49 Лечебные учреждения. Факторы риска для здоровья персонала и пациентов. Основныегигиенические
требования к планировке.
При нарушении медико-технологическиих и гигиенических требований в ЛПУ обнаруживается негативное действие на
организм следующих факторов: - химической природы – антисептики, медицинские газы, лекарственные аэрозоли,
продукты фотолиза, антропогенные выделения больных; - физической природы – ионизирующие и неионизирующие
электромагнитные излучения, электростатические поля, шум, вибрация, ультразвук; - биологической природы –
антибиотики, белково – витаминные, ферментные, иммунологические средства, препараты крови и аллергены, грибы,
микроорганизмы; - психофизиологической природы – повышенные эмоциональные нагрузки, стрессы, опасность
заражения, высокое напряжение органов зрения, вынужденные рабочие позы, длительные локальные мышечные
нагрузки.
В конечном итоге, ЛПУ превращаются в «зоны повышенного риска», обуславливаемого комплексом вредных
специфических факторов системы «человек-госпитальная среда». Это сопровождается ростом внутригоспитальных
заболеваний среди больных и персонала, увеличением сроков лечения и дней нетрудоспособности, условным
сокращением штата работников и коечной емкости, значительным экономическим и медико-социальным ущербом.
ЛПУ должны размещаться на территории жилых и зеленых массивов населенного пункта с учетом функционального
зонирования, местных санитарно-топографических и климатических условий. Специализированные ЛПУ и отделения
(инфекционные, туберкулезные, психиатрические, реабилитационные и др.), с длительным пребыванием
больных,особым внутренним режимом и дополнительной площадью участка, необходимо располагать в пригородных
зеленых зонах с соблюдением разрыва не менее 1000м до территории жилой застройки. Для действующих туберкулезных
и инфекционных стационаров в районах жилой застройки населенных пунктов разрыв между лечебными корпусами и
жилыми домами должен быть не менее 30м.
Госпитали планируются из расчета 30 коек, а поликлиники -120 посещений в день на 1000 военнослужащих и членов их
28
семей. Медицинские пункты проектируют со стационаром 5, 10 и 20 коек и соответственно на 15, 30 и 60 посещений
амбулатории в смену; медицинские роты – на 100 коек с поликлиникой на 80 посещений.
Участки ЛПУ должны быть удалены от железных дорог, аэропортов и автомагистралей на расстояния, допускаемые
требованиями действующих для этих объектов нормативных документов. В жилой зоне населенного пункта ЛПУ
должны располагаться не ближе 30 м от «красной линии» застройки (линия фасадов жилых домов, выходящая на
транспортную магистраль). Размещение ЛПУ и отделений в санитарно-защитных зонах промышленных объектов, в
первом поясе зоны санитарной охраны водоисточников, на загрязненных химическими и радиоактивными
отходамитерриториях, на участках бывших кладбищ, свалок запрещается. На территории не должно быть построек и
сооружений, не связанных функционально с отделениями и подразделениями ЛПУ.
Участок ЛПУ должен иметь прямоугольную форму ( соотношения сторон 1:2 или 2:3), быть сухим и возвышенным.
Уровень стояния грунтовых вод не должен быть ближе 2 м от поверхности земли.
На отведенных участках здания ЛПУ располагаются централизованно и децентрализовано.
Централизованная система застройки характеризуется двумя типами размещения: моноблочным, когда все
функциональные подразделения располагаются в одном корпусе-моноблоке, и централизованно-блочным, при котором
часть подразделений находится в главном корпусе, а остальные – в зданиях меньшей этажности (блоках), соединенных с
основным корпусом подземными тоннелями или наземными крытыми переходами.
Децентрализованная система объединяет в себе павильонный и смешанный типы застройки. Павильонная застройка, с
размещением отделений и функциональных подразделений в обособленных зданиях, в наибольшей степени отвечает
гигиеническим требованиям.Однако этот тип застройки используется в основном при строительстве инфекционных,
туберкулезных, детских, реабилитационных стационаров, поскольку требует большой площади участка, протяженных
коммуникаций, дублирования медико-технологического оборудования. На территории ЛПУ должны быть организованы
и функционально разделены зоны корпусов для инфекционных и неинфекционных больных, административных и
хозяйственных зданий, поликлиники, садово-парковая, а также отдельные зоны корпусов детского, акушерского, кожно-
венерологического, психиатрического, радиологического и паталогоанатомического отделений.
К территории ЛПУ должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Предусматриваются
раздельные въезды в зоны лечебно-диагностических корпусов для инфекционных и неинфекционных больных,
паталогоанатомического отделения и хозяйственную зону.
Здания стационаров не должны превышать девяти этажей, а детские отделения рекомендуется размещать не выше пятого
этажа.
В подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов допускается размещение кладовых
хозяйственного инвентаря, гардеробных и буфетов для персонала, центральных бельевых, помещений для хранения
вещей больных, сбора грязного белья, некамерной дезинфекции инвентаря и предметов ухода за больными,
вентиляционных камер, теплоузлов, мусороприемников, машинных отделений лифтов и подъемников.
Расположение операционных и реанимационных блоков, палатных отделений на последних этажах зданий допускается
при наличии над ними технического этажа. Размещение и планировка рентгенологических, радиологических и других
специализированных отделений и кабинетов производится в соответствии со специальными требованиями действующих
санитарных правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов.
Приемное отделение, размещаемое в главном корпусе ЛПУ, должно обслуживать зону корпусов для неинфекционных
больных. Помещения приема и выписки больных для детского, акушерского, инфекционного, кожно-венерологического
и психиатрического отделений должны быть отдельными для каждого стационара. Размещение входа в приемное
отделение, в поликлинику, складские помещения аптеки и других подразделений, к которым имеется подъезд для
автомобильного транспорта, под окнами палат не допускается.
Ведущую роль в планировке ЛПУ играют лечебно-диагностические и палатные отделения, доля которых в общем
строительном объеме составляет около 80%.
Для помещений длительного пребывания больных рекомендуется ориентация окон на юг и юго-восток; для палат
интенсивной терапии, «гнойных», асептических это требование является обязательным. Из-за большой площади
29
остекления окон и перегрева в летнее время операционные и реанимационные блоки ориентируются на север и северо-
запад. В основных функциональных помещениях, в связи с большим значением естественной освещенности по
сравнению с жилыми и общественными зданиями, устанавливаются повышенные значения КЕО (0,8-1,6 %), что
достигается при отношении площади остекления к площади пола в палатах 1:5, а в операционных 1:3.
50. Палатные отделения лечебных учреждений. Основные гигиенические требования к устройству и
эксплуатации.
Палатные отделения должны состоять из двух палатных секций и вмещать не более 60 коек, быть непроходными для
персонала, больных и посетителей других отделений и иметь при входе шлюзы, оборудованные вентиляцией и шкафами
для переодевания. В каждой секции на 30 коек рекомендуется предусматривать 60% палат на 4 койки и по 20 % палат на
2 и 1 койки, а также процедурную или перевязочную, санитарную и туалетную комнаты, пост дежурной медицинской
сестры и помещение дневного пребывания больных. Общие для отделения помещения размещаются между секциями в
нейтральной зоне. Для обеспечения антимикробного режима при входе из нейтральной зоны в палатные секции
устанавливаются шлюзы, а в палатах – припалатные вентилируемые шлюзы.
Секции детских отделений должны оборудоваться припалатными шлюзами и иметь не менее двух боксов. Для детей до
одного года предусматривается изолированный отсек на 6-8 коек, оборудованный прозрачными перегородками и постом
дежурной медицинской сестры.
В акушерских отделениях все палаты должны иметь припалатные шлюзы, а число палат на 1 и 2 койки должно быть
неменее 5. Количество детских коек не должно превышать число коек для рожениц. В инфекционных стационарах
мощностью до 60 коек все больные размещаются в боксах или полубоксах. При мощности стационара до 120 коек 50%
больных допускается размещать в боксированных палатах. При входе в
инфекционные, детские, акушерские отделения должны оборудоваться санитарные пропускники для персонала.
В помещениях с сухим режимом работы (палаты) стены рекомендуется окрашивать силикатными и масляными
красками, а потолки покрывать водоэмульсионной или известковой побелкой. Для отделки полов должны
предусматриваться прочные, нескользкие, обладающие повышенными теплоизоляционными свойствами гладкие
материалы: паркет, линолеум, деревянные полы, покрытые масляной краской или лаком.
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать регламентируемые нормативными
документами параметры микроклимата и чистоты вроздушной среды помещений ЛПУ.
В помещениях постоянного пребывания больных и персонала размещение нагревательных приборов у внутренних стен
запрещается. Устройство и поверхности отопительных приборов должны обеспечивать свободный доступ для
проведения влажной уборки и дезинфекции. Использование ограждающих съемных декоративных решеток допускается
в детских отделениях . Рациональное панельное отопление (внутри конструкций стен, пола, потолка) устраивается в
палатах для больных с ожогами и сниженным иммунитетом, асептических блоках, боксах и полубоксах, в инфекционных
и психиатрических
отделениях. Для предупреждения перегревания помещений и персонала в летний период допускается периодическая
подача в систему холодной воды.
Оптимальными значениями температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в палатах общего
профиля соответственно являются: для холодного периода -21-22 С, 30-45 %, 0,1 м/с; для теплового периода года -23-
24С, 30 -35%, 0,15 м/с
Отделения и функциональные подразделения ЛПУ должны оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией с
механическим побуждением. Должна обеспечиваться естественная вентиляция путем устройства фрамуг, форточек и
вытяжных вентиляционных каналов с гравитационным побуждением.
Воздухообмен в палатных секциях должен быть достаточным и максимально отграничивать перетекание воздуха между
палатами, лечебно-диагностическими, вспомогательными помещениями, между отделениями и между смежными
этажами.Для исключения возможности поступления воздушных масс из лестнично-лифтовых узлов в палатные секции
между ними в нейтральной зоне должен обеспечиваться подпор воздуха, а при входе оборудовании шлюз, оснащенный
автономной вентиляцией с механическим побуждением.
Палаты и коридоры палатных секций должны иметь естественное освещение. Компенсировать его в указанных
помещениях искусственным освещением а также загораживать световые проемы как снаружи, так и внутри здания
запрещается.
Глубина палат при естественном одностороннем освещении должна быть не более 6м, а расстояние между световыми
проемами в коридоре при торцевом и боковом освещении не должно превышать 24 м.
Для освещения палат следует использовать комбинированное освещение (общее и местное). Для управления ночным
освещением всех палат секции предусматривается один выключатель у порста дежурной медицинской сестры.
Включатели общего освещения устанавливаются в коридорах у входа палаты, местного – у постели больного.
Санитарно – бытовое и технологическое оборудование, мебель и инвентарь должны соответствовать техническим
условиям и стандартам, иметь покрытие, обеспечивающее проведение влажной уборки и дезинфекции.
В припалатных шлюзах, боксах и полубоксах должны устанавливаться унитазы и умывальники с подводкой горячей и
холодной воды. В палатах без шлюзов устанавливаются умывальники с подводкой горячей и холодной воды.
Поступление больных в палатное отделение без их санитарной обработки и комплекта чистого нательного белья,
пижамы и госпитальных туфель не допускается. Перед поступлением больного в палату кровать, прикроватная тумбочка
и стул протираются ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором. Кровать застилается чистым комплектом
постельного белья.
30
В палатах больничные койки устанавливаются в строгом соответствии с гигиеническими нормативами площади на 1
койку, но не более 4 коек. Расстояние между длинной стороной коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м.
Расстояние между торцами коек в четырехкоечных палатах, а также между торцами коек и стеной в палатах на 2-3 койки
должно быть не менее 1,2 м.
В палате больному выделяются индивидуальные предметы ухода: стакан, поильник, подкладное судно, плевательница,
полотенца для рук и ног, мыло. Больному разрешается брать с собой предметы личной гигиены. Предметы ухода за
больными должны ежедневно обеззараживаться.
Больные с педикулезом, прошедшие санитарную обработку в приемном отделении, размещаются в отдельных
палатах.Также в отдельные палаты изолируются больные с инфекцией любой локализации. Больные должны строго
выполнять требования личной гигиены.
Для санитарной (общей или частичной) обработки кожных покровов используются антисептики, не содержащие спирты,
обладающие дезинфицирующими и моющими свойствами. Помывка больных осуществляется с одновременной сменой
нательного и постельного белья не реже 1 раза в 7 дней. Грязное белье от больных в отделениях собирается в
герметичную маркированную тару и направляется в нейтральную зону в помещение для временного хранения грязного
белья. Временное хранение грязного белья допускается не более 12 часов. Для работы с грязным бельем персонал
обеспечивается сменной рабочей одеждой. Чистое белье каждого отделения хранится в бельевых.
Стирка белья осуществляется централизованно в прачечных ЛПУ по установленному графику, раздельно для больных и
персонала. Белье инфекционных больных, больных с кожными заболеваниями и гнойно-септическими осложнениями
подвергается предварительной дезинфекции. В палатных отделениях влажная уборка помещений с мытьем полов,
протиркой мебели, оборудования, раковин, подоконников и другого осуществляется не реже 2 раз в сутки с применением
моющих и дезинфицирующих средств.Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и применяться раздельно для
уборки палат, процедурных,
буфетных и т.д. После использования уборочный инвентарь подвергается обеззараживанию, мойке, сушке и хранится
раздельно в строго установленных местах. Генеральная уборка- не реже 1 раза в месяц с тщательным мытьем и
дезинфекцией стен, полов, потолков, мебели. Проветривание через форточки и фрамуги не менее 4 раз в сутки.
Медицинский и обслуживающий персонал палатных отделений обеспечивается комплектами сменной рабочей одежды в
соответствии с нормами снабжения. Рабочая одежда хранится в индивидуальных шкафах раздельно от домашней
одежды. Медицинский персонал обязан мыть руки с мылом перед выполнением процедур, осмотром больного, приемом
пищи, а также после выполнения манипуляций, посещения санитарных узлов и комнат, палат, других отделений и
подразделений. Необходимо мыть руки после каждого контакта с пациентом, независимо от использования перчаток. Все
инвазивные диагностические и лечебные манипуляции проводятся в перчатках.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2.Профессор Доброславин а.П. – основоположник отечественной гигиенической науки, выдающийся ученый,
- 4.Гигиена, еѐ место в медицине. Цель, предмет, объекты и методы исследования.
- 5. Необходимость гигиенических знаний в деятельности врача-клинициста (несколько раз). Знание гигиены как
- 6.Универсальные принципы защиты человека от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
- 7.Здоровье человека – предмет исследования гигиены. Причины, определяющие уровень здоровья человека и
- 8.Здоровье человека, коллектива, населения. Показатели. Здоровье – это состояние полного физического,
- 9.Окружающая среда и еѐ структура: виды, элементы и факторы.
- 13.Физические факторы воздуха атмосферы и жилых помещений. Гигиеническое значение. Профилактика
- 14.Химические факторы воздуха атмосферы и жилых помещений. Гигиеническое значение. Профилактика
- 15.Комплексные показатели гигиенической оценки теплового состояния окружающей среды. Метеорологические
- 2) Учитывающие физиологическое напряжение организма от теплового воздействия окружающей среды. В их основе
- 16.Климат и погода. Микроклимат помещений. Факторы и их гигиеническое значение.
- 17.Вода. Физиолого-гигиеническое и санитарно-эпидемиологическое значение.
- 18.Самоочищение поверхностных водоемов. Сущность и гигиеническое значение.
- 21) .Основные принципы гигиенического нормирования и их реализация.
- 22) Первичная профилактика заболевании,̆ основные направления реализации, роль медицинских работников.
- 24) Санитарно-противоэпидемические мероприятия. Мероприятия, проводимые мед работниками.
- 26) Гигиеническое обучение и гигиеническое воспитание населения (военнослужащих). Цель, задачи, формы,
- 28.Здоровыйобразжизни: основныеэлементы, рольмедицинскихработников вего пропаганде.Здоровье человека
- 30.Переохлаждениеорганизмачеловека.Факторыриска.Основныенаправленияисредствапрофилактики.
- 31.Перегреваниеорганизмачеловека.Факторыриска.Основныенаправленияисредствапрофилактики.
- 32.Источникиводоснабжения. Классификацияигигиеническаяхарактеристика. Правилавыбора.
- 33.Зонысанитарнойохраны
- 38 Обеззараживание воды. Гигиеническая характеристика химических методов обеззараживания воды.
- 39 Водообеспечение и водопотребление в условиях жаркого климата. Гигиенические особенности.
- 3Км от болот; - иметь почву, обладающую хорошими фильтрующими и самоочищающимися свойствами ; -быть хорошо
- 3. Ртутно-кварцевые лампыс исправленной цветностью типа дрл применяются для освещения больших помещений , а
- 47.Жидкие отходы населѐнных пунктов. Гигиеническая характеристика сбора, удаления, очистки и утилизации.
- 48 Госпитальная гигиена. Цель, предмет, объекты и методы исследований. Еѐ значение впрактической
- 49 Лечебные учреждения. Факторы риска для здоровья персонала и пациентов. Основныегигиенические
- 51. Операционный блок лечебного учреждения. Основные гигиенические требования к устройству
- 52. Медицинские отходы. Классификация. Сбор, удаление и утилизация
- 54. Питание и здоровье. Законы рационального питания
- 55.Основные направления гигиенического контроля за питание.
- 56.Рациональный режим питания человека.
- 60.Роль и значение витаминов в питании. Оценка витаминной обеспеченности организма. Профилактика
- 96 %. Применяют в питании детей и в лечебном питании. Крупа пшеничная получается также путем дробления
- 21 °С не более 4—6 мес.
- 0,1%), Кислотное число 0,25-1,5 и 0,2% воды
- 64.Консервированные и концентрированные продукты, их гигиеническая характеристика. Показатели
- 3 Единицы расфасовки, при расфасовке по 250― 500 г ― отбирают по 2 единицы, если концентрат поступает россыпью в
- 65.Молоко и молочные продукты, их гигиеническая характеристика. Показатели гигиеническойоценки их
- 70. Гигиенические требование к планировке и оборудованию предприятия общественного питания.
- 72. Лечебно-профилактическое и дополнительное питание,основное предназначение.Порядок его
- 73.Диетическое питание. Основное предназначение. Варианты диетических рационов.
- 74. Статус питания. Классификация. Профилактика нарушений.
- 77. Вредные и опасные условия труда. Классификация условий труда.
- 79.Электромагнитное излучение свч-диапазона как фактор рабочей среды. Специфическое и неспецифическое
- 80.Отработавшие (выхлопные) газы двигателей внутреннего сгорания. Их состав, действие на организм человека
- 83.Открытые источники ионизирующего излучения. Основные направления обеспечения радиационной
- 84.Закрытые источники ионизирующего излучения. Основные направления обеспечения радиационной
- 1 Года — увеличивается в 3 раза. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь
- 88. Детские общеобразовательные учреждения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации.
- 89.Общеобразовательные учреждения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации.
- 7 Х 7 м (для определения остроты зрения и слуха обучающихся), кабинет зубного врача, оборудованный вытяжным
- 30 Мин. Перемены проводятся при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх__