logo
сборник_2012_2 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Энциклопедия: лауреаты Нобелевской премии: в 2 т. / под ред. Т. Уоссон: пер. с англ.-т. — М: Прогресс, 1992.

2. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://n-t.ru/nl/mf/jacob.htm.

УДК 613.865: 378.4-057.875 (476.6)

ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Карпович О. В.

Научный руководитель: д.м.н., доцент И. А. Наумов

Учреждение образования

«Гродненский государственный медицинский университет»

г. Гродно, Республика Беларусь

Введение

Студенческая молодежь представляет собой специфическую социальную группу, для которой характерны стремительный темп жизни, выраженная информационная нагрузка, высокие требования к оперативной памяти и стартовой готовности. В результате сокращается продолжительность сна, отмечается постоянное психоэмоциональное напряжение, ослабляются процессы внимания, снижаются возможности памяти, мышления. Выраженность изменений зависит от функционального состояния организма и особенностей работы центральной нервной системы (ЦНС) [2, 5].

Цель исследования

Провести анализ умственной работоспособности студентов путем исследования возбудимости клеток коры головного мозга, подвижности основных корковых процессов.

Материал и методы исследования

С целью оценки функционального состояния ЦНС, соотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга были обследованы студентки 2 курса лечебного (25 человек) и педиатрического факультетов (25 человек) Гродненского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

По методу «тепинг-теста» отмечена подвижность нервных процессов по количеству проставленных точек (стабильное, уменьшение и увеличение от квадрата к квадрату). На бумагу машинописного формата, крестообразно расчерченную на 4 квадрата, которые обозначены цифрами 1, 2. 3, 4, по часовой стрелке студенты по команде преподавателя в течение 10 минут наносили точки в максимальном быстром темпе, количество которых в каждом квадрате затем подсчитывалось. Исследование повторялось 4 раза, что необходимо для заключительного анализа [1, 3, 4].

С помощью «субъективной минуты» оценены реакции организма, отражающие соотношение процессов возбуждения и торможение в коре головного мозга (рассчитаны коэффициент отклонения от точного времени (КОВ1 и КОВ2) и соотношение нервных процессов (СНП)). Данный тест выполнялся 4-кратно на протяжении занятия. Испытуемым предлагалось определить с точностью до секунды длительность временного интервала, не пользуясь часами. Время определялось по секундомеру, при этом длительность интервала не превышала 2 минут. Проведена оценка ориентировочного и точного времени, пользуясь часами. Время определялось по секундомеру, при этом длительность интервала не превышала 2 минут. Проведена оценка ориентировочного иточного времени.

За 15 минут до окончания практического занятия в течение 5 минут повторно выполнялся вышеуказанный комплекс исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование позволило выявить достоверное различие величин показателя КОВ1 среди обследованных обеих групп, что явилось следствием более выраженного неблагоприятного влияния условий учебной деятельности на функциональное состояние ЦНС студенток педиатрического факультета и свидетельствует о более выраженных процессах торможения в коре головного мозга вследствие развития процесса утомления. Это также подтверждается явными различиями показателя СНП (таблица 1).

Таблица 1 — Результаты геста «субъективная минута» в группах обследованных

Показатели

Лечебный факультет

Педиатрический факультет

Р

КОВ1

-5,14 ± 2,2

-14,14 ± 2,21

< 0,05

КОВ2

-2,37 ± 2,77

-6,09 ± 2,11

СИП

-7,51 ± 4,35

-20,23 ± 3,39

< 0,05

Оценка подвижности нервных процессов при проведении теппинг-теста позволила установить следующее: стабильное количество точек у 37 % девушек лечебного факультета и у 31 % студенток педиатрического факультета. Увеличение количества точек от квадрата к квадрату наблюдалось у 5 % девушек лечебного факультета и у 9 % студенток педиатрического факультета, что оценено как свидетельство высокой возбудимости клеток коры головного мозга и хорошего функционального состояния ЦНС. Однако у 6 % студенток лечебного факультета и у 12 % девушек педиатрического факультета отмечено стойкое уменьшение количества точек, что позволяет утверждать о снижении их работоспособности и нарастании процесса утомления.

Выводы

Таким образом, учебный процесс и образ жизни студенток лечебного и педиатрического факультетов медицинского университета оказывают негативное влияние на состояние здоровья и уменьшает их умственную работоспособность.