logo search
сборник_2012_2 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Вопросы медицинской этики

ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Дорошкевич О. С.

Научный руководитель: зав. кафедрой анатомии человека,

к.м.н, доцент В. Н. Жданович

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Профессии врача присущи специальные знания, умения и навыки профилактики, диагностики и лечения заболеваний, а также морально-этические качества, определяющие поведения врача во взаимоотношениях с пациентом, его родственниками, коллегами и обществом, поэтому процесс обучения в университете должен сочетать в себе не только специальную, но и нравственно профессиональную подготовку [1, 2].

Медицинская этика требует от медицинского работника как настоящего, так и будущего, гуманного отношения не только к жизни, но и к смерти. Человек, как высшая ценность, имеет право не только на достойную жизнь, но и на достойное обращение с его телом после смерти.

Цель исследования

Установить особенности принципов и норм поведения при изучении анатомии человека.

Результаты обсуждение

Анатомия человека является первой медицинской дисциплиной, изучение которой сводится не только к приобретению знаний о строении тела человека, но и формированию нравственно-психологических качеств, соответствующих гуманистическому назначению врачебной специальности. Принцип гуманности в процессе изучения анатомии человека воплощается в бережном и уважительном обращении с препаратами человеческого тела. В основу гуманного отношения заложена мысль о том, что анатомический материал, способствующий профессиональному становлению обучающегося, является останками людей, каждый из которых представлял собой личность.

Изучению строения тела человека на трупах издавна предавалось важное значение. Своим прогрессом анатомия человека, как и опирающаяся на нее медицина в целом, обязана вскрытию тел умерших. Исключительное значение изучения трупа человека в подготовке врача отражено в крылатых изречениях, начертанных на фронтонах анатомических театров: «Mortui vivos docuint» («Мертвые учат живых») и «Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae» («Здесь смерть помогает жизни»).

Использование тел умерших в учебных целях требует соблюдения так же правовых и организационных норм. Поступившие трупы, это тела умерших людей, у которых не осталось родственников или от погребения которых родственники отказались. Тела подвергаются бальзамированию растворами, предотвращающими естественный процесс разложения тканей. Изготовленные сотрудниками кафедры анатомические препараты являются необходимыми наглядными пособиями, способствующими познанию строения тела человека. Они позволяют видеть детали естественного строения органов, создают объемное представление об их строении и взаимном расположении. Для учебных целей анатомические препараты изготавливают методом препарирования. При препаровке следует бережно относиться к органам и тканям, избегать их размозжения или растяжения. Перед выдачей студентам для изучения их отмывают от бальзамирующего раствора. Во время учебного процесса указывать на анатомические структуры необходимо прикосновением пинцета или указки, не повреждая препарат, что позволит сохранить его для обучения большего числа студентов. По окончанию использования в учебном процессе труп кремируется, а прах захоранивается на кладбище в установленном порядке.

Использование в учебном процессе тела умершего человека и его органов предполагает необходимость соблюдение морально-этических норм поведения у обучающихся. Обязательное ношение на кафедре медицинского халата. При работе с анатомическими препаратами, которые являются частями человеческого тела, недопустимы громкие разговоры, смех, шутки; недопустимо принимать пищу в помещениях, где находятся трупы или анатомические препараты. Запрещается выносить препараты за пределы помещений кафедры.

Важное значение придается формированию навыка хранения врачебной тайны, который проявляется в закрытости обсуждения профессиональных вопросов. Обучающиеся должны быть сдержаны при обсуждении учебных дел и впечатлений, связанных с работай с анатомическими препаратами. Не следует их обсуждать с коллегами в присутствии иных лиц, например на улице, в общественном месте, в кругу друзей и знакомых.

Заключение

На кафедре анатомии человека через решение специфических учебных задач закладывается основа нравственно-профессиональной подготовки, превращение знаний медицинской этики в личные убеждения и соблюдение их в практической деятельности.