Психологическая готовность выпускников вузов
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Калинина Н. А.
Научный руководитель: к.п.н., доцент Н. В. Гапанович-Кайдалов
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
г. Гомель, Республика Беларусь
Введение
Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Качество образования подразумевает не только востребованность полученных знаний в конкретных условиях, их применение для достижения конкретной цели и повышения качества жизни, но и планомерное, направленное личностное развитие специалиста в ходе обучения в высшем учебном заведении. Традиционно особое внимание в отношении становления профессионально важных качеств личности в ходе обучения и воспитания уделяется в профессиях сферы человек-человек (таких как, психолог, преподаватель и др.) [1].
Психологическая готовность с точки зрения личностного подхода — это целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение [2].
В контексте личностно-деятельностного подхода, психологическая готовность рассматривается как способность и умение ставить цели, прогнозировать, желание достигать качественных результатов. В этой связи особенно важным является изучение потребностей и мотивов выпускников, характеризующих их желание развиваться в профессиональной сфере, умение планировать свою деятельность, стремление к достижениям и самосовершенствованию [3].
Традиционно в личностно-деятельностном подходе выделяют мотивационную (ответственность за выполнение задач, чувство долга), ориентационную (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности), операционную (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), волевую (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями), оценочную (самооценка профессиональных компетенций).
Психологическая готовность, как установка — это переживания в отношении объекта (в отношении будущей профессиональной деятельности), это настроенность вести себя определенным образом, учитывая прошлый опыт, приобретенные знания, умения в процессе обучения в вузе [4].
Цель исследования
Изучение психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности, разработка диагностического инструментария.
Материалы и методы исследования
Существует два основных подхода к измерению психологической готовности: субъективный (самооценка психологического состояния готовности) и объективный. В нашем исследовании изучается психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов с учетом объективного и субъективного подхода к методам исследования. Используются следующие методы и методики: анкетирование тест Р. Кеттелла, позволяющий определить профиль профессиональной направленности студентов и выпускников, спрогнозировать эффективность будущей деятельности; шкала оценки потребности в достижении Ю. М. Орлова; полуструктурированное интервью для более углубленного изучения мотивации к профессиональному развитию и совершенствованию выпускников, а также для исследования переживаний, связанных с пониманием своего места в профессии, перспектив и планов становления; метод анкетирования.
На этапе пилотажного исследования проводилось анкетирование студентам по проблеме психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. В анкетировании приняло участие 130 студентов пятых курсов Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины (п = 45), Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (п = 45) и Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина (п = 40).
По результатам анкетирования были получены следующие результаты: 75 % выпускников собираются работать психологами, 25 % — нет. Причем только 48 % студентов планируют работать и развиваться профессионально в сфере образования, где и существует основная потребность в специалистах данной профессии, 17 % — собираются отработать 2 года по распределению, а затем переориентироваться в другие сферы деятельности психолога, а 35 % — будут искать возможность трудоустроиться в административном секторе, как специалисты по подбору кадров, заниматься частной практикой.
У студентов-психологов выпускных курсов существует положительная (43 %), отрицательная (32 %) и неопределенная установка (25 %) в отношении готовности к профессиональной деятельности. Положительная установка связана с тем, что выпускник считает, что обладает достаточными практическими и теоретическими знаниями для осуществления профессиональной деятельности, отрицательная, наоборот; неопределенная установка характеризуется затруднениями в профессиональном определении, непонимании своего места в профессии и перспектив развития и становления, неуверенностью в достаточности знаний и умений для осуществления практической деятельности.
Психологическая готовность молодого специалиста — это сложное интегральное образование, включающее комплекс личностных характеристик, сформированность знаний и умений, необходимых для успешного осуществления деятельности; особенности мотивационно-потребностной сферы, эмоциональное состояние человека, заключающееся в переживаниях, эмоциях в отношении перспектив вхождения в профессию и развития в ней, самооценку своей подготовленности. С точки зрения практической помощи молодым специалистам целесообразно организовывать обмен опытом с практикующими специалистами системы образования в виде круглых столов, семинаров-тренингов, с помощью интерактивных методов.
- Министерство здравоохранения республики беларусь
- Гипотензивная терапия у лиц пожилого возраста
- Литература
- Ошибки в диагностике цирроза печени
- Литература
- Литература
- Литература
- Обменные нарушения в эритроцитарном звене эритрона
- Литература
- Повышение эффективности обезболивания
- Литература
- Особенности течения катарактальной хирургии
- Литература
- Вопросы медицинской этики
- Литература
- Противотуберкулезным препаратам микобактерий туберкулеза в Гомельской области
- Литература
- Биоимпедансное изучение состава тела у спортсменов,
- Литература
- Исследование физических и химических свойств
- Литература
- Литература
- Осложнения острой пневмонии у детей
- Литература
- Литература
- Проблема синдрома эмоционального выгорания
- Литература
- Склонность к синдрому профессионального выгорания
- Литература
- Литература
- Особенности течения родов и их исходы
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Сравнительный анализ показателей максимальной
- Литература
- Причины частых респираторных заболеваний у детей
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Провоспалительное звено иммунитета у больных
- Литература
- Особенности острых респираторных инфекций
- Литература
- Литература
- Исследование вариабельности сердечного ритма
- Литература
- Музыкально-певческая культура
- Литература
- Сравнение традиционной лапароскопической
- Литература
- Литература
- Состояние глаз программистов
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Примечание: Данные представлены в виде (Ме; 25%–75%; Min-Max)
- Литература
- Инфекции, передаваемые половым путем,
- За период с 1980 по 2010 гг.
- Литература
- Литература
- Неонатальные желтухи
- Литература
- Литература
- Литература
- Анализ диагностики механической желтухи
- Литература
- Литература
- Литература
- Качество жизни пациентов перенесших рак молочной железы
- Литература
- Психологическая готовность выпускников вузов
- Литература
- Перинатальная патология нервной системы
- Литература
- Литература
- Анализ структуры
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Врачебное искусство
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Современные приборы индикации отравляющих веществ
- Литература
- Литература
- Ортопедическая конфигурация
- Литература
- Литература
- Литература
- Программа диагностического и лечебного алгоритма
- 1. Дооперационные:
- 2. Интраоперационные:
- 3. Послеоперационные:
- Литература
- Гигиеническая оценка влияния погодных условий
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Течение беременности у женщин
- Литература
- Применение инфографики для анализа пространственного
- По административным районам г. Минска (шкала определена по принципу равноделенного ряда)
- Районам г. Минска в показателях на 100 тыс. Населения
- Литература
- Исследование биовозраста школьников г. Гомеля
- Литература
- От четырех физиологических показателей для девочек
- От четырех физиологических показателей для мальчиков
- Литература
- Литература
- Литература
- Возможности коррекции l-name-индуцированной эндотелиальной
- Литература
- Выбор метода лечения недержания мочи
- Литература
- Роль no в механизмах регуляции сосудистого тонуса
- Литература
- Физическое развитие девушек
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Результаты изучения синдромов депрессии и тревоги
- Литература
- Литература
- Литература
- Осложнения радикального хирургического лечения
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Сравнительная характеристика анамнестических данных
- Литература
- Литература
- Местная реакция ткани печени на имплантацию
- Литература
- Хирургическое лечение хронической сердечной недостаточности
- Литература
- Литература
- Возникновение судорожного синдрома
- Литература
- Оценка геометрических показателей кардиоинтервалограммы,
- Литература
- Зависимость коэволюционных изменений
- Литература
- Литература
- Прогностические критерии как факторы
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Изменение показателей вариационного анализа сердечного
- Литература
- Литература
- Литература
- Особенности течения беременности и исходы родов
- Литература
- Содержание
- Проблемы и перспективы развития современной медицины
- IV Республиканской научно-практической конференции