logo search
ДневниЧЁК

2. Смерчи

Смерч – одно из самых жестоких и разрушительных явлений природы. Прогнозировать смерчи пока не удаётся, поэтому их появление бывает неожиданным. Возникают такие вихри в мощных грозовых облаках и часто сопровождаются грозой, дождём, градом. Конечно, речь не идёт о том, что смерчи возникают в каждом грозовом облаке. Обычно это происходит на грани фронтов – в переходной зоне между тёплой и холодной воздушными массами. Смерчи образуются при неустойчивом состоянии атмосферы, когда воздух в верхних слоях очень холодный, а в нижних тёплый. Происходит интенсивный воздухообмен, сопровождаемый образованием вихря огромной силы.

Смерч, по мнению В.В. Кушина, - это не ветер, а скрученный в тонкостенную трубу “хобот” дождя, который вращается вокруг оси со скоростью 300-500 км/ч. За счет центробежных сил внутри трубы создается разряжение, и давление падает до 0,3 атм. Если стенка “хобота” воронки рвется, наткнувшись на препятствие, то внутрь воронки врывается наружный воздух. Перепад давлений 0,5 атм. разгоняет воздушный вторичный поток до скоростей 330 м/с (1200 км/ч) и более, т.е. до сверхзвуковых скоростей.

Смерч живёт недолго, так как довольно скоро холодная и тёплая воздушные массы перемешиваются, и таким образом поддерживающая его причина исчезает. Однако даже за непродолжительный период своей жизни смерч может произвести огромные разрушения.

Физическая природа смерча очень разнообразна. С точки зрения физика-метеоролога - это скрученный дождь, неизвестная ранее форма существования осадков. Для физика-механика - это необычная форма вихря, а именно: двухслойный вихрь с воздушно-водяными стенками и резким различием скоростей и плотностей обоих слоев. Для физика-теплотехника смерч - это гигантская гравитационно-тепловая машина огромной мощности; в ней мощные воздушные потоки создаются и поддерживаются за счет теплоты фазового перехода вода-лед, которая выделяется водой, захваченной смерчем из любого естественного водоема, когда она попадает в верхние слои тропосферы.

До сих пор смерч не спешит раскрывать и другие свои тайны. Так, нет ответов на многие вопросы. Что представляет собой воронка смерча? Что придает ее стенкам сильное вращение и огромную разрушительную силу? Почему смерч устойчив?

Исследовать смерч не просто трудно, но и опасно - при непосредственном контакте он уничтожает не только измерительную аппаратуру, но и наблюдателя.

Сопоставляя описания смерчей (торнадо) прошлого и нынешнего столетий в России и других странах, можно видеть, что они развиваются и живут по одинаковым законам, но эти законы до конца не выяснены и поведение смерча кажется непредсказуемым.

Во время прохождения смерчей естественно все прячутся, бегут, и людям не до наблюдений, а тем более измерений параметров смерчей. То немногое о внутреннем строении воронки, что удалось узнать, связано с тем, что смерч, отрываясь от земли, проходил над головами людей, и тогда можно было видеть, что смерч представляет собой огромный пустотелый цилиндр, ярко освещенный внутри блеском молний. Изнутри раздается оглушительный рев и жужжание. Считается, что скорость ветра в стенках смерча доходит до звуковой.

Смерч может всосать и поднять ввысь большую порцию снега, песка и др. Как только скорость снежинок или песчинок достигает критического значения, они будут выброшены через стенку наружу и могут образовать вокруг смерча своеобразный футляр или чехол. Характерной особенностью этого футляра-чехла является то, что расстояние от него до стенки смерча по всей высоте примерно одинаково.

Контрольные вопросы.

1. Предусматривается ли ответственность за нарушение законо­дательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

Заключительная часть

- Напоминаю тему урока, цели. Виды стихийных бедствий и методы борьбы с ними

- Через контрольные вопросы определяю, достигнута ли цель.

- Выставляю отметки.

- Подвожу итог занятия.

- Задаю конкретное домашнее задание. Написать в тетради временные укрытия от смерча, урагана, бури.

Руководитель занятия (ФИО) -----------------------------------------------------

«----»--------------2009 г

28.10.2009.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 134

---------------------------------

«----»----------------2009 г.

План – конспект

Проведения урока 10 «А» класса

Тема: Виды вооруженных сил. Рода войск

Учебные вопросы:

1. Виды вооруженных сил

2. Рода войск

Цели:

Учебная: Ознакомить учащихся с видами вооруженных сил РФ и Рода войск.

Воспитательная: Воспитать патриотические качества к Родене, как защитника Отечества.

Время: 40 минут.

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Метод обучения: рассказ, показ, беседа.

Материальное обеспечение (Наглядные пособия и технические средства обучения) Литература: Учебное пособие ОБЖ. А.В. Наследухов.

План проведения занятия

1. Вводная часть –5 минут

2. Основная часть – 30 минут

а). Первый учебный вопрос – 15 минут

б). Второй учебный вопрос – 15 минут.

3. Заключительная часть –5 мину

Ход занятия

Вводная часть:

Приветствие.

Проверка посещаемости по школьному журналу.

Проверка выполнения домашней работы.

1. Что такое источник природной чрезвычайной ситуации?

Ответ: Опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории возникла или может воз­никнуть чрезвычайная ситуация.

Основная часть занятия:

Учебный вопрос: