logo search
сборник_2012_2 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Информационный центр ЮНФПА «Мир семи миллиардов». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.unfpa.org.

2. Новости вспомогательных репродуктивных технологий // Проблемы репродукции. — 2004. — № 2. — С. 41.

3. Курило, Л. Ф. [и др.] // Проблемы репродукции. — 2001. — № 6. — С. 22–26.

УДК 618.177-089.888.11:17+34.038

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ЭТИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Коваленко Т. И.

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры общественного

здоровья и здравоохранения Л. Г. Соболева

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Республика Беларусь, г. Гомель

Введение

Проблема бесплодия в Республике Беларусь, как и во всем мире, имеет не только медицинское, но и огромное социально-демографическое значение. В настоящее время на планете от бесплодия страдают 15–20 % супружеских пар.

Для лечения бесплодия широко используются вспомогательные репродуктивные технологии (искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида в яйцеклетку, перенос гамет и зигот в грубы и матку). Основной отличительной особенностью этих технологий являются манипуляции с гаметами вне организма человека, а целью — наступление беременности и рождение здорового ребенка.

Появление новых методов лечения бесплодия в браке стало возможным благодаря стремительному научно-техническому прогрессу и прежде всего появлению высокотехнологичного оборудования: ультразвуковой аппаратуры, СОч-инкубаторов, культуральных сред и других средств, позволяющих получать и поддерживать жизнедеятельность половых клеток и эмбрионов вне организма. Однако успехи фундаментальных наук (в первую очередь молекулярной биологии, генетики, цитологии и эмбриологии), разработка и широкое внедрение в медицинскую практику биомедицинских технологий ставят ряд морально-этических и правовых вопросов, связанных с ответственностью ученого и врача перед обществом за свою профессиональную деятельность, с регулированием и последствиями (социальными, экологическими, медицинскими) применения биомедицинских технологий. Этико-правовые вопросы возникают при использовании репродуктивных технологий, при медико-генетическом консультировании, генотерапии, в области трансплантологии и др.

Основная часть. 17 марта 2011 г. в постоянной парламентской комиссии «По охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи» состоялось первое чтение законопроекта «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении».

В Беларуси методы вспомогательных репродуктивных технологий (далее ВРТ) применяются уже 16 лет, но не было закона, который бы регулировал эту сферу медицинской деятельности. И в этом мы сильно отстаем от многих стран и даже наших ближайших соседей. В Литве подобный закон был принят в 2000 г., в Эстонии — в 1997 г., в Армении — в 2002 г., в Казахстане — в 2004 г., в ФРГ — более 20 лет назад — в 1990 г.

В связи с обсуждением в Палате Представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении» Белорусская Православная Церковь полагает необходимым обратить внимание общественности на ряд этических проблем, возникающих в сфере применения новейших биотехнологий.

Один из фундаментальных вопросов — правомерность отнесения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и т. н. «суррогатного материнства» к медицинской помощи. Законодательством установлено следующее определение понятия «медицинская помощь»: «медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками» (ст. 1, Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-ХП (ред. от 15.07.2010) «О здравоохранении»). Очевидно, что под данное определение не подходят такие услуги, следовательно, отнесение их в законопроекте к медицинской помощи противоречит законодательству. И хотя ЭКО и «суррогатное материнство» реализуются с помощью медицинских средств и медперсоналом, их нельзя отнести к медицинской помощи.

Среди провозглашенных в законопроекте принципов (законность, уважение прав, свобод и интересов; доступность; добровольность; конфиденциальность; профессионализм), на основании которых применяются методы ВРТ, нет принципа «этичности».

Так, до недавнего времени серьезные этические вопросы возникали в связи с ч. 2 ст. 19 законопроекта, где речь шла об использовании в научно-исследовательских целях невостребованных эмбрионов. Проблема здесь заключается не в характере ограничений, а в легализации самой возможности подобных исследований, которые есть не что иное, как бесчеловечные опыты над будущими людьми.

Представители заинтересованных организаций и граждане предлагали упразднить данное положение. В результате оно было устранено. Однако на его месте возникли новые, более сложно сформулированные положения.

Так, в соответствии со статьей частью первой статьи 18 проекта невостребованные в результате применения ВРТ половые клетки могут быть использованы в научно-исследовательских целях. Нельзя исключать, что эти клетки могут быть использованы для создания новых эмбрионов.

Коллизии и сложности этического, духовно-нравственного порядка возникают в связи с уничтожением «лишних» эмбрионов, т. е. будущих людей, при ВРТ, а также вопросы, связанные с упомянутыми выше экспериментами над эмбрионами и использованием фетального материала. При рассмотрении данного документа нельзя игнорировать очевидного факта: жизнь человека начинается с момента его зачатия и требует к себе подобающего отношения. В тексте закона эмбрионы признаются «живыми организмами».

Заключение

Хотелось бы верить что, в будущем будут приняты законопроекты, строго регламентирующие использование вспомогательных репродуктивных технологий, что споры между церковью и медициной придут к консенсусу. Хотя применение ВРТ и по сей день вызывает противоречия с разных сторон, однако от вспомогательных репродуктивных технологий мы никуда не денемся, их нельзя запретить, ведь для некоторых людей ВРТ это своего рода « спасательный круг », который им дает надежду на ребенка.