logo
сборник_2012_2 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Барашнев, Ю. И. Перинатальная неврология / Ю. И. Барашнев. — М.: Триада-Х., 2000. — 640 с.

2. Неонатология: учеб. пособие / А. К. Ткаченко [и др.]; под ред. А. К. Ткаченко, А. А. Устинович. — Минск: Выш. шк., 2009. — 494 с.

3. Пальчик, А. Б. Современные представления о перинатальной энцефалопатии / А. Б. Пальчик // Российский педиатрический журнал. — 2001. — № 1. — С. 31–35.

УДК 614.212 (075.8)

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

НАСЕЛЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Капуста Е. В.

Научный руководитель: старший преподаватель С. В. Куницкая

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

г. Минск, Республика Беларусь

Введение

Вопросы качества оказания медицинской помощи населению являются приоритетными для системы здравоохранения Республики Беларусь.

В настоящее время имеется несколько концептуальных подходов к обеспечению качества медицинской помощи. Одним из наиболее распространенных является подход A. Donabedian, предложившего три аспекта, характеризующих качество в системе здравоохранения:

— качество структуры (организационно-техническое качество ресурсов: здания, сооружения, оборудование, материалы, кадры);

— качество процесса (технологии, профилактика, диагностика, лечение, соблюдение принципа стандартов);

— качество результата (достижение принятых клинических показателей и соотнесение их с экономическими показателями).

С учетом специфики здравоохранения существуют 3 модели управления качеством: профессиональная (индивидуальный профессиональный уровень), бюрократическая (стандартизации объемов и результатов медицинской помощи) и индустриальная (модель У. Э. Деминга, которая основана на трех основных принципах: процессном подходе, непрерывном повышении качества, участии в управлении качеством всего персонала и самоконтроле ключевых этапов процесса).

Цель исследования

Изучение качества оказания медицинской помощи и выявление факторов, влияющие на оказание медицинской помощи.

Материалы и методы исследования

Выборка составила 155 человек — пациенты, обратившихся в ГУ «Центральную районную клиническую поликлинику № 1» г. Минска в период с ноября 2011 г. по январь 2012 г.

При проведении исследования использовались: социологический метод (анкетирование), психологическое тестирование, статистический метод.

Результаты исследования

Среди всех респондентов женщины составили 71,6 %, мужчины — 28,4 %. Распределение по возрасту следующее до 25 лет – 29,7%, 26-45 лет – 38,06%, 46–60 лет — 18,06 %, старше 60 лет — 14,2 %. Из всех опрошенных доля работающих составила 64,5%, студенты — 16,8%, пенсионеры — 17,4 %, инвалиды — 5,8 %, временно не работающие 1,3 %. По поводу острого заболевания обратились 39,4 % респондента, по поводу обострения хронического заболевания — 20 %, для прохождения профилактического осмотра — 13,5%, на консультацию — 6,5 %.

В организации работы поликлиники среди причин неудовлетворенности 48,4 % опрошенных указали на низкую доступность узких специалистов, 36,8 % респондентов не удовлетворяет организация приема к врачу, 32,9 % указали на отсутствие современного оборудования.

Большинство респондентов — 72,3 % отметили, что медицинский персонал отнесся к ним со вниманием и участием, 18,1 % — оценили отношение персонала как «не очень внимательно», остальные затруднились ответить.

Информацию о правах пациента опрошенные получают в страховых организациях 51 %, через средства массовой информации (телевидение, радио) — 34,8 %, в медицинских организациях — 27,1 %. Выбранная нами поликлиника предоставляет ряд платных медицинских услуг, 30,3 % респондентов указали на получение платных услуг (обследование — 13 %, курс лечения — 17,3 %).

В целом, говоря о результативности полученного лечения, 67,1 % респондентов отметили улучшение, «без перемен» — 31,6 %. Остались удовлетворенными качеством и доступностью медицинской помощи, оказанной в поликлинике, 65,2 % респондентов.

Выводы

Полученные результаты позволяют утверждать, что для повышения удовлетворенности населения медицинской помощью необходимо решать проблемы организационного характера (организация приема, информированность о платных медицинских услугах в поликлинике, соблюдение норм этики и деонтологии) и заниматься обновлением материально-технической базы.