1 Года — увеличивается в 3 раза. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь
возрастает в пубертатный период (рис. 24.1). Изменение окружности грудной клетки подчиняется той же
закономерности: на первом года жизни она ежемесячно увеличивается на 1 см, затем прирост ее резко снижается.
Рост и развитие отдельных систем организма также наиболее интенсивны в раннем возрасте.
Результаты измерения соматометрических показателей сравниваются с разработанными средними показателями этих
признаков для групп детей и подростков различного пола и возраста (возрастными стандартами физического развития).
Поскольку единых стандартов физического развития детей и подростков не существует,
для индивидуальной оценки физического развития детей могут быть использованы региональные стандарты.
Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков, учитывающей только соматометрические
показатели, разработаны методы сигнальных отклонений (профиля физического развития), регрессионный (оценочных
таблиц), центильный и др. Для большей объективности, достаточной надежности и точности индивидуальной оценки
физического развития детей и подростков используется комплексный метод, учитывающий биологический уровень
физического развития, морфофункциональное состояние организма и гармоничность его развития.
Неравномерность темпа роста и развития детского организма на этапе созревания является общей закономерностью. В
этот период могут проявляться особенности в ускорении (замедлении) темпа развития отдельных индивидуумов и
опережении (отставании) по уровню зрелости своего хронологического возраста. Эта разница между биологическим и
хронологическим возрастом может достигать 5 лет, а количество детей с отставанием биологического возраста от
календарного может достигать 10 — 20% Такие школьники отличаются повышенной отвлекаемостью и меньшей
активностью на занятиях, у них более выражено напряжение зрительного анализатора, отмечаются нарушения со
стороны сердечно-сосудистой системы, опорно- двигательного аппарата,других органов и систем.
У детей с ускоренным развитием (опережением биологического возраста, по срав- нению с хронологическим) отмечается
более низкая работоспособность, более высокая заболеваемость, чаще и резче проявляются функциональные отклонения.
Кроме индивидуальной оценки физического развития, используется также метод оценки физического развития
коллективов, основанный на обследовании больших групп детей. Он позволяет определить средние показатели
физического развития детей каждой возрастно-половой группы, выявить тенденцию роста и развития, охарактеризовать
51
отдельные коллективы путем сравнения либо с показателями других коллективов, либо с региональными стандартами
физического развития.
Ускорение физического развития детей и подростков, происходившее в последние десятилетия, получило название
акселерация (от лат. acceleratio — ускорение). Этим термином называется ускорение темпа физического развития
организма детей и подростков, по сравнению с темпом предшествующих поколений, следствием которого являются
более высокие показатели физического развития современных детей и подростков. На каждом возрастном этапе они
выше и крупнее своих сверстников предыдущих лет.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2.Профессор Доброславин а.П. – основоположник отечественной гигиенической науки, выдающийся ученый,
- 4.Гигиена, еѐ место в медицине. Цель, предмет, объекты и методы исследования.
- 5. Необходимость гигиенических знаний в деятельности врача-клинициста (несколько раз). Знание гигиены как
- 6.Универсальные принципы защиты человека от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
- 7.Здоровье человека – предмет исследования гигиены. Причины, определяющие уровень здоровья человека и
- 8.Здоровье человека, коллектива, населения. Показатели. Здоровье – это состояние полного физического,
- 9.Окружающая среда и еѐ структура: виды, элементы и факторы.
- 13.Физические факторы воздуха атмосферы и жилых помещений. Гигиеническое значение. Профилактика
- 14.Химические факторы воздуха атмосферы и жилых помещений. Гигиеническое значение. Профилактика
- 15.Комплексные показатели гигиенической оценки теплового состояния окружающей среды. Метеорологические
- 2) Учитывающие физиологическое напряжение организма от теплового воздействия окружающей среды. В их основе
- 16.Климат и погода. Микроклимат помещений. Факторы и их гигиеническое значение.
- 17.Вода. Физиолого-гигиеническое и санитарно-эпидемиологическое значение.
- 18.Самоочищение поверхностных водоемов. Сущность и гигиеническое значение.
- 21) .Основные принципы гигиенического нормирования и их реализация.
- 22) Первичная профилактика заболевании,̆ основные направления реализации, роль медицинских работников.
- 24) Санитарно-противоэпидемические мероприятия. Мероприятия, проводимые мед работниками.
- 26) Гигиеническое обучение и гигиеническое воспитание населения (военнослужащих). Цель, задачи, формы,
- 28.Здоровыйобразжизни: основныеэлементы, рольмедицинскихработников вего пропаганде.Здоровье человека
- 30.Переохлаждениеорганизмачеловека.Факторыриска.Основныенаправленияисредствапрофилактики.
- 31.Перегреваниеорганизмачеловека.Факторыриска.Основныенаправленияисредствапрофилактики.
- 32.Источникиводоснабжения. Классификацияигигиеническаяхарактеристика. Правилавыбора.
- 33.Зонысанитарнойохраны
- 38 Обеззараживание воды. Гигиеническая характеристика химических методов обеззараживания воды.
- 39 Водообеспечение и водопотребление в условиях жаркого климата. Гигиенические особенности.
- 3Км от болот; - иметь почву, обладающую хорошими фильтрующими и самоочищающимися свойствами ; -быть хорошо
- 3. Ртутно-кварцевые лампыс исправленной цветностью типа дрл применяются для освещения больших помещений , а
- 47.Жидкие отходы населѐнных пунктов. Гигиеническая характеристика сбора, удаления, очистки и утилизации.
- 48 Госпитальная гигиена. Цель, предмет, объекты и методы исследований. Еѐ значение впрактической
- 49 Лечебные учреждения. Факторы риска для здоровья персонала и пациентов. Основныегигиенические
- 51. Операционный блок лечебного учреждения. Основные гигиенические требования к устройству
- 52. Медицинские отходы. Классификация. Сбор, удаление и утилизация
- 54. Питание и здоровье. Законы рационального питания
- 55.Основные направления гигиенического контроля за питание.
- 56.Рациональный режим питания человека.
- 60.Роль и значение витаминов в питании. Оценка витаминной обеспеченности организма. Профилактика
- 96 %. Применяют в питании детей и в лечебном питании. Крупа пшеничная получается также путем дробления
- 21 °С не более 4—6 мес.
- 0,1%), Кислотное число 0,25-1,5 и 0,2% воды
- 64.Консервированные и концентрированные продукты, их гигиеническая характеристика. Показатели
- 3 Единицы расфасовки, при расфасовке по 250― 500 г ― отбирают по 2 единицы, если концентрат поступает россыпью в
- 65.Молоко и молочные продукты, их гигиеническая характеристика. Показатели гигиеническойоценки их
- 70. Гигиенические требование к планировке и оборудованию предприятия общественного питания.
- 72. Лечебно-профилактическое и дополнительное питание,основное предназначение.Порядок его
- 73.Диетическое питание. Основное предназначение. Варианты диетических рационов.
- 74. Статус питания. Классификация. Профилактика нарушений.
- 77. Вредные и опасные условия труда. Классификация условий труда.
- 79.Электромагнитное излучение свч-диапазона как фактор рабочей среды. Специфическое и неспецифическое
- 80.Отработавшие (выхлопные) газы двигателей внутреннего сгорания. Их состав, действие на организм человека
- 83.Открытые источники ионизирующего излучения. Основные направления обеспечения радиационной
- 84.Закрытые источники ионизирующего излучения. Основные направления обеспечения радиационной
- 1 Года — увеличивается в 3 раза. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь
- 88. Детские общеобразовательные учреждения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации.
- 89.Общеобразовательные учреждения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации.
- 7 Х 7 м (для определения остроты зрения и слуха обучающихся), кабинет зубного врача, оборудованный вытяжным
- 30 Мин. Перемены проводятся при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх__