Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
Для осознания собственной способности слушать выполните следующие упражнения.
Задача упражнений: развитие произвольного слухового внимания, умения эффективно слушать собеседника.
Упражнение 1
Вариант 1
Прислушайтесь к отдаленным звукам. Перечислите все звуки, которые услышите в течение пяти минут. Выполняйте это упражнение два-три раза в день в различных условиях.
Вариант 2
Улавливайте звуки выборочно. Например, слушайте только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальные.
Вариант 3
Слушайте попеременно тиканье то одних, то других часов (справа и слева).
Упражнение 2
Вариант 1
Вспомните и постарайтесь как бы вновь услышать разные звуки (бульканье воды, наливаемой в стакан; шум мотоцикла, поезда, трамвая; звуки шагов прохожего; музыкальные позывные последних известий; звонки телефона и др.).
Вариант 2
Наметьте в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний, переключайтесь от одного к другому.
Упражнение 3
Вариант 1
Прислушивайтесь на лоне природы к реальным звукам и различайте их (журчание ручейка, шелест листьев, голоса птиц, насекомых, шум ветра и др.).
Вариант 2
На концерте прислушайтесь к «голосу» различных инструментов, сравните их звучание.
Вариант 3
Вслушивайтесь в звуки высоких и низких тонов.
Упражнение 4
Вспомните голос и интонацию фразы знакомого вам человека и, закрыв глаза, воссоздайте ее с наибольшей точностью. Повторите эту фразу вслух. При встрече со знакомым сравните «подлинник» с имитацией.
Упражнение 5
Выполняйте в паре. Расскажите о чем-нибудь в течение трех минут. Партнер должен пересказать ваше сообщение тем же тоном, в том же темпе, с тем же уровнем громкости. Важно не столько содержание, сколько подражание.
Упражнение 6
При каждом удобном случае подытоживайте то, что сказал говорящий (что он при этом, как вам кажется, имел в виду). Ведите учет, как часто вы используете этот прием.
Упражнение 7
Выполняйте вдвоем или втроем. Встаньте спиной к остальным. Партнеры должны совершать какие-нибудь действия. Ведущему необходимо понять, что происходит за его спиной.
Упражнение 8
Подберите утверждения для каждой модели поведения.
• Я хотел бы достичь в своем умении слушать следующего...
• На работе (в школе) благодаря умению слушать я хотел бы достичь следующего...
• В личной жизни благодаря умению слушать я хотел бы достичь следующего...
Упражнение 9
Наблюдайте за собеседниками, ответьте на вопросы:
• Как люди невербально показывают, что они вас не слушают?
• ...что у них какие-то проблемы?
• ...что они хотят закончить разговор?
• ...что им неинтересно?
• ...что они своими мыслями где-то далеко?
Учитесь распознавать по невербальным сигналам различные эмоциональные состояния собеседника (сомнение, доверие, невнимательность, напряженность, безразличие и др.).
Упражнение 10
Выполните следующие упражнения.
Задание 1
Слушайте радио или телепередачу. Заметьте, с какой скоростью говорит диктор. Делает ли он паузы? Какие это паузы (продолжительные они или нет, регулярные или беспорядочные)? Уловив особенности его речи, произносите звуки тем же тоном, в том же темпе, с тем же уровнем громкости.
Задание 2
Заметьте изменения в темпе речи и тональности голоса собеседника. Проанализируйте, почему это происходит.
Задание 3
Понаблюдайте за поведением телеведущих ток-шоу при опросе участников программы (желательно с включенным звуком). Когда люди более активно кивают: при собственных высказываниях или слушая других? В чем, по-вашему, причина?
Задание 4
Определите ситуации, когда люди во время общения склоняют голову набок («по-собачьи»). Какие особенности с точки зрения предмета нашего наблюдения вы у них отметили?
Упражнение 11
Понаблюдайте по телевизору за выступающими, рассказчиками, комментаторами. Отметьте количество и виды речевых погрешностей, которые они допускают. Вы наверняка заметите, что у каждого есть свои излюбленные слова-паразиты. «Э-э» обычно бьет все рекорды.
Упражнение 12. Найдите различия
Определите различия в звучании двух текстов — стихотворного и прозаического. Расставьте в словах ударения. В каком тексте ударные и безударные слоги чередуются равномерно, ритмично?
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?