logo
сборник_2012_2 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Теоретические аспекты физической культуры в высшем учебном заведении / Г. В. Новик, Н. В. Карташева, Т. Ф. Геркусова: в 4 ч. — Гомель: «ГГМУ», 2007. — Т. 2.

УДК 612.66-055.2:796

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕВУШЕК ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Кориачёва Д. А.

Научный руководитель: зав. кафедрой физического воспитания и спорта Г. В. Новик

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Физическое развитие — естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных признаков организма, обусловленный наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Эффективность физического воспитания в значительной мере обусловлена возможностью определять и корректировать средства и методы педагогического воздействия на занимающихся на основании объективной информации о состоянии их физического здоровья и функциональных систем организма [1].

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата.

Цель

Анализ физического развития девушек основного учебного отделения.

Методы

Анализ научно-методической литературы, антропометрия, математическая обработка полученных результатов.

Результаты и обсуждение

В начале 2011–2012 учебного года на кафедре физического воспитания и спорта Гомельского государственного медицинского университета были проведены исследования физического развития студенток 4 курса основного учебного отделения. При оценке физического развития использовался метод индексов, который основан на соотношении двух или нескольких признаков физического развития. В исследовании приняли участие 24 студентки.

Анализ весо-ростового индекса Кегле (ИК) показал, что средние величины находятся в пределах нормы. Осенью 2011 года на 1 см длины тела студенток приходилось от 283 до 471 г веса тела. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Индекс Кетче

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества

исследованных

200–299

Истощение

1

12,5

300–324

Дефицит МТ

8

33

325–375

Нормальный вес

10

42

376–415

Превышение должной МТ

0

416–540

Излишний вес

3

12,5

Для расчета степени соответствия массы человека и его роста, а так же косвенной оценки, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной был применен индекс массы тела (ИМТ), который показал, что нормальную массу тела имеют 75 % обследуемых девушек, дефицит массы тела у 17 %, избыток массы тела — 8 % девушек соответственно (таблица 2).

Таблица 2 — Индекс массы тела (ИМТ)

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего

количества исследованных

< 18,5

Дефицит МТ

4

17

18,5–24,9

Норма

18

75

25,0–29,9

Избыток МТ

2

8

При расчете силового индекса (СИ) были получены следующие результаты: хороший и удовлетворительный показатель определен у 88 % девушек, неудовлетворительный — у 12 % студенток соответственно (таблица 3).

Таблица 3 — Силовой индекс (СИ)

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества

исследованных

48–50 %

Удовлетворительно

21

88

<48%

Неудовлетворительно

3

12

Для оценки уровня сердечно-сосудистых резервов использовался индекс Робинсона (ИР). После математической обработки данных мы получили следующие результаты: высокий уровень резервов показали 33 % девушек, средний — 29 %, низкий — 38 % студенток соответственно (таблица 4).

Таблица 4 — Индекс Робинсона (ИР)

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества

исследованных

< 76

Выеокий уровень резервов

8

33

76–85

Средний уровень резервов

7

29

> 85

Низкий уровень резервов

9

38

Для оценки показателей функционального состояния вегетативной нервной системы, а в частности соотношения возбудимости ее симпатического и парасимпатического отделов был применен расчет вегетативного индекса Кардю (ВИ) на основании значений ЧСС и диастолического АД. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Вегетативный индеке Кардю

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества

исследованных

< -30

Выраженная парасимпатотония

0

-30 – -16

Парасимпатотония

1

4

-15–15

Уравновешенность симп. и парасимп. влияний

10

42

16–30

Симпатотония

12

50

>30

Выраженная симпатотония

1

4

Для оценки функционального состояния организма использовался расчёт индекса функциональных изменений — интегрального показателя на основе значений артериального давления, возраста, роста и массы тела. Все обследованные студентки показали достаточные высокие функциональные возможности.

Для оценки степени тренированности сердечно-сосудистой системы к нагрузке использовался коэффициент выносливости, высчитанный с применением показателей частоты сердечных сокращений и пульсового давления. Оценке «хорошо» соответствуют 8 % девушек, «удовлетворительно» — 46 %, «неудовлетворительно» — также 46 % (таблица 6).

Таблица 6 — Коэффициент выносливости

Значение

Интерпретация

Количество студентов

в данном интервале

Процент от общего количества исследованных

До 12

«Отлично»

0

13–15

«Хорошо»

2

8

16–20

«Удовлетворительно»

11

46

21–25

«Неудовлетворительно»

11

46

Выводы

Проведение исследований позволило получить количественную характеристику морфофункциональных, физиологических и психофизиологических параметров, характеризующих физическое развитие девушек основного отделения.