logo
сборник_2012_2 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Физическое развитие девушек

СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Корпачёва Д. А.

Научный руководитель: зав. кафедрой физического воспитания и спорта Г. В. Новик

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Физическое развитие — естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных признаков организма, обусловленный наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Эффективность физического воспитания в значительной мере обусловлена возможностью определять и корректировать средства и методы педагогического воздействия на занимающихся на основании объективной информации о состоянии их физического здоровья и функциональных систем организма [1].

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата [2].

Цель

Анализ физического развития девушек специального медицинского отделения.

Методы

Анализ научно-методической литературы, антропометрия, математическая обработка полученных результатов.

Результаты и обсуждение

В начале 2011–2012 учебного года на кафедре физического воспитания и спорта Гомельского государственного медицинского университета были проведены исследования физического развития студенток 4 курса, которым по состоянию здоровья рекомендованы занятия в специальной медицинской группе. При оценке физического развития использовался метод индексов, который основан на соотношении двух или нескольких признаков физического развития. В исследовании приняли участие 24 студентки.

Анализ весо-ростового индекса Кетле (ИК) показал, что средние величины находятся в пределах нормы. Осенью 2011 г. на 1 см длины тела студенток приходилось от 292 до 488 г веса тела. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Индекс Кетле (ИК)

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества

исследованных

200–299

Истощение

4

17

300–324

Дефицит МТ

4

17

325–375

Нормальный вес

10

42

376–415

Превышение должной МТ

3

12,5

416–540

Излишний вес

3

12,5

Для расчета степени соответствия массы человека и его роста, а так же косвенной оценки, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной был применен индекс массы тела (ИМТ), который показал, что нормальную массу тела имеют 75 % обследуемых девушек, дефицит массы тела у 12,5 %, избыток массы тела — также у 12,5 % девушек.

Таблица 2 — Индекс массы тела (ИМТ)

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества

исследованных

< 18,5

Дефицит МТ

3

12,5

18,5–24,9

Норма

18

75

25,0–29,9

Избыток МТ

3

12,5

При расчете силового индекса (СИ) были получены следующие результаты: хороший и удовлетворительный показатель определен у 71 % девушек, неудовлетворительный — у 29 % студенток соответственно (таблица 3).

Таблица 3 — Силовой индекс (СИ)

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества

исследованных

48–50 %

Удовлетворительно

17

71

< 48 %

Неудовлетворительно

7

29

Для оценки уровня сердечно-сосудистых резервов использовался индекс Робинсона (ИР). После математической обработки данных мы получили следующие результаты: высокий уровень резервов показали 21 % девушек, средний — 17 %, низкий — 62 % студенток соответственно (таблица 4).

Таблица 4 — Индекс Робинсона (ИР)

Значение

Интерпретация

Количество студентов в данном интервале

Процент от общего количества исследованных

<76

Высокий уровень резервов

5

21

76-85

Средний уровень резервов

4

17

>85

Низкий уровень резервов

15

62

Для оценки показателей функционального состояния вегетативной нервной системы, а в частности соотношения возбудимости ее симпатического и парасимпатического отделов был применен расчет вегетативного индекса Кардю (ВИ) на основании значений ЧСС и диастолического АД. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Вегетативный индекс Кардю (ВИ)

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего

количества исследованных

< -30

Выраженная парасимпатотония

0

0

-30 – -16

Парасимпатотония

0

0

-15–15

Уравновешенность симп. и парасимп. влияний

11

46

16–30

Симпатотония

11

46

> 30

Выраженная симпатотония

2

8

Для оценки функционального состояния организма использовался расчет индекса функциональных изменений — интегрального показателя на основе значений артериального давления, возраста, роста и массы тела. Достаточные функциональные возможности показали 92 % студенток, у 8 % выявлено напряжение механизмов регуляции кровообращения и адаптации (таблица 6).

Таблица 6 — Индекс функциональных изменений

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества исследованных

1,5–2,59

Достаточные функц. возможности

22

92

2,6–3,09

Напряжение механизмов регуляции кровообращения и адаптации

2

8

Для оценки степени тренированности сердечно-сосудистой системы к нагрузке использовался коэффициент выносливости, высчитанный с применением величин частоты сердечных сокращений и пульсового давления. Оценке «отлично» соответствуют 4% девушек, «удовлетворительно» — 29 %, «неудовлетворительно» — 67 % (таблица 6).

Таблица 7 — Коэффициент выносливости

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества

исследованных

До 12

«Отлично»

1

4

13–15

«Хорошо»

0

0

16–20

«Удовлетворительно»

7

29

21–25

«Неудовлетворительно»

16

67

Вывод

Проведение исследований позволило получить количественную характеристику морфофункциональных, физиологических и психофизиологических параметров, характеризующих физическое развитие человека.