гамма-установки,
рентгеновские аппараты,
ампулы с РВ,
металлические патроны с РВ,
вплавленные в металл РВ.
Степень радиационной опасности при обслуживании закрытых источников зависит от содаваемой мощности дозы
излучения, способ использования источника, вид излучения, эффективность защиты и подготовленность персонала.
В результате воздействия ионизирующих излучений в тканях происходить сложные физические, химические и
биологические процессы. Ионизирующие излучения вызывают ионизацию молекул и атомов вещества, в результате чего
молекулы и клетки ткани разрушаются. Вода под воздействием излучения расщепляется на водород Н и гидроксильную
группу ОН, которые либо непосредственно, либо через цепь вторичных превращений образуют продукты с высокой
химической активностью: гидратный окисел НО2 и перекись водорода Н2О2. Эти соединения взаимодействуют с
молекулами органического вещества ткани, окисляя и разрушая его.
Степень опасности поражения зависит также от скорости выведения радиоактивного вещества из организма. Не
задерживающиеся на длительное время быстро обращающиеся в организме вещества (вода, натрий, хлор и др.) и
вещества, не усваиваемые организмом, а также не образующие соединений, входящих в состав тканей (аргон, ксенон,
криптон и др.), поэтому они менее опасны.
При работе с закрытыми ИИИ специальных требований к помещению и размещению установки нету.
При использовании закрытых источников вне специально оборудованного помещения пучрк излучения должен
направляться в сторону земли или в ту сторону где нет людей. Следует максимально ограничить время пребывания
людей вблизи источника, применять защитные экраны и передвижные ограждения.
Основные меры предотвращения внутреннего облучения направляются на исключение загрязнения радионуклидами
воздуха и поверхностей рабочих помещений, кожных покровов и одежды. Предупреждение попадания радионуклидов во
внешнюю среду достигается путем герметизации оборудования и изоляции технологических процессов.
85.Рентгеновские отделения (кабинеты). Основные гигиенические требования к устройству и эксплуатации.
Регламентирующие документы.
САНПИН 2.6.1.802-99 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕНТГЕНОВСКИХ
КАБИНЕТОВ
1.Рентгеновское отделение (кабинет) должно размещаться в соответствии с технологическим проектом и иметь
санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам условий работы с источником
физических факторов воздействия на человека.
49
2. Рентгеновское отделение (кабинет) не должно размещаться в жилых зданиях и детских учреждениях. Допускается
функционирование рентгеновских кабинетов в поликлиниках, встроенных в жилые здания, если смежные по вертикали и
горизонтали помещения не являются жилыми. Допускается размещение рентгеновских кабинетов в пристройке к жилому
дому, а также в цокольных этажах.
3. Рентгеновское отделение, обслуживающее только стационар или только поликлинику, должно размещаться в
торцовых частях здания. Отделение не должно быть проходным. Входы в рентгеновское отделение для пациентов
стационара и поликлинического отделения выполняются преимущественно раздельными.
4. Не следует размещать рентгеновские кабинеты под помещениями, откуда возможно протекание воды через
перекрытие. Запрещается размещение
процедурной рентгеновского кабинета смежно с палатами для беременных и детей.
5. Площадь процедурной может быть скорректирована в соответствии с технологическим проектом, утвержденным в
установленном порядке.
6. Фотолаборатория может состоять из одного помещения -"темной комнаты". При оснащении лаборатории проявочным
автоматом и большом объеме работ следует предусматривать дополнительную "светлую" комнату для сортировки,
маркировки и обрезки сухих снимков.
7. Минимальная площадь фотолаборатории ("темной комнаты")для малоформатных снимков - 6 кв. м, для
крупноформатных снимков - 8 кв. м. Минимальная ширина прохода для персонала между элементами
оборудования в темной комнате - 1,0 м. Ширина дверного проема -0,9 - 1,0 м.
8. В помещениях рентгенодиагностического отделения должны обеспечиваться комфортные условия для пациентов и
персонала, относительная влажность воздуха при этом во всех помещениях должна быть в пределах 40 - 60%.
9. В действующих отделениях допускается наличие неавтономной общеобменной приточно - вытяжной вентиляции, за
исключением отделений КТ и рентгеновских отделений инфекционных больниц. Приток должен осуществляться в
верхнюю зону, вытяжка - из нижней и верхней зон в отношении 50 +/- 10%.
10. Пол процедурной, кроме рентгенооперационной и фотолаборатории, должен быть выполнен из электроизоляционных
материалов, допускающих влажную санитарную обработку
11. Поверхности стен и потолка в процедурной и комнате управления должны быть гладкими, легко очищаемыми и
допускать влажную уборку.
12. Стены фотолаборатории должны быть отделаны кафелем светлых тонов, в первую очередь у раковины и устройства
для фотообработки (кафельный фартук). Разрешается отделка кафелем на высоту 2 м с вышерасположенной
отделкой материалами, допускающими их влажную многократную санитарную обработку.
13. Окно процедурной для рентгеноскопии снабжают светозащитными устройствами для затемнения от естественного
освещения
14. Дверь из фотолаборатории, процедурной и комнаты управления в коридор должна из соображений пожарной
безопасности открываться "на выход" (по ходу эвакуации), а из комнаты управления в процедурную - в сторону
процедурной.
15.Пульт управления рентгеновских аппаратов должен располагаться в комнате управления.
16. Высота процедурной рентгеновского кабинета должна обеспечивать функционирование технического оснащения
17. До начала работы персонал обязан провести проверку исправности оборудования и реактивов
18. После окончания рабочего дня должен производиться тщательный осмотр всех помещений рентгеновского
отделения
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
86.Здоровье детей дошкольного возраста. Факторы, его формирующие.(87 Здоровье детей школьного возраста.
Факторы, его формирующие.
Процесс развития человеческого организма продолжается на протяжении детства, юношества и даже зрелого возраста.
Однако степень изменений, происходящим в организме человека в течение его жизни, неодинакова. Наиболее
интенсивно процесс развития происходит в детские и юношеские годы и замедляется до минимума в зрелом возрасте.
Рост и развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса, протекающего
неравномерно.
Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и
тканей, так и всего организма, а развитие — качественные изменения, морфологическая дифференцировка тканей и
органов и их функциональное совершенствование.
Для каждого возраста характерны только ему присущее соотношение степени развития различных органов и систем,
морфологические, физиологические и психологические особенности, которые необходимо учитывать не только при
создании должных комунально-бытовых условий, но и в организации питания, учебного процесса, медицинского
обеспечения и т. п.
Основанная на социальных принципах возрастная периодизация, принятая в нашей стране и учитывающая особенности
учебно-воспитательной работы детских и под- ростковых учреждений, выделяет в развитии ребенка следующие
возрастные периоды: грудной (до 1 года), предшкольны (1 — 3 года), дошкольный (3 — 6 лет). младший (7 — 10 лет),
средний (11 — 14 лет) и старший (15 — 18 лет) школьный возраст.
Кроме того, существует и так называемая биологическая схема возрастной периодизации, предложенная на
Международном симпозиуме по возрастной периодизации в Москве (1965), в которой этап созревания (индивидуальное
развитие) раз- бит на семь возрастных периодов:
1.Новорожденность— 1 — 10 дней.
2. Грудной возраст — 10 дней — 1 год.
50
3. Раннее детство — 1 — 3 года.
4. Первое детство — 4 — 7 лет.
5. Второе детство: мальчики — 8 — 12 лет, девочки — 8 — 11 лет.
6. Подростковый возраст: мальчики — 13 — 16 лет, девочки — 12 — 15 лет.
7. Юношеский возраст: юноши — 17 — 21 год, девушки — 16 — 20 лет.
Согласно биологической схеме, в первые годы жизни выделяется большее число возрастных периодов, поскольку чем
моложе детский организм, тем более интенсивно в нем идут процессы роста и развития. Наиболее значительны темпы
роста в раннем детском возрасте, особенно в грудном.
Необходимость в классификации (возрастной периодизации) определяется потребностью объединения детей разного
возраста в учебном процессе и воспитательной работе, установления возрастной границы поступления в дошкольные и
общеобразовательные учреждения, определения возможности начала трудовой деятельности и т. п.
Различают также хронологический и биологический возраст каждого ребенка. Хронологигеский (календарный) возраст—
это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования. Он имеет четкую и однозначную
возрастнуюграницу — год, месяц, день.
Биологигескии возраст — это совокупность морфологических и функциональныхособенностей организма ребенка,
зависящих от его индивидуального темпа роста и развития.
К наиболее информативным показателям биологического возраста относятся степень оссификации скелета, время
прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девушек,
морфологические показатели физического развития (например, длина тела, ее прибавки по годам и др.).
Физическое развитие детей и подростков характеризуется соматометрическими (длина и масса тела, окружность грудной
клетки), стоматоскопическими (форма груд- ной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, отложение жира,
эластичность кожи) и физиометрическими (жизненная емкость легких, сила кисти рук) показателями.
На практике определяют, как правило, соматометрические показатели — рост, массу тела и окружность грудной клетки.
Рост отражает особенности протекающих в организме пластических процессов под влиянием наследственных факторов,
полноценности питания, , двигательной активности и др.
Резкие изменения этого показателя имеют место при эндокринных расстройствах, нарушениях минерального обмена,
витаминной недостаточности и т. п. На массу тела влияют, прежде всего, характер питания ребенка и состояние его
обмена веществ, однако этот показатель нельзя считать главным показателем здоровья и критерием оценки
эффективности пребывания детей в детских и оздоровительных учреждениях. Величина окружности грудной клетки
характеризует развитие организма, но, ка.- и величина массы тела, она может быть объективной лишь при определении
корреляционной связи с ростом, так как при разном росте одна и та же величина масса.тела и окружности грудной клетки
оцениваются по-разному.
Наиболее значительны темпы роста в раннем детском возрасте. В этот пери- од происходит существенное увеличение
основных морфологических показателей (рост. масса тела, окружность грудной клетки). К концу первого года жизни
рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному, на втором году — на 13 % по отношению к первому.на
третьем — на 9 % по отношению ко второму году. В возрасте 3 — 7 лет ежегодная прибавка
составляет 5 — 7,5 %. В дальнейшем она продолжает снижаться, повышаясь в период полового созревания. Наибольшая
прибавка массы тела также приходится на первый год жизни: к 4 — 5 мес. масса тела удваивается, до
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2.Профессор Доброславин а.П. – основоположник отечественной гигиенической науки, выдающийся ученый,
- 4.Гигиена, еѐ место в медицине. Цель, предмет, объекты и методы исследования.
- 5. Необходимость гигиенических знаний в деятельности врача-клинициста (несколько раз). Знание гигиены как
- 6.Универсальные принципы защиты человека от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
- 7.Здоровье человека – предмет исследования гигиены. Причины, определяющие уровень здоровья человека и
- 8.Здоровье человека, коллектива, населения. Показатели. Здоровье – это состояние полного физического,
- 9.Окружающая среда и еѐ структура: виды, элементы и факторы.
- 13.Физические факторы воздуха атмосферы и жилых помещений. Гигиеническое значение. Профилактика
- 14.Химические факторы воздуха атмосферы и жилых помещений. Гигиеническое значение. Профилактика
- 15.Комплексные показатели гигиенической оценки теплового состояния окружающей среды. Метеорологические
- 2) Учитывающие физиологическое напряжение организма от теплового воздействия окружающей среды. В их основе
- 16.Климат и погода. Микроклимат помещений. Факторы и их гигиеническое значение.
- 17.Вода. Физиолого-гигиеническое и санитарно-эпидемиологическое значение.
- 18.Самоочищение поверхностных водоемов. Сущность и гигиеническое значение.
- 21) .Основные принципы гигиенического нормирования и их реализация.
- 22) Первичная профилактика заболевании,̆ основные направления реализации, роль медицинских работников.
- 24) Санитарно-противоэпидемические мероприятия. Мероприятия, проводимые мед работниками.
- 26) Гигиеническое обучение и гигиеническое воспитание населения (военнослужащих). Цель, задачи, формы,
- 28.Здоровыйобразжизни: основныеэлементы, рольмедицинскихработников вего пропаганде.Здоровье человека
- 30.Переохлаждениеорганизмачеловека.Факторыриска.Основныенаправленияисредствапрофилактики.
- 31.Перегреваниеорганизмачеловека.Факторыриска.Основныенаправленияисредствапрофилактики.
- 32.Источникиводоснабжения. Классификацияигигиеническаяхарактеристика. Правилавыбора.
- 33.Зонысанитарнойохраны
- 38 Обеззараживание воды. Гигиеническая характеристика химических методов обеззараживания воды.
- 39 Водообеспечение и водопотребление в условиях жаркого климата. Гигиенические особенности.
- 3Км от болот; - иметь почву, обладающую хорошими фильтрующими и самоочищающимися свойствами ; -быть хорошо
- 3. Ртутно-кварцевые лампыс исправленной цветностью типа дрл применяются для освещения больших помещений , а
- 47.Жидкие отходы населѐнных пунктов. Гигиеническая характеристика сбора, удаления, очистки и утилизации.
- 48 Госпитальная гигиена. Цель, предмет, объекты и методы исследований. Еѐ значение впрактической
- 49 Лечебные учреждения. Факторы риска для здоровья персонала и пациентов. Основныегигиенические
- 51. Операционный блок лечебного учреждения. Основные гигиенические требования к устройству
- 52. Медицинские отходы. Классификация. Сбор, удаление и утилизация
- 54. Питание и здоровье. Законы рационального питания
- 55.Основные направления гигиенического контроля за питание.
- 56.Рациональный режим питания человека.
- 60.Роль и значение витаминов в питании. Оценка витаминной обеспеченности организма. Профилактика
- 96 %. Применяют в питании детей и в лечебном питании. Крупа пшеничная получается также путем дробления
- 21 °С не более 4—6 мес.
- 0,1%), Кислотное число 0,25-1,5 и 0,2% воды
- 64.Консервированные и концентрированные продукты, их гигиеническая характеристика. Показатели
- 3 Единицы расфасовки, при расфасовке по 250― 500 г ― отбирают по 2 единицы, если концентрат поступает россыпью в
- 65.Молоко и молочные продукты, их гигиеническая характеристика. Показатели гигиеническойоценки их
- 70. Гигиенические требование к планировке и оборудованию предприятия общественного питания.
- 72. Лечебно-профилактическое и дополнительное питание,основное предназначение.Порядок его
- 73.Диетическое питание. Основное предназначение. Варианты диетических рационов.
- 74. Статус питания. Классификация. Профилактика нарушений.
- 77. Вредные и опасные условия труда. Классификация условий труда.
- 79.Электромагнитное излучение свч-диапазона как фактор рабочей среды. Специфическое и неспецифическое
- 80.Отработавшие (выхлопные) газы двигателей внутреннего сгорания. Их состав, действие на организм человека
- 83.Открытые источники ионизирующего излучения. Основные направления обеспечения радиационной
- 84.Закрытые источники ионизирующего излучения. Основные направления обеспечения радиационной
- 1 Года — увеличивается в 3 раза. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь
- 88. Детские общеобразовательные учреждения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации.
- 89.Общеобразовательные учреждения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации.
- 7 Х 7 м (для определения остроты зрения и слуха обучающихся), кабинет зубного врача, оборудованный вытяжным
- 30 Мин. Перемены проводятся при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх__