48 Госпитальная гигиена. Цель, предмет, объекты и методы исследований. Еѐ значение впрактической
деятельности врача.
Госпитальная _____гигиена – это область профессиональной профилактической деятельности медицинских работников,
направленная на выполнение положений санитарного законодательства, санитарных правил и норм в устройстве,
оборудовании и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) для сохранения и улучшения своего
здоровья и здоровья больных. Госпитальная гигиена – это отрасль гигиены, изучающая проблемы сохранения здоровья
медицинского персонала и более эффективного восстановления здоровья больных в системе «человек – госпитальная
среда». Госпитальная гигиена является основой обеспечения безопасности госпитальной среды и неотъемлемой
составной частью оказания квалифицированной, специализированной стационарной и амбулаторно – поликлинической
медицинской помощи военнослужащим и прикрепленным контингентам во всех ЛПУ МО РФ, к которым относятся:
военные госпитали; медицинские роты, войсковые лазареты и медицинские пункты; поликлиники; военные санатории
идома отдыха. Как медицинская профилактическая дисциплина госпитальная гигиена решает актуальные задачи в
следующих основных направлениях: - разработка и корректировка гигиенических нормативов и требований для
проектирования, строительства, реконструкции и оптимизации работы ЛПУ с целью обеспечения санитарно –
эпидемиологического благополучия больных и медицинского персонала; - регламентация характера и условий труда
персонала для обеспечения безопасности лечебно – диагностического процесса, и повышения эффективности
профилактических мероприятий; - совершенствование питания, водоснабжения, комунально - бытового обустройства и
других видов обеспечения с целью повышения качества госпитальной среды, способствующей выздоровлению больных;
27
- профилактика госпитальных инфекций среди больных и внутригоспитальных заболеваний среди персонала, в том числе
профессиональных; - многоуровневая профессиональная профилактическая подготовка всех категорий медицинских
работников ЛПУ
Решение задач госпитальной гигиены предусматривает реализацию ряда социально – экономических мер, проведения
комплекса профилактических мероприятий ( организационных, административных, инженерно-технических, медико-
социальных и др.), осуществляемых командованием, администрацией и службами обеспечения в ЛПУ, что требует
единого понимания всеми специалистами путей, средств и методов для достижения цели.
Содержательная сущность госпитальной гигиены состоит в организации и реализации основных ее положений в виде
мероприятий, осуществляемых при единении усилий специалистов различного профиля, должностных лиц и всего
персонала ЛПУ, для обеспечения благоприятных условий пребывания больных, труда медицинских работников,
должного качества госпитальной среды, определяющих в совокупности безопасность и эффективность лечебно –
диагностического и оздоровительного процессов.
Объектами исследования госпитальной гигиены являются человек (медицинские работники и больные) и госпитальная
среда.
Предметом ее изучения служит лечебно – профилактический процесс в ЛПУ как взаимодействие госпитальной среды и
человека и его результат, т.е. уровень здоровья больных и персонала.
Госпитальная среда – это сложная, специфическая и очень динамичная взаимообразующая система элементов и факторов
ЛПУ, к которым в процессе устройства, оборудования и эксплуатации предъявляется целый свод гигиенических
нормативов и требований, обеспечивающих при их выполнении должное ее качество.
Основными системообразующими для госпитальной среды являются две группы элементов: объективные
(топографические, архитектурно – планировочные, инженерно –технические, санитарно – бытовые и др.) и социально-
субъективные (организация лечебно – диагностического процесса), полнота и своевременность проведения
профилактических мероприятий, квалификация персонала, укомплектованность штатом, морально – психологические
установки и мотивация медицинских работников, количественная и качественная адекватность питания, водоснабжения
и других видов обеспечения и т.п.).
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2.Профессор Доброславин а.П. – основоположник отечественной гигиенической науки, выдающийся ученый,
- 4.Гигиена, еѐ место в медицине. Цель, предмет, объекты и методы исследования.
- 5. Необходимость гигиенических знаний в деятельности врача-клинициста (несколько раз). Знание гигиены как
- 6.Универсальные принципы защиты человека от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
- 7.Здоровье человека – предмет исследования гигиены. Причины, определяющие уровень здоровья человека и
- 8.Здоровье человека, коллектива, населения. Показатели. Здоровье – это состояние полного физического,
- 9.Окружающая среда и еѐ структура: виды, элементы и факторы.
- 13.Физические факторы воздуха атмосферы и жилых помещений. Гигиеническое значение. Профилактика
- 14.Химические факторы воздуха атмосферы и жилых помещений. Гигиеническое значение. Профилактика
- 15.Комплексные показатели гигиенической оценки теплового состояния окружающей среды. Метеорологические
- 2) Учитывающие физиологическое напряжение организма от теплового воздействия окружающей среды. В их основе
- 16.Климат и погода. Микроклимат помещений. Факторы и их гигиеническое значение.
- 17.Вода. Физиолого-гигиеническое и санитарно-эпидемиологическое значение.
- 18.Самоочищение поверхностных водоемов. Сущность и гигиеническое значение.
- 21) .Основные принципы гигиенического нормирования и их реализация.
- 22) Первичная профилактика заболевании,̆ основные направления реализации, роль медицинских работников.
- 24) Санитарно-противоэпидемические мероприятия. Мероприятия, проводимые мед работниками.
- 26) Гигиеническое обучение и гигиеническое воспитание населения (военнослужащих). Цель, задачи, формы,
- 28.Здоровыйобразжизни: основныеэлементы, рольмедицинскихработников вего пропаганде.Здоровье человека
- 30.Переохлаждениеорганизмачеловека.Факторыриска.Основныенаправленияисредствапрофилактики.
- 31.Перегреваниеорганизмачеловека.Факторыриска.Основныенаправленияисредствапрофилактики.
- 32.Источникиводоснабжения. Классификацияигигиеническаяхарактеристика. Правилавыбора.
- 33.Зонысанитарнойохраны
- 38 Обеззараживание воды. Гигиеническая характеристика химических методов обеззараживания воды.
- 39 Водообеспечение и водопотребление в условиях жаркого климата. Гигиенические особенности.
- 3Км от болот; - иметь почву, обладающую хорошими фильтрующими и самоочищающимися свойствами ; -быть хорошо
- 3. Ртутно-кварцевые лампыс исправленной цветностью типа дрл применяются для освещения больших помещений , а
- 47.Жидкие отходы населѐнных пунктов. Гигиеническая характеристика сбора, удаления, очистки и утилизации.
- 48 Госпитальная гигиена. Цель, предмет, объекты и методы исследований. Еѐ значение впрактической
- 49 Лечебные учреждения. Факторы риска для здоровья персонала и пациентов. Основныегигиенические
- 51. Операционный блок лечебного учреждения. Основные гигиенические требования к устройству
- 52. Медицинские отходы. Классификация. Сбор, удаление и утилизация
- 54. Питание и здоровье. Законы рационального питания
- 55.Основные направления гигиенического контроля за питание.
- 56.Рациональный режим питания человека.
- 60.Роль и значение витаминов в питании. Оценка витаминной обеспеченности организма. Профилактика
- 96 %. Применяют в питании детей и в лечебном питании. Крупа пшеничная получается также путем дробления
- 21 °С не более 4—6 мес.
- 0,1%), Кислотное число 0,25-1,5 и 0,2% воды
- 64.Консервированные и концентрированные продукты, их гигиеническая характеристика. Показатели
- 3 Единицы расфасовки, при расфасовке по 250― 500 г ― отбирают по 2 единицы, если концентрат поступает россыпью в
- 65.Молоко и молочные продукты, их гигиеническая характеристика. Показатели гигиеническойоценки их
- 70. Гигиенические требование к планировке и оборудованию предприятия общественного питания.
- 72. Лечебно-профилактическое и дополнительное питание,основное предназначение.Порядок его
- 73.Диетическое питание. Основное предназначение. Варианты диетических рационов.
- 74. Статус питания. Классификация. Профилактика нарушений.
- 77. Вредные и опасные условия труда. Классификация условий труда.
- 79.Электромагнитное излучение свч-диапазона как фактор рабочей среды. Специфическое и неспецифическое
- 80.Отработавшие (выхлопные) газы двигателей внутреннего сгорания. Их состав, действие на организм человека
- 83.Открытые источники ионизирующего излучения. Основные направления обеспечения радиационной
- 84.Закрытые источники ионизирующего излучения. Основные направления обеспечения радиационной
- 1 Года — увеличивается в 3 раза. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь
- 88. Детские общеобразовательные учреждения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации.
- 89.Общеобразовательные учреждения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации.
- 7 Х 7 м (для определения остроты зрения и слуха обучающихся), кабинет зубного врача, оборудованный вытяжным
- 30 Мин. Перемены проводятся при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх__